К вопросу диалектики и метафизики.

На модерации Отложенный

В последнее время я заметил все возрастающий интерес к вопросам диалектики и метафизики. Поэтому покопался в своих старых записях, и то, что обнаружил, решил опубликовать здесь.

Диалектика - это учение о движении материи, сознания и бытия. Основной постулат данного учения гласит, все в мире находится в постоянном движении. Движение есть свойство материи, без материи нет движения, без движения нет материи.  Материя и движение бесконечны в Пространстве и Времени. У материи и движения нет начала и нет конца.

Марксистско-ленинская философия диалектику описывает через следующие принципы.

1/ Принцип всеобщей взаимосвязи. Согласно данному принципу в мире все связано между собой. Эту всеобщую связь человек не в состоянии увидеть и понять из-за ограниченности своих знаний. Но по мере развития знания человека о природе, которое он определяет как науку, объем знаний о взаимосвязях процессов, которые происходят в мире, возрастает. Но из этого не следует, что придет время, и человек о мире будет знать все. Мир познаваем, но познать его абсолютно в пространстве и времени человек не в состоянии, т.к. пространство и время бесконечны.

2/Принцип развития. Данный принцип утверждает, что в мире все подвержено изменениям. Как материальные, так и идеальные объекты. При этом важно понять, что эти изменения могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер.

3/ Закон единства и борьбы противоположностей. Свет и тьма, белое и черное, движение и покой и т.д. Понять, что такое свет мы можем только через понятие тьмы, и наоборот. Движение - через покой, и наоборот. И все эти явления находятся в постоянном противоречии. И в тоже время они едины. Свет переходит в тьму, тьма переходит в свет.

4/ Закон перехода количественных изменений в качественные. Для доступности понимания объясню на примере простых гиревых весов. На одну чашу весов положу гирю массой 1 кг, а на другую – 100 грамм. Стрелка весов уйдет в направлении 1 кг. Но если начать добавлять постепенно по 100 грамм в чашу, куда первоначально опустили 100-граммовую гирю, то мы будем наблюдать процесс движения стрелки весов в сторону чаши со 100-граммовыми гирьками. Т.е. увеличение количества гирь приведет к качественным изменениям соотношения веса 2-х чашей, которое в итоге можно довести до состояния равновесия. Количество изменило качество.

Организм заболевает. Первоначальные изменения в организме не заметны. Однако на определенном этапе организм начинает ощущать дискомфорт, который по мере роста количественных изменений в виде роста количества больных клеток в организме приводит к развитию заболевания. Количественное увеличение больных клеток привело к качественному изменению состояния организма. Состояние здорового организма качественно отличается от состояния больного организма.

Те же процессы происходят и в социальной сфере.

5/ Закон отрицания отрицания. Данный закон гласит, что все новое приходит на замену старому, т.е. его отрицает. Однако это старое когда-то было новым и, в свою очередь, заменило то старое, на смену которого оно пришло в качестве нового.

Это и есть основные принципы диалектики. Согласно этим принципам в мире все находится в движении. Ничто не стоит на месте. Все изменяется.

Метафизика в переводе с греческого: «то, что после физики». Данное понятие состоит из 2-х частей: мета и физика. Наиболее распространенным определением физики является следующее определение. «Физика – наука, изучающая наиболее общие фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира».

Соответственно частица «мета» в понятии метафизика нам говорит о том, что метафизика изучает то, что находится за пределами материального мира. Сформулируем определение метафизики.

Метафизика – это учение, изучающая наиболее общие и функциональные закономерности нематериального мира.

В данном определении имеются два понятия, которые необходимо раскрыть:
а/ Наиболее общие и функциональные закономерности;
б/ нематериальный мир.

«Наиболее общие и функциональные закономерности», мной определяются как принципы развития материального и нематериального мира. Нематериальный мир определяется как мир сознания и мир бытия в форме отношения.

