Восточный ветер

На модерации Отложенный

Восточный ветер

6 сентября во Владивостоке открывается Третий Восточный экономический форум. Состав участников более чем внушительный. Россия представлена президентом Путиным, другие делегации, которых всего 24, под стать. Центральное пленарное заседание форума называется «Дальний Восток: создавая новую реальность». 

К сожалению, после распада Советского Союза наши удаленные от центра форпосты державы в целом влачили довольно жалкое существование и зачастую уничижительно назывались «окраины».

По ним будто катком прошел Гайдар. Помню, как Егор Гайдар говорил, например, про Норильск, что он нам не нужен, а добывать там полезные ископаемые можно вахтовым методом – так у него выходило «дешевле». Примерно такое же отношение у Гайдара и его команды, куда встраивался и Б.Н. Ельцин, было и к другим регионам, полезность которых у мальчиков, выросших на всем готовом и импортном, вызывала сомнение.
Мне могут сказать: Гайдар-то вон когда был, а сейчас уже 2017 год! Нет, дорогие друзья, увы! Гайдар как был, так с нами и остался, и, несмотря на действительно важные изменения во внешней политике и даже целый ряд попыток изменить политику внутреннюю, все стратегические линии, заложенные в экономике Гайдаром и Ельциным, все при нас – и, вопреки своей явной архаичности и неадекватности сегодняшнему дню, они определяют нашу жизнь.
С чем у многих жителей Центральной России ассоциируются наши форпосты? Увы, с экономической депрессией, низким уровнем жизни, высокими ценами, сокращением населения. Хотя далеко ходить не надо и, чтобы увидеть, например, развалины заводов, не нужно перемещаться на Дальний Восток – начинайте с МКАДа, не говоря уже о соседних и прочих регионах. Как говорил еще один «мыслитель» из команды Гайдара, ныне фигурант уголовного дела по контрабанде, Альфред Кох со свойственным либералам уровнем культуры: «Все эти заводы г… не стоят!»
Многие помнят, что в СССР жить на Дальнем Востоке, на Севере, на Сахалине было выгодно, престижно и романтично. Люди получали весьма неплохие деньги, имели хорошие бытовые условия, региональные надбавки и много чего другого, что позволяло более-менее равномерно заселять всю страну, которая была действительно единым пространством, несмотря на отсутствие в те годы интернета и нынешних средств коммуникации.
Все тот же Гайдар, который, я уверен, действовал умышленно, главной задачей тогдашнего правительства ставил «освобождение» цен на энергоносители. Наша страна до Гайдара ставила своей целью освобождение людей, а тут к власти пришли «освободители» цен.
Не понимать, к чему это приведет в нашей северной и огромной стране, он и его покровители не могли. И своей цели они добились – цены на топливо, а за ними и на весь транспорт взлетели до небес, и люди просто не могли позволить себе дальние поездки ни в отпуск, ни к родным. Страна стала стремительно распадаться, а население окраин уменьшаться. Плюс приватизация нефтегазового комплекса. Насколько я знаю, в частной собственности нефть и газ находятся только в двух странах – в России и США, причем северная штатская граница проходит на широте Кишинева. Где наша совершенно потрясающая, развитая система региональной авиации? Уничтожена. А единая энергосистема? Еще на разрушена, но все идет именно к этому. Даже в Московской области мне, обычному жителю, невозможно понять, почему электричка, вроде бы дармовой транспорт, стоит дороже комфортабельного автобуса-экспресса на том же направлении.
Я никогда не понимал: ну с какой стати нефть и газ должны быть в нашей стране частными, а цены на них «свободными»? Ведь это то, что досталось нам, всему народу, от природы, от героических трудовых усилий предшествующих поколений – и не просто так, а в порядке компенсации за огромные расстояния и холодную зиму. Мне говорят, что наши цены на бензин даже несколько ниже, чем, например, в Голландии. А много ли в Голландии нефтяных месторождений? Совсем нет? Тогда о чем речь? Ну давайте приватизируем Гольфстрим – и долго ли протянут европейцы? Или установим счетчики на солнечную энергию, как в одном фантастическом романе, и что станет с американской экономикой? Так почему мы, россияне, должны платить по «свободной», непонятно кем установленной стоимости в чей-то жадный, ненасытный карман за то, что нам жизненно необходимо, досталось от природы, а вся инфраструктура была построена нашими предками для всей страны, для всего народа?!
