Можно ли на воровстве основать национальную «духовность»?
На модерации
Отложенный
Вот честное слово, не хотел об этом писать – вернее, приводить конкретные примеры, но меня вынудили.
В последние дни градус псевдопатриотической истерии разбил все термометры – но это нормально: так обычно бывает во всех странах, с несостоятельной экономикой – перед ее крахом. И когда уже не по своей инициативе, а лишь втянутому с агрессивную беседу про «наши» и «не наши» «ценности», приходится отвечать – то кого-то неизбежно приносишь «в жертву» истине.
Как историк я давно отстаиваю концепцию о необходимости дальнейшего окультуривания нашей родины (если в двух словах: Россия – провинция Европы, которая должна продолжать учиться у нее, как у родителя общей великой цивилизации), но часто натыкаюсь на невежественных, но весьма агрессивных спорщиков, которые все хотят идти неким «своим путем» и кричат о неимоверной «самобытности России». Сто раз я уже писал о том, что все науки, все виды искусства, все жанры литературы (а так же книгопечатный станок, вилка и аптеки) – все у нас завезено с Запада (как и абсолютное большинство соответствующих слов) – но вот на днях загнанные в угол оппоненты бросились на меня в прямом смысле с пеной у рта и закричали о том, что «у нас тут музыка, которая для души – а у них там такой быть вообще не может». И в качестве примера умудрились привести два действительно хрестоматийных, действительно базовых для национального менталитета примера, но, к сожалению, оба примера – чистейший и позорнейший плагиат. Поскольку подобные ошибочные примеры – штука невероятно распространенная, то я вынужден (!) об этом сказать – итак.
«Нежность» (слушаем) - песня А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова – это укр… заимствованная у Бенджамина Бриттена «Сентиментальная сарабанда», слушаем ее.
Сочинение Бриттена, безусловно, на много уровней сложнее и тоньше песни (которую я ОЧЕНЬ любил с детства) Пахмутовой, но я должен напомнить одну кошмарную для нашей «духовности» штуку: один из главных композиторов двадцатого века был открытым геем, и открыто жил со своим любовником – тенором Питером Пирсом (уникальный случай: в связи со смертью Бриттена королева принесла официальные соболезнования его официальному партнеру). Таким образом, я считаю, что наши патриоты должны немедленно перестать восхищаться песней Пахмутовой (и вырезать ее из фильма «Три тополя на Плющихе») не столько из-за плагиата (коррумпированных чиновников таким детсадом не смутишь), но по аспектам «нравственного» свойства. И вообще, какое счастье, как отрадно сознавать, что вот, к примеру, наш Николай Добронравов – не имеет ничего общего с растленным Бриттеном: Николай Николаевич всю жизнь был верен Александре Николаевне.
И вторая хрестоматийная песня – еще более «русопятская». Она называется «Вальс расставания» (в народе - «Вальсок») и написана Яном Френкелем на стихи К. Ваншенкина (стихи простенькие – эмоциональный эффект держится на мелодии). Прозвучала она в фильме «Женщины», который повествовал о «типичных представителях» русской, советской женщины – об их сложной судьбе и непоколебимой «духовности», которую укрепляет русская песня. Играли там Нина Сазонова и Инна Макарова.
Песню вы все прекрасно знаете, десятилетиями звучит из всех радиоточек, вот она.
А теперь слушаем оригинал, который написал человек не просто с фамилией Крейслер, но и с именем Фриц (австрийский скрипач и композитор).
Обратите внимание, насколько чудовищно нагло в обоих случаях сделан плагиат – композиторы страны «победившей духовности» даже не удосужились схитрить (музыканты поймут) и как-то модифицировать главную тему.
Еще раз хочу сказать, что обе эти песни мною с детства любимы, что плагиат я случайно выяснил 10 лет назад, и четыре года назад (соответственно), но не хотел на этом заострять внимание. Теперь меня вынудили. Кстати, таких примеров я знаю МНОЖЕСТВО – просто, не про все мне кричали в последние дни с пеной у рта.
Замечу, что деятели русской культуры девятнадцатого века были более совестливыми (возможно, потому что граница была открыта и информация могла просочиться…). Например, тот же Пушкин всегда признавал, что многие образы и жанры заимствовал у Шатобриана и Байрона, а подчас - делал сноску – и прямо писал, что, например, «привычка свыше нам дана: замена счастию она» - это прямой ПЕРЕВОД из Шатобриана. Так же и композиторы. Например, я помню, был в восторге от песни из оперы А. Аренского «Рафаэль» (знаменитая ария «Страстью и негою сердце трепещет», советую слушать в исполнении Л. Собинова) – удивился мелодичности, легкости (в России все чаще - тема замерзающего пьяного ямщика и народных бунтов), а когда отвлекся от диска и взялся за клавир - увидел сноску композитора «мелодия заимствована из неаполитанской песни». Ну, и т.д.
Итак, зададимся логичным вопросом: можно ли основывать национальную «духовность» на воровстве, на обмане? Нравственно ли это (ведь мы сейчас так носимся с этим делом)? И не походит ли внешняя политика нынешнего правительства на подобные аферы в сфере искусства? Короче говоря: не стыдно ли присваивать себе чужое?! Да еще и кичиться тем, что мол – «у них там вот такого нет»!