Соответственно, физика изучает принципы развития материального мира, то метафизика изучает принципы развития сознания и бытия в форме отношения.

Что такое сознание? Сознание – это способность живого существа воспринимать окружающую его действительность.

Что такое бытие? Бытие – это вся совокупность отношений и действий, которые складываются между человеком и природой, человеком и человеком в процессе человеческой деятельности.

На мой взгляд, наиболее полное понятие бытия можно найти у И.Канта.
Вот как он определяет бытие:

«Ясно, что бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении. Положение Бог есть всемогущее [существо] содержит в себе два понятия, имеющие свои объекты: Бог и всемогущество; словечко есть не составляет здесь дополнительного предиката, а есть лишь то, что предикат полагает по отношению к субъекту. Если я беру субъект (Бог) вместе со всеми его предикатами (к числу которых принадлежит и всемогущество) и говорю Бог есть или есть Бог, то я не прибавляю никакого нового предиката к понятию Бога, а только полагаю субъект сам по себе вместе со всеми его предикатами, и притом как предмет в отношении к моему понятию. Оба они должны иметь совершенно одинаковое содержание, и потому к понятию, выражающему только возможность, ничего не может быть прибавлено, потому что я мыслю его предмет просто как данный (посредством выражения он есть). Таким образом, в действительном содержится не больше, чем в только возможном. Сто действительных талеров не содержат в себе ни на йоту больше, чем сто возможных талеров. В самом деле, так как возможные талеры означают понятие, а действительные талеры - предмет и его полагание само по себе, то в случае, если бы предмет содержал в себе больше чем понятие, мое понятие не выражало бы всего предмета и, следовательно, не было бы адекватным ему. Но мое имущество не больше при наличии ста действительных талеров, чем при одном лишь понятии их (т.е. возможности их). В самом деле, в случае действительности предмет не только аналитически содержится в моем понятии, но и прибавляется синтетически к моему понятию (которое служит определением моего состояния), нисколько не увеличивая эти мыслимые сто талеров этим бытием вне моего понятия» (И. Кант, «Критика чистого разума»).

Разберем данное высказывание И.Канта: «Ясно, что бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи». Предикат – свойство. Мы видим, что у И.Канта бытие не есть реальное свойство, которым мы можем описать материальную вещь. Мы говорим: «Яблоко большое, яблоко красное, яблоко гнилое». Этим мы описываем материальные свойства яблока. Однако бытие, по словам И.Канта, не описывает эти материальные свойства вещи, а речь идет о чем-то другом.
Разберем следующее высказывание И.Канта: «Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе». Не хочу будоражить чувства верующих, поэтому пример с Богом пропустим. А разбор проведем на талерах. 100 реальных золотых монет и вексель на эти 100 золотых монет. Почему, имея этот вексель, мы можем приобрести товар на 100 золотых? Неужели эта бумажка сама по себе стоит эти 100 золотых монет? Думаю, согласитесь, что нет. Однако почему же тогда люди готовы отпустить товар по ней на эту сумму? Значит, в ней есть что-то такое, что позволяет людям принимать ее в качестве средства платежа. И это что-то такое и есть отношение, которые сложились между людьми в процессе их сосуществования, а эта бумажка, выполняет роль символа этих отношений.

Любовь, дружба, ненависть, эксплуатация, производство, распределение и т.д. – все это и есть те отношения, которые складываются между людьми в процессе их сосуществования и носят объективный характер. При этом эти отношения носят не материальный, а идеальный характер. Их нельзя пощупать, потрогать, увидеть, услышать и т.д.

Социальные отношения это объективная реальность, которую человек способен постичь только в процессе своей мыслительной деятельности.

Соответственно, эти отношения, имея идеальную форму и объективный характер, отражаются в сознании человека через его понимание действий, которые складывается между людьми в процессе их совместной деятельности. При этом, они носят, как объективный, так и субъективный характер.