Национализация нефти и газа, твердые и низкие цены на энергоносители – это залог единства и выживания нашей страны. Это все равно придется делать рано или поздно. Так не лучше ли это сделать быстро и решительно? Ведь все беды, которые мы испытываем в Центральной России, жители наших окраин испытывают в многократно усиленной форме. 
А ведь Дальний Восток – это он для нас дальний. А вообще-то это регион, как сейчас модно говорить языком фантастики, просто-напросто портал в самый густонаселенный и динамично развивающийся регион мира. Петр Великий прорубил окно в Европу, а Советский Союз открыл двери на Восток. Китай, обе Кореи, Япония, Вьетнам, Индия – при всех различиях это огромная и в скором будущем решающая часть мировой экономики. Причем эта часть, как никакая другая, важна именно для России. 
Нашей сегодняшней «элите» (извините за животноводческий термин) свойствен тотальный западоцентризм. Стать частью Запада хоть тушкой, хоть чучелом, хоть сырьевым придатком. И плевать, что на Западе нас никто не ждет, что относятся к этой «элите» там как к людям второго сорта: во-первых, видят, что воры, а во-вторых, если говорить о России вообще, то послевоенная сталинская прививка от высокомерия кончилась и неплохо бы сделать новую.
Россия, безусловно, европейская страна, а по уровню культуры и образования даст фору любой Европе. Но мы – не Запад. И никогда, несмотря на все попытки «элиты» пристроить туда свои (бывшие народные) деньги и детей, Западом не будем. Наше место там – место сырьевого придатка. Вам такое нравится? Мне – нет.
А международная обстановка складывается сейчас так, что история предоставляет нам уникальный шанс если и не порвать с Западом (нынешний мир стал слишком маленьким, рвать не нужно ни с кем), то решительно развернуться на Восток, к будущему. Причем к людям, которые, в отличие от западного не по уму высокомерного истеблишмента, в массе своей нас уважают, многие любят и, уж извините за сегодняшний рыночный цинизм, которым мы много чего можем продать и много чего у них купить. Можем многому научить и многому научиться. Можем дружить – есть такое почти забытое в современной политике слово. Америка, Евросоюз! Давайте больше ваших санкций! Дайте нам возможность оторваться от вас, уйти на Восток как можно дальше. 
И что меня иногда удивляет, даже у людей весьма левых и патриотических взглядов, – это явное недоверие к Востоку. «А вот китайцы нас заселят! А вот они только свои интересы соблюдают, с ними ухо надо держать востро!» Да, надо. И я их понимаю. Мы даже с Белоруссией все никак не можем союз составить, поэтому недоверие наших партнеров вполне понятно. Они что, не видят, из кого состоит нынешняя власть – имущий слой в России? Много ли вы знаете там людей, которым готовы были бы дать взаймы? Да и после тотального предательства Горбачевым наших верных друзей и союзников полное доверие восстановится нескоро.
И, тем не менее, много ли примеров агрессивной деятельности Китая? Или Индии? Или Вьетнама? А ведь наши американские и европейские «партнеры» нас раздели, разули, ограбили, чуть живыми оставили. Страну нам на треть урезали, всех союзников сожрали и, судя по майдану на Украине, на достигнутом останавливаться не собирались. Да те же США в месяц убивают больше людей, чем, например, КНДР за всю свою историю. И, тем не менее, недоверие к Востоку есть. Такое отношение надо менять. И решительно. Тем более что Россия – это не беззащитная Югославия или Ливия. Запад нас заметно побаивается, а Восток уважает.
Боимся стать сырьевым придатком Китая? Это в любом случае лучше, чем быть сырьевым придатком США или Западной Европы. Да и не хотите быть сырьевым придатком – так не будьте! Стройте, как Советский Союз, БАМ, город-порт Находку, Комсомольск-на-Амуре с крупнейшим авиастроительным заводом. Помните, как в СССР осваивалась Сибирь, какими ударными темпами? И я вижу, что сейчас кое-что, хоть и со скрипом, поворачивается в этом направлении. Газопровод «Сила Сибири» обеспечит развитие инфраструктуры, объекты для саммита АТЭС – прекрасно, автодорога Чита–Хабаровск – то, что нужно! А космодром Восточный – настоящий бриллиант в этой драгоценной диадеме.

Пожелаем Восточному экономическому форуму и вообще всему нашему восточному направлению удачи! В наши паруса дует восточный ветер! Будущее на Востоке, и у России есть все шансы занять в этом будущем достойное место.

Дмитрий Аграновский