P.S. Продолжая тему «глиняных ног» колосса отечественной духовности, не могу не упомянуть и «внутривидовые» махинации. Например, на днях Интернет удивил МИД РФ, который на своей официальной странице в Фейсбуке разместил (вдруг) военизированное стихотворение тов. К. Симонова «Жди меня». Этот стих – один из главных символов советской пропаганды эпохи Второй мировой. Но я вынужден напомнить, что его текст нагло украден: тов. Симонов это своровал у расстрелянного большевиками Никлая Гумилева (т.е. стих принадлежит иной формации, Серебряному веку – наследнику Бодлера и Рембо), а так же имеет совсем другое, более тонкое значение:
Жди меня. Я не вернусь —
это выше сил.
Если ранее не смог —
значит — не любил.
Но скажи, зачем тогда,
уж который год,
я Всевышнего прошу,
чтоб тебя берег.
Ждёшь меня? Я не вернусь,
— не смогу. Прости,
что стояла только грусть
на моем пути.
Может быть
средь белых скал
и святых могил
я найду
кого искал, кто меня любил?
Жди меня. Я — не вернусь!
Напомню, что советские скоты так и не реабилитировали великого Гумилева. Это было сделано только в 1992 году.
Комментарии
Комментарий удален модератором
-----------------------------------------------------------
Судя по Дурментальям и Свинянкам-можно
Они до сих пор считают Кремлевского вора-незаменимым
и нужнА...!
ну если ето руССкая дух-овнасть...!
Но этот вывод неверный. Песня «Хас-Булат удалой» — не народная. Текст «Эллегия», который лег в ее основу, написал российский поэт Александр Аммосов. Впервые текст был опубликован 16 ноября 1858 года в военном журнале «Русский инвалид». А уже после этого композитор Агренева-Славянская написала к нему музыку.
======================
А где грань между похожестью и плагиатом? Кто её определяет?
Помню, однажды, когда Киркорова упрекнули в перепевке чужих хитов, он сказал, что поскольку нот всего семь, естесственно что число возможных сочетаний из этих нот - ограничено и конечно, следовательно, похожесть - неизбежна.
До сих пор диву даюсь, КАК(?!) в его голову могла прийти такая грамотная "отмазка"…)))
херой руССкай народнай песенки "хасбулат"...?!?
Тогда, по-моему, и термина такого не было.
А сегодня есть.
И, говорят, эта духовность повысилась неимоверно (судя, например, по количеству церковной попсы и ее храмов для выступлений и т.д.).
Ну, а сколько сегОдня плагиата! Видимо-невидимо.
Неужели он в наше время тоже влияет на национальную духовность?
Автор, ну-ка обрушься со своим изобличением на современных скотов!
Вот еще факт
Охотник до журнальной драки,
Как упоительный Зоил
Слюною бешенной собаки
Разводит опиум чернил.
Если вам нечем возразить по существу, не засоряйте обсуждение переходом на личности.
У него в истории России нет практически ничего позитивного, а то что есть украдено. Вам нравится быть потомком воров и дикарей, будте, но не надо в этом убеждать остальных.
у одного писюн торчит
у другой соски торчат...
не дух-овно...!
а то что есть украдено... ФАКТ...
история рф до петьки 1 сплошная панихида...
апосля петьки 1 сплошное уголовное дело...
ФАКТ...!
А что касается музыки, я не настолько хорошо образован музыкально, как историк Понасенков, что бы выносить однозначный вердикт- украдено.
https://www.youtube.com/watch?v=vLjAL_uV5mQ
который иначе - воровство.
Гуно "Марш солдат" стал "Взвейтесь кострами".
"Ой, рябина кудрявая" очень лихо вплелся в "Мой адрес не дом, и не улица"..
Таких совпадений десятки.
Какое это имеет отношение к "духовности".
Если и говорить о различиях в ценностях, то это то, что англичание приняли в 1215 году Великую хартию волностей,
а мы как впустили в своё государственное тело принципы орды, так и до сих пор к ним тяготеем.
Мы противопоставляем себя бездуховному Западу, а сами берем/воруем там все, включая интеллектуальный/духовный продукт.
Отсюда и всё остальное.
" советские скоты", - "говорит интеллектуал",, взявшийся за клавир.
И кто это говорит?!
Ходит Спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом-то Спесь аршин с четвертью,
Шапка-то на нем во целу сажень,
Пузо-то его все в жемчуге,
Сзади-то у него раззолочено.
А и зашел бы Спесь к отцу, к матери,
Да ворота некрашены!
А и помолился б Спесь во церкви божией,
Да пол не метен!
Идет Спесь, видит: на небе радуга;
Повернул Спесь во другую сторону:
Не пригоже-де мне нагибатися
А.К.Толстой
СКАЛОЗУБ
...Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие манёвров и мазурки!..
".Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.."
"...И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал..."
Горе от ума
Это сделали дерьмократические скоты ...
Это ж Россия