К примеру, аборигены Австралии питаются определенными червями и считают их лакомством. В понимании европейца нет представления, что эти черви есть лакомство. Но в его понимании есть представление брезгливости в отношении червей. Поэтому европеец будет руководствоваться в отношении червей чувством брезгливости. Соответственно с точки зрения европейца это гадость, с точки зрения австралийского аборигена – это лакомство.

Именно отношения, которые складываются между людьми в рамках самого общества, с одной стороны, человеком  и природой с другой стороны, в процессе человеческой деятельности, которые носят материальный характер, определяется как бытие. Соответственно, бытие как отношение - имеет идеальную форму. В то время как бытие как действие имеет материальную форму.

Такое определение бытия позволяет сформулировать следующее определение метафизики.

Метафизика – это учение о принципах отношений, в которые вступают люди в процессе их совместной деятельности и посредством которых, люди строят свои отношения к предметам материального мира. Кроме того предметом метафизики является и то, как эти принципы взаимодействуют друг с другом в рамках пирамиды принципов.

Теперь имея представление, чем является диалектика и метафизика, мы имеем возможность рассмотреть, как эти два понятия соотносятся друг с другом. В свою очередь соотношение диалектики и метафизики между собой формирует пирамиду принципов.

Представим бушующий океан. В этом бушующем океане красавец фрегат 18 века. Его кидает во все стороны, кругом туман, рядом скалистый берег, и на корабле компас вышел из строя. Но за штурвалом корабля стоит опытный лоцман, и даже туман ему не почем. По ему одному ведомым признакам он определяет фарватер и уверенной рукой ведет корабль. Но вот накатила огромная волна, и лоцмана смыло, а корабль вести надо. За штурвал становится капитан, не знающий фарватера. Уйти в море он не может, на корабле нет компаса и он не в состоянии понять местоположение и сориентировать корабль. В итоге корабль наскочил на рифы. Нет, корабль не погиб, он дал течь, от сильнейшего удара часть команды унесло в море, часть выжала, но были раненные и покалеченные. Да и корабль уже не был красавцем фрегатом, а стал развалиной, жалким подобием, которого в итоге вынесло в океан, и несет в неизвестность.



Думаю, такую картину каждый легко может представить. А теперь поясню, к чему я это написал.

Бушующий океан - это диалектика. Красавец фрегат - это СССР. Лоцман - это Сталин. Капитан - это вся плеяда руководителей страны, которые в итоге своим управлением бросили корабль на рифы, т.е. разрушили СССР. Потрепанный корабль - это современная Россия, а израненная и покалеченная команда - это народ современной России.

И я не назвал одну вещь, такую маленькую, но без которой в море делать нечего - компас. Стрелка компаса неизменна, она всегда одним своим концом показывает на Север, а другим на Юг. Компас - это и есть метафизика в бушующем океане диалектики. В рамках построения социальной организации – это теория построения социализма.

Основным постулатом диалектики является то, что все в мире развивается, все находится в постоянном движении.
Основным постулатом метафизики является то, что принципы неизменны.

Такое понимание метафизики позволило реакционной буржуазии 19 века утверждать, что капитализм как принцип сосуществования неизменен. Данный тезис буржуазных идеологов 19 века, сегодня мы наблюдаем и в утверждениях неолиберальной буржуазии, утверждающей, что альтернативы буржуазной демократии и либерализму не существует, а принципы сосуществования, которые сегодня приняты в обществе есть истина в последней инстанции.

Именно подобного рода утверждения идеологов реакционной буржуазии о вечности капитализма Энгельс и подверг жесткой критике во 2-й половине 19 века в своей работе «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ». Здесь же Энгельс подверг жесткой критике метафизику, тем самым предоставив возможность демагогам от марксизма поставить большой крест на развитие метафизики как учения в рамках марксизма.
Такую критику метафизики Энгельсом я больше связываю не с его научной точкой зрения, а с той политической ситуацией, которая сложилась в конце 19 века в Европе. В то время реакционная буржуазия, отвергавшая любые революционные изменения, начертала на своих знаменах: «Метафизика».

