Матрица

На модерации Отложенный

Матрица

Ма́трица — математический объект, записываемый в виде прямоугольной таблицы элементов кольца или поля (например, целыхдействительных или 

комплексных чисел), которая представляет собой совокупность строк и столбцов, на пересечении которых находятся её элементы. Количество строк и столбцов задает размер матрицы. Хотя исторически рассматривались, например, треугольные матрицы, в настоящее время говорят исключительно о матрицах прямоугольной формы, так как они являются наиболее удобными и общими.

Матрицы широко применяются в математике для компактной записи систем линейных алгебраических или дифференциальных уравнений. В этом случае количество строк матрицы соответствует числу уравнений, а количество столбцов — количеству неизвестных. В результате решение систем линейных уравнений сводится к операциям над матрицами.

 

Хорошее наступило время. Очень удобное, совсем не как раньше. Едешь в автобусе с работы и смотришь по телефону футбол. Хочешь узнать результаты конкурентов – открываешь в том же самом телефоне приложение и все видишь. И не надо вычерчивать таблицы, переносить из «Советского Спорта» результаты и записывать, сколько мячей забил тот или иной индивид. Да, современный высокотехнологичный век превратил каждого болельщика в глыбу, практически равнозначную великому Константину Сергеевичу Есенину. Да, да, тому самому, сыну знаменитого поэта, ставшему настоящим Мастером и Поэтом в области футбольной статистики. Его сборники были у меня когда – то настольными книгами. Из них я узнавал загадочные и манящие названия – «Барселона», «Ювентус», «Бавария», «Сантос» и другие…

Да, мы стали ленивее, но зато, более продвинутыми. Интересно, как это нам еще аукнется, но, все это в далеком, очень надеюсь, будущем. Да, все упростилось, и теперь уже просто невозможной была бы та история, которая произошла со мной, курсантом первого курса высшего военно-морского училища имени М.И. Фрунзе в полузабытом восемьдесят пятом году. В другом тысячелетии, в другой стране и в другом городе…. Но, расскажу все по порядку.

Первый курс. Ты никто и звать тебя никак. Информации о том, что происходит за стенами никакой. По телевизору ты можешь смотреть только программу время и, если очень повезет, очередной съезд коммунистической партии, во время просмотра которого можно поспать и, хотя это и весьма маловероятно, попробовать выспаться…. Газет нет. Может быть, они и есть, но до тебя они не доходят. Очередной футбольный тур результатов, которого ты не знаешь. Собственно, как и не знаешь, на каком месте в таблице разместился «Спартак». Средневековье, монастырь в котором ты всего лишь послушник, тщательно оберегаемый от всех соблазнов…

Казалось бы, конец двадцатого века, а вот и нет. В старом дворце Миниха время остановилось…. И ведь никого не спросить, не узнать. Сам еще толком никого не знаешь, а те, кого знаешь, такие же послушники, одетые в серые робы с брезентовыми номерами….

Начинался обычный понедельник, до зимней сессии и первого отпуска было дальше, чем до Луны и первой парой была высшая математика.

Вообще-то, я материалист до кончиков ногтей и не верю ни в Чудо, ни в деда Мороза, но, чем больше я в них не верю, тем больше чудес случается в моей жизни. Можно составить обалденных размеров том с описанием самых невероятных происшествий, происшедших со мной, да не просто каких-то банальностей, а таких, что Одиссеей, пропьянствовавший где-то десять лет по дороге домой, упал бы на колени перед Гомером и попросил бы вычеркнуть его из бессмертных поэм, посвятив свои сказания более достойному герою. Можно, но пока времени нет, поэтому, все, как всегда, потом. Кроме, разумеется, того, что и произошло в тот злополучный день.

Выходя из столовой, я обнаружил лежащий на подоконнике «советский Спорт»! Наверное, в такие минуты самые закоренелые атеисты начинают верить в Спасителя. Газета была сегодняшней!

