Чёрт и Соборы Германии
На модерации
Отложенный
Чёрт и Соборы Германии
Фото 1
https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/06092017/5983661-2539639.jpg
Отношение к нечистой силе всегда было двойственным. Официально дьявол понимался как извечный враг бога и людей, смыслом существования которого было соращение с пути истинного. Причём сам чёрт не извлекал из этого никакой пользы, кроме удовольствия помучить души христианские в аду (куда они попадали с соизволения божиего, за грехи свои). В этом было нечто от полицейской практики подбивать людей на преступления, а потом их же за это и сажать.
Другое отношение можно обозначить как народное и оно сохранилось во множестве легенд и сказок. В них чёрт выступает в роли этого мафиози. Понятно, что это существо опасное, с ним нужно иметь ухо востро. Но соблюдая некоторые правила, с ним в случае нужды вполне можно иметь дело – у него есть известный кодекс чести (он соблюдает данное слово), у него есть полезные возможности. При этом во многих легендах чёрт проявляет удивительную наивность и, очевидно веря в лучшие человеческие качества, позволяет обманывать себя снова и снова.
Пожалуй, наиболее забавным представляется факт, что в сотрудничество с чёртом люди вступали не только в делах житейских (что было бы понятно), но даже и в делах божественных. Чёрт участвовал в написании библии (я уже рассказвар об этом), помогал в строительстве церквей и соборов или просто проводил в них нечто вроде отпуска. Правда, большинство подобных рассказов подверглось известной обработке в смысле улучшения имиджа церкви.
Я приведу несколько таких рассказов.
I. Чёрт и собор в Эссене
Фото 2 – Фронтон собора в Эссене.
https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/06092017/5983661-2539640.jpg
Абатисса Матильда была не кто попало, а внучка императора Отто I Великого. Будучи особой влиятельной, она занималась политикой и, соответственно, отличалась здоровым практицизмом. Кроме того, судя по некоторым её поступкам, её религиозность отличалась неортодокальностью. Как бы то ни было, но будучи в Риме (ок. 1000 года), она решила переправить в Эссен мраморную античную колонну. Использовать в строительстве готовые антчные детали было в те времена делом обычным. Она объявила нечто вроде конеурса на производство транспортных работ, причём условия были жесткие – выиграет тот, кто выполнит работу дешевле и быстрее всего. Нечего и говорить, что чёрт предложил наиболее подходящие условия, а святая абатисса не погнушалась предложением воспользоваться.
Согласно легенде, чёрт свою часть работы выполнил (колонна и по ныне находится в Соборе, хотя и носит имя матери Матильды. Абатиссы Иды), но Матильда его обманула, сохранив себе душу.
Фото 3 – Колонна Иды в интерьере собора
https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/06092017/5983661-2539641.jpg
Однако в этом есть сомнения. Дело в том, что Матильда, чья религиозность, как сказано, не была ортодоксальной, не постеснялась пожертвовать в христианский собор (который ей фактически принадлежал) иудейский символ – Семисвечник (который так же и по ныне находится в соборе). Так мало того, она заказала украсить постамент семисвечника изображениями чёрта (сейчас их представляют как сатиров), что на мой взгляд свидетельствует об известной благодарности.
Фото 4 – Эссенский семисвечник
https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/06092017/5983661-2539642.jpg
Фото 5 – Одно из изображений чёрта (сатира) на Эссенском семисвечнике. Ниже видна пара масок чёрта.
II. Чёрт и собор в Хильдесхейме.
Фото 6 – Собор в Хильдесхейме
Согласно одному из вариантов легенды, чёрт помогал при строительстве собора, но был обманут при расчёте.
Как считается, в гневе он попытался разрушить собор (а может просто в отчаянии ударился головой о стену) и оставил на стене отпечаток рога. Если же мне будет позволено высказать сво1 мнение, то он, как всякий уважающий себя средневековый мастер каменотёс, просто оставил подпись под своей работой.
Фото 7 – Отчечаток рога чёрта на стене собора в Хильдесхайме
III. Чёрт и собор в Мюнхене
Чёрт так же помогал при строительстве собора в Мюнхене. Причём руководитель строительства в качестве оплаты предложил ему даже свою душу, а просто душу первого, кто войдёт в готовый храм. Кстати, весьма современно, как я считаю, распоряжаться чужими душами, а не своей. Ясно как день, чёрта обманули, так что он оставил на полу отпечаток своей ноги.
Фото 8 – Отпечаток ноги чёрта в соборе Мюнхена
Судя по отпечатку, чёрт носил ботинки 45 размера. Место, где оставлен отаечаток, отличается забавным свойством – некогда с него не было видно ни одного окна, все были чем нибудь заслонены. Сейчас это уже не так – окно в конце гравного нефа видно.
Фото 9 – Вид от чёртова следа
В небольшом городочке Цюллинг (Zulling, собственно, сейчас район города Ландау) имеется схожая, но на мой взгляд более удивительная достопримечательность. Там чёрт оставил следы не внутри, а у на газоне стены церкви Непорочного Зачатия. 2 свободных от травы отпечатка ног существуют не менее 500 лет.
IV. Чёрт и Кёльнский Собор.
Один из нескольких вариантов легенды гласит, что руководителя строительства (Мастер Герхард фон Риле) заподозрили в сговоре с чёртом потому, что строительство продвигалось подозрительно быстро. Кроме того, на сироительстве не воровали, что служило ещё более убедительным аргументом в пользу вмешательства нечистой силы. В конечном итоге с мастером Герхардом произошел несчастный случай, он упал с лесов, якобы без постороннего вмешательства. Влияние чёрта тут же прекратилось и Кёльнский собор стал рекордсменом по длительности строительства – 800 лет.
V. Чёрт и Собор в Аахене.
Согласно легенде, строители собора в Аахене обратились к чёрту не за технической, а за финансовой помощью. У чёрта ведь, как известно, денег куры не клюют. Обманули они его схожим с мюнхенским образом. Они пообещали душу первого, кто войдёт в собор и подсунули волка. Из этого следует, что в те времена (строительство собора в Аахене это 9 век) вполне допускали наличие души у животных. Будучи обманутым, чёрт так хлопнул бронзовой дверью, что та треснула.
Фото 10 – Трещина в двери Аахенского собора.
Эти врата получили название волчьих, хотя украшены они не мордами не волков, а львов. В пасти одного из львов имеется нечто, что считается превратившимся в металл большим пальцем чётра (он сломал палец, хлопая дверью)
Фото 11 – Палец чёрта в пасти льва.
Что бы как то сгладить свою ответственность за волчью душу, в Аахенском соборе установили памятник волку (причём не изготовили его специально, а взяли позднеантичную статую).
Фото 12 – Аахенская волчица
VI. Чёрт и Церковь Марии в Любеке.
Согласно легенде, чёрт помога в строительстве собора, пребывая в уюеждении, что речь идёт о строительстве пивной. Вероятно, в те времена планировку пивной нельзя было отличить от планировки церкви. Когда обман всё таки обнаружился, чёрт бросил гранитный блок и уволился. Блок лежит у стены собора и по ныне, в 1999 году в знак благодарности за оказанную гуманитарную помощь, чёрту установили на нём памятник.
Фото 13 – памятник чёрту в Любеке.
Комментарии