Поэтому я исхожу из того, что данная критика метафизики Энгельсом не связана с его научной деятельностью, а продиктована ситуацией политического момента.

Но дело было сделано, и в руках коммунистической догматов оказался козырь, позволивший им из марксистской философии выбросить метафизику. В итоге «с грязной водой из корыта был выплеснут младенец».

Прежде чем приступим к рассмотрению отношений между диалектикой и метафизикой вернусь к определению метафизики: «Метафизика – это учение о принципах...».

То есть объектом исследования метафизики являются принципы.

Что же такое принцип?

В переводе с греческого принцип – это основа, это то, на чем строятся другие положения. Это, та самая определяющая часть предмета или явления, вне которой предмет или явление перестают быть именно этим предметом или явлением. Это изначальное, определяющее, которое позволяет нам отнести предмет или явление к определенному классу, группе и т.п. Уберите эту основу, и это будет уже что-то другое.

Паровой двигатель, двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель, реактивный двигатель: каждому из указанных двигателей соответствует определенный принцип. Вне рамок этого принципа электродвигатель перестанет быть электродвигателем, это будет что-то другое, но не электродвигатель.

Т.е. принцип – это то, с чего начинается построение всего «здания». Принцип определяет характер здания, измените принцип - изменится характер здания. Принцип в чистом виде сам по себе не изменен. Его можно принять или отбросить, но само внутреннее содержание принципа изменить нельзя. Попытка изменить внутренне содержание принципа изменит и сам принцип.

Здесь нужно понять, что изменения происходят не в рамках самого принципа, а в общественных отношениях, которые регулирует конкретный принцип. По мере изменения общественных отношений, т.е. усиления одних тенденций и ослабления других, которые сопровождается количественными изменениями носителей этих тенденций, происходит то, что на определенном этапе в общественных отношениях наступают качественные изменения, происходит отказ от одного принципа сосуществования и принятия другого принципа сосуществования. Именно этот момент Энгельс описал, но не связал его с метафизикой в обсуждаемой работе.

Итак, на примере с фрегатом мы выяснили, что во всем бушующем океане, когда все подвержено постоянному изменению, существует одна вещь, которая неизменна. Это стрелка компаса. Как бы мы не поворачивали компас, но одна из его сторон всегда будет показывать на Север, а другая на Юг.

Выше было сказано, что диалектика –  характеризует процесс движение, в то время как метафизика характеризует процесс покоя. Далее было сказано, что принцип, выражаясь терминологией И.Канта, «есть вещь в себе», и как «вещь в себе» принцип неизменен.

При этом, говоря о диалектике, как об учении, описывающем явления движения, мы говорим о движении вообще. Если характеризуя диалектику, мной употребляется понятие развития, то данное понятие не определяет направление движения.

Под развитием можно понимать как прогресс, так и регресс, как движение вверх, так и вниз, как вправо, так и влево. При отсутствии направления движения мы определяем такое движение как хаотическое. Значит, мы вправе утверждать, что диалектика описывает явление движения как хаотическое, где все находится в постоянном развитии и движении. И все это движение происходит в пространстве и времени, оно абсолютно и носит объективный характер.

Говоря же о метафизике, как об учении, описывающем принципы покоя, речь идет о неизменности. При этом, если явления описываемые диалектикой объективны и носят абсолютный характер, то принципы описываемые метафизикой субъективны и носят относительный характер.

Такая субъективность принципов метафизики связана с тем, что в отличие от явлений, описываемых  диалектикой, которые  независимы от сознания человека, и есть объективная реальность, принципы описываемые метафизикой есть плод человеческого сознания. Соответственно в рамках человеческого сознания они могут носить абсолютный характер, в то время как за рамками человеческого сознания, они всегда относительны.

Теперь в соответствии с первым законом диалектики, единства и борьбы противоположности, объединим в единое целое противоположности в виде движения (диалектика) и покоя (метафизика). Именно объединение этих противоположностей в единое целое порождает понятие «смысла».    

