Электронное творчество. Часть 1. А творчество-ли?

На модерации Отложенный Убогость и одновременно – громадный потенциал современного электронного творчества, заставили задуматься о причинах тормозящих его развитие и об экологичности технологий.
Нам свойственно переносить признаки старого, привычного, изученного и понятного на всё новое, неизведанное, неподвластное и нестандартное. Пятьсот лет истории книгопечатания и книгочтения, тысячи лет изобразительного искусства и музыкального творчества, не могли не наложить свой отпечаток на зарождающийся новый вид искусства, вид – творчества, вид – восприятия.
Электронное творчество. E-Art. Virtual-Art. Digital-Art.
Представим себе – говорящую книгу…

Да. Многие скажут: «Ну и что? Обычная МР3 книга. Есть уже и радиопостановки, и записи театральных постановок, и обычное художественное чтение»
Согласен. Но…
Современные технологии несут нам совершенно иные возможности того, чтобы книга: «с нами заговорила».

Любой автор стремится изложить свои мысли и эмоции в такой манере, чтобы быть понятым, прочувствованным, услышанным – в конце концов. Например – обыкновенное «спасибо» на разных языках звучит по-разному, в разных культурах – имеет свои смысловые оттенки и употребляется, не всегда в одних и тех же условиях. А что уж говорить об ощущениях от поруганной любви в перипетиях искажённой реальности с криминально-политическим подтекстом? Как? Задачка усложняется?
И это – только языковые отличия. А если взять и добавить ещё и отличия в менталитете, различия в воспитании, образе жизни, благосостоянии, вероисповедании…

Получится – практически невыполнимая задача.

Это - хорошо излагается другу, с которым видишься практически каждый день и который «в курсе» почти всех твоих жизненных событий. У него в мозгу – есть некий образ тебя, с твоими приоритетами, словарным запасом, уровнем интеллекта, темпераментом и спектром интересов. Он – в принципе, может понять, о чём ты ему толкуешь. А встреть старого друга, которого не видел пару лет и попробуй с ним пообщаться в той же манере, что и с предыдущим…
Не выйдет…
Или – прибегай к увеличенному детализированию, повышенной образности…
Или – используй подручные средства. Фотографии, видео, веди – по местам боевой славы, зависай на неделю в общей компании. Если действительно хочется, чтобы человек тебя понял, проникся, почувствовал твою жизнь.

Примерно в такой же ситуации оказываются и современные авторы художественной прозы. О поэтах – вообще не говорю. Им осталась только вотчина - «элита из элит». Коллеги по цеху, романтизированные натуры, истинные ценители, интеллектуалы, эмоциональная молодёжь и прочие невротики…
Прозаики же, из кожи вон лезут, чтобы приспособить своё изложение к усреднённым показателям способности воспринимать искусство. Детективчики, юморесочки, эротика, сенсации…
Журнализируемся и газетируемся. Идём в ногу с потребностями.
Завлекли внимание – и впихиваем, впихиваем, хоть крупицу того, что так хочется донести…
А ведь ещё и денег нужно заработать. Кушать-то хочется всегда и всем. Сизиф – отдыхает, как сказала бы современная молодёжь.

Точно также – как в вышеприведённой истории с другом.
Если СМИ – нам нарисовали образ «друга», о котором мы знаем почти всё. Ну, нам так сказали – что мы знаем «почти всё» об этом друге.
Если реклама – навязала нам картинку, которая легко усваивается нашим организмом, нашими органами восприятия.
Если – так называемое «общественное мнение», которое в частности – реплики друзей и знакомых, трактуют нам «уже усвоенное», пережёванное, без собственного мнения и понимания.

То у нас не остаётся выбора:
- Да. Этот «друг», которого читают миллионы – действительно гениален. Можно, нет – нужно, его обязательно прочитать.
А потом – чтобы удержать на высоком уровне самомнение и завоёванный авторитет, мы находим сотни умных слов и трактуем прочитанное, именно так – как и планировали маркетологи, готовившие рекламную компанию для этой книжки.

Не нужно соображать.
Не нужно чувствовать.
Не нужно составлять своё мнение.
Не загружай свой мозг.
Бестселлер!

«Стадо баранов не видели?»
« А вы что, отстали?»

Из-за чего?
Из-за отсутствия иных средств привлечения души читателя. Когда инстинктивные (животные) страсти работают хорошо, то стремление к прекрасному и радостному, подавляется, отодвигается в «дальний угол». За ненадобностью, неприоритетностью.

А вот, зашёл наш читатель в лес, и услышал шёпот деревьев, частушки птиц, басни зверья, соловьиные поэмы. Увидел – краски осени, таинственность полутонов в кустах, слепящую тоску заката, непосредственность мухомора. Ощутил шероховатость торчащего вопросительным знаком берёзового сучка…
И вроде – что-то шевельнулось внутри. Начали очищаться чакры, открываться шоры, спадать опоны, пылесоситься отложения лапши на ушах…
Вот. Вот где скрытые резервы. Обоюдоострый меч для борьбы с бездуховностью. И – творчество в массы, и массам – творчество. Налажен контакт. Можно – сотрудничать.

И тут – словно чёрт из табакерки, выскакивает на гладиаторскую арену – электронное творчество. Гладиатор. В латах из фотографий, рисунков и прочих произведений изобразительного искусства («Увидел» - помните?). С удалецким и победным криком качественного стерео-долби-звука, под рёв трибун и фанфары («Услышал» - помните?). Весь такой реальный, ощутимый и способный порубить, тем самым обоюдоострым мечом – всех противников. Серость, скуку, одиночество, лень, депрессию, позёрство. И броситься к решению следующих жизненных задач, к достижению целей, к планам и достижениям…
Ух!
Но почему же? Почему мы этим не пользуемся?