Подарки от Кшесинской

На модерации Отложенный

    Что знал о Матильде Кшесинской обычный человек два года назад? Почти ничего. Теперь же, благодаря стараниям неравнодушной общественности, балерина подарила многим любовь к истории. Это щедрый подарок. Но не единственный

Начнем с того, что я не кинокритик. Хотя нет, это еще мягко сказано. Вкусы мои по части кино странны и архаичны. Если честно, мне кажется, что, если в фильме нет персонажа, которого зовут Анатолий Дукалис, смотреть его незачем. Ну, мне незачем. Трейлеров фильма «Матильда» (которые я, разумеется, видел, как видели их все люди доброй воли и все мракобесы отечества, похоже) достаточно, чтобы понять, что это — не для меня. Анатолия Дукалиса в фильме «Матильда» точно нет. Но смотреть теперь все-таки придется. Это, впрочем, не подарок, но дальше речь пойдет исключительно о подарках.

Что знал обычный, даже не лишенный эрудиции, россиянин о Матильде Феликсовне Кшесинской года два-три назад? Ну, балерина. Прима Мариинского. Ну, танцевала. Такая уж у балерин работа. Историки балета могут даже рассказать, как именно танцевала, но вообще это вопрос гадательный: балет — искусство эфемерное, записей для Гостелерадио во времена Кшесинской по понятным и объективным причинам не делали. Ну, питала особую любовь к царской семье: крутила роман сначала с наследником престола, а затем еще как минимум с двумя великими князьями. За одного вроде бы даже замуж тайно вышла уже во времена эмигрантские. Оставила любопытные мемуары — в основном о делах театральных, но не только. Совсем уж сноб может вспомнить еще, пожалуй, стихотворение Павла Лукницкого «В тот день перед дворцом Кшесинской», которое, впрочем, к балерине отношения не имеет и повествует о том, как поэт впервые увидел Ленина.

Тут над перилами балконьими
Усталый человек возник,
И жестом ласковым — ладонями
Весь гул народный снял он вмиг.
Заговорил, весь мир расковывая,
Чуть-чуть картавым языком,
О том, что н е и з б е ж н о новое
Для всех, кто стал большевиком!

 

Входило в советские времена в разнообразные антологии, нынче не входит, и правильно, что не входит.

Но то года два назад. Теперь, благодаря стараниям граждан, которые сделали своей профессией нанесение максимального репутационного урона Русской православной церкви (и при этом почему-то называются православными активистами), многие и многие люди перечитали мемуары балерины. А заодно кучу дневников и воспоминаний современников балерины, для которых ее роман с наследником тайной не был. Расширили кругозор, что-то новое поняли о нравах и взглядах российской элиты на рубеже столетий, что-то новое уяснили для себя о причинах переворота 17-го года — оно и всегда полезно, а у нас ведь юбилей на носу. Балерина подарила многим любовь к истории. Это щедрый подарок. Но не единственный.

Читали ведь не только мемуары. Еще выполненную по заказу депутата Натальи Поклонской «экспертизу», призванную доказать, что экстремистский фильм Алексея Учителя оскорбляет чувства верующих. Во-первых, это очень смешное чтиво, а повод посмеяться никогда не бывает лишним. Но, во-вторых, что, конечно, важнее, прочитавшие, может быть, задумались, на основании каких изысканий людей карают по многочисленным статьям нашего УК, ограничивающим свободу слова и мысли. Дают реальные сроки, невообразимые штрафы, ломают жизни. Чем больше людей обратит на это внимание, тем больше шансов, что позорные карательные статьи исчезнут, а судьи, выносившие по ним приговоры, вместе с «экспертами», готовившими доказательную базу, отправятся мести улицы. Это по-настоящему роскошный подарок от балерины.

Теперь благодаря балерине мы, по крайней мере, знаем, в каких регионах России к православным святым относятся с наибольшим трепетом. Это Дагестан и Чечня

Да, для памяти: экспертизу, заказанную адвокатами Учителя, которая показывает, что нет в фильме никакого «оскорбления чувств», тоже многие прочли, но там нет ничего особенно интересного.

Что интересного в вещах здравых?

Но и это еще не полный список подарков. Дагестанский вице-премьер Анатолий Карибов обратился в Минкульт с просьбой запретить показ фильма «Матильда» в республике. Минкульт ответил, что запрещать ничего не будет, а вопрос оставляет на усмотрение регионов. Не упустил случая вступить в дискуссию и лучший друг всех искусствоведов, глава ЧР Рамзан Кадыров. Он высказал все, что думает о современном искусстве, об очернителях истории, о врагах России, а в конце добавил: «Но никакого запрета не будет! Знаете почему? Очень просто! В Чечне и так не станут тратить время на просмотр безнравственного, бездуховного и аморального по отношению к своей Родине фильма. Уверен, что и в других регионах фильм не найдет зрителя».

Это, прежде всего, конечно, подарок от балерины персонально министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Репутация у министра так себе: к диссертации вопросы, с культурным сообществом отношения натянутые, от имиджа мракобесного пропагандиста уже вроде бы и не убежать. А вот, пожалуйста, теперь он, выходит, уже и не мракобес, а некоторым образом защитник свободы творчества. Но это, конечно, его личное дело.

Для российского общества в целом здесь вырисовывается другой подарок. Много дискуссий кипит вокруг вопроса о том, каково реальное влияние Церкви в России и насколько претензии Церкви соответствуют этой самой реальной влиятельности. Критики кивают на невысокий процент посещаемости храмов в главные праздники, апологеты — на бесконечную очередь к мощам Николая Угодника, в которой рядом, как равные, стоят простая старушка с далекой окраины империи и сенатор Елена Мизулина. Теперь благодаря балерине мы, по крайней мере, знаем, в каких регионах России к православным святым относятся с наибольшим трепетом. Это Дагестан и Чечня.

Пусть едят друг друга, на это радостно смотреть. Причин питать добрые чувства к чиновникам Минкульта у нас ведь немного, говоря мягко

И наконец, последний по списку, но не по значению дар. Политологи затевают иногда споры о том, как именно должен выглядеть идеальный путинскийчеловек. Кого из нас растит государственная пропаганда. Кажется, после того как Наталья Поклонская написала донос в прокуратуру на чиновников Министерства культуры, выдавших «Матильде» прокатное удостоверение, вопросов не осталось. Поклонская и есть идеальный путинский человек — как таран, пробивающий здравый смысл, вовсе не способный к критическому мышлению, да и вообще, кажется, не способный задумываться, зато сосредоточенный на защите идей архаичных и диких, опьяненный возможностью карать и запрещать. Довольно глупо выглядит идеальный путинский человек и немного пугающе. При этом он вполне может быть не чудовищем с хвостом и щупальцами, Поклонская ведь красавица. Зло любит такие игры.

Ну, и сам факт доноса приятен: пусть едят друг друга, на это радостно смотреть. Причин питать добрые чувства к чиновникам Минкульта у нас ведь немного, говоря мягко.

Фильм еще не вышел, а подарков уже целая гора. И пока (что для современной России редкость) никто не пострадал, кроме разве что репутации Русской православной церкви, которая готова терпеть и поощрять таких борцов за веру, как Наталья Поклонская или лидер общественной организации «Христианское государство — Святая Русь» Александр Калинин, публично обещавший жечь кинотеатры, которые рискнут показать «Матильду». Ну, раз терпит, значит, это все теперь почему-то ценнее, чем милосердие и любовь к ближнему.

    Колонка  Иван Давыдов 11 августа 2017 14:30

Наталья Поклонская , Матильда Кшесинская , общество