Мысленно на движение, происходящее в пространстве и времени, набросим координатную сеть. Что произойдет с пространством, временем и движением?  Ничего не произойдет, т.к. пространство, время и движение есть объективная реальность, которая развивается независимо от нас. Движение как было, так и осталось, пространство, как было, так и осталось, время, как было, так и осталось.

Однако, как только координатная сеть будет наброшена на пространство, так произойдут колоссальные изменения в нашем сознании. Движение, которое до этого нам казалось хаотичным, приобретает смысл. У нас появляется возможность проследить как направление движения, так и его характер, как во времени, так и в пространстве. И это нам позволяет сделать принцип неизменности системы координат, которая, в свою очередь, отвечает принципам неизменности метафизики. Такая система координат есть продукт человеческого сознания. И как продукт человеческого сознания система координат есть субъективная реальность, которая существует только в сознании людей в рамках человеческой логики. Но при этом для каждой отдельной личности система координат выступает объективной реальностью, оставаясь при этом субъективной реальностью с точки зрения человечества. И как объективная реальность в рамках человеческой логики система координат неизменна, т.е. является явлением, которое регулируется принципом неизменности, что и определяется как явление метафизики.

Таким образом, мы видим, диалектика это объективная реальность, метафизика это субъективная реальность. Реальность, которая существует только в рамках человеческого сознания в форме логики.

Диалектика это движение и хаос. Метафизика - это покой и порядок. Диалектика и метафизика - это две стороны целого, то что определяется как мироздание. Их нельзя разорвать. Метафизика объединяется с диалектикой, порядок объединяется с хаосом.

Только благодаря этому объединению человек получает смысл, он понимает и систематизирует окружающий его мир. И если принципы диалектики объективны и существуют вне зависимости от человека и его сознания, то принципы метафизики есть продукт человеческого сознания, это субъективная реальность, созданная человеческим сознанием, благодаря которой мы систематизируем и понимаем окружающий нас мир.

Символ диалектики и метафизики - это пирамида пронизанная координатной решеткой расположенная в пространстве. Где пирамида – это символ метафизики, а пространство – это символ диалектики.

Почему так важно понять отношение принципов диалектики и метафизики. Понимание этого отношения позволяет человеку правильно мыслить, а значит и разумно строить окружающую его действительность.

Сегодня часто можно услышать, как разного рода левые и коммунисты ссылаются на принцип диалектического мышления. При этом, если их спросить, что же такое диалектическое мышление, то они не в состоянии ничего сказать, кроме как пробубнить три закона диалектики. За годы после сталинского СССР, произошел процесс вырождения марксистско-ленинской философии, которая в свою очередь, так промыла мозги населению страны, что принцип метафизического мышления, сегодняшние левые и разного рода коммунисты, совершенно искренне выдают за принцип диалектического мышления.

Чем же диалектическое мышление отличается от метафизического?

Формула диалектической логики – это единство и борьба противоположности, где одна противоположность несет в себе принцип диалектики, а другая принцип метафизики. Именно через взаимопроникновение противоположности рождают смысл.

Движение и покой, определяют местоположение, скорость и время. Материальное и идеальное определяют понятия. Абсолютное и относительное определяют взаимосвязь явлений, и т.д. Т.е. формулу диалектического мышления можно выразить как диалектика+метафизика=смысл. При этом знак +, имеет смысл не простого суммирования, а смысл взаимопроникновения и взаимоопределения.  В то время как логика метафизики, это отказ от одной из половин данного утверждения, при этом, неважно от какой.

Формула буржуазной метафизики, принципы метафизики=смысл.  

Формула диалектики опортунизма, принципы диалектики=смысл, что в рамках механизма мышления - есть метафизика.

Соответственно, до тех пор, пока метафизика не будет восстановлена в философии марксизма, марксизм будет "хромой уткой" в борьбе идеологий.