Стоит ли говорить, что на лекции по вышке я был поглощен чтением и абсолютно не слышал того, что вещал нам преподаватель.

Нет, к педагогу у меня претензий нет, помню только его фамилию – Федотов, прекрасно представляю визуально и помню его фразу, которая сразу вернула меня в реалии мира из волшебного мира Футбола:

- Перед вами, товарищи курсанты, матрица. Как видите, она самая, что ни на есть простая. Но тот, кто сумеет её решить, автоматом получает зачёт за первое полугодие…

При этих словах проснулись все спящие. Шутки ли, автоматом зачет, да ещё в середине семестра. Меня зачёт абсолютно не пугал, но получать его на халяву, почему бы и нет…

Аудитория сосредоточенно засопела, все кинулись решать матрицу. Те, кто на лекциях валял дурака, пытались влезть в тетради соседей. Бесполезно! Матрица и не решалась и не сходилась и не расходилась.

Федотов, покачиваясь на носках, смотрел на аудиторию, интересно, какие мысли были у него в голове? Может быть, я и не прав, но мне казалось, что к нам он относился несколько брезгливо, типично по интеллигентски к потенциальным солдафонам.

Шло время, Федотов начал посматривать на часы. Именно этот взгляд на часы что-то взорвал в моем мозгу, пазл начал складываться…

Видели бы вы его удивлённые глаза….

- Вы что-то хотите сказать, товарищ курсант?

- Да, я решил матрицу.

- Неужели? Фамилия, класс?

- Сотник, триста одиннадцатый класс.

- Ну-ну, идите к доске…

Подойдя к доске, пытаясь не обращать внимания на презрительный взгляд преподавателя, я вынул из под робы газету и стал дополнять матрицу названиями команд. Я уже не помню ни тур, ни результаты, в голове гранитом уложилась первая строчка – «Днепр» - «Арарат»…

Федотов написал двоичную матрицу, в которой указал результаты прошедшего тура.

В аудитории царила тишина, такой подставы преподаватель не ожидал. Он ведь дал не решаемую задачу.

Наконец, я услышал:

- Вы интересуетесь футболом, товарищ…. Сотник?

- Так точно, очень интересуюсь!

- Похвально, похвально, что будущие офицеры думают не только о службе. Думаю наш «Зенит» ещё войдёт в тройку, как считаете?

- Да никогда!

- Как, вы не болеете за «Зенит»?!!

- Я болею за «Спартак»!

- Какой «Спартак»?!!

- «Спартак» может быть только один – московский!

Федотов стоял, молчал и смотрел на меня…. Сколько раз в своей последующей жизни я видел такие глаза, не такие интеллигентные, порой налитые кровью, но чем – то неуловимо похожие на глаза Федотова. Какую блестящую коллекцию можно собрать из этих глаз, одни фамилии чего стоят! Доброскоченко, Касатонов, Фарков, Федотенков! Народ бы валил на такой вернисаж активнее, чем на пояс Богородицы, но тогда, это все было в первый, самый первый раз. В голове било набатом: «Не видать тебе зачета».

- Зачёт Вы заслужили, товарищ…. Сотник, триста одиннадцатый класс…. Но, впрочем будет ещё и экзамен….

Стоит ли говорить, что на каждом занятии у Федотова у доски стоял именно я? Наверное и так все понятно. А экзамен, экзамен я сдал на пятерку, хотя, эта пятерка далась мне очень дорого.

Закончив меня пытать, Федотов устало спросил:

- Ну что, нельзя было сказать, что болеете за «Зенит»? Вы же в Ленинграде сейчас живете?

- Нет, нельзя. Болеть можно один раз и на всю жизнь!

Не знаю, но в глазах Федотова блеснуло что-то похожее на уважение. И пусть «Спартак» не стал в том году чемпионом, да и я ни тогда ни сейчас не достиг каких – то горних вершин, но мне до сих пор приятно вспоминать наше противостояние и свою победу. Одну из первых в бесконечной череде побед и поражений, тянущихся через мою жизнь…