«Стабильность — это очень дорогая ценность»

1 августа — за полтора месяца до выборов губернатора Свердловской области — в регионе стартовал проект «Лектор–просветитель». Бригады лекторов от Уральского института управления РАНХиГС ездят по городам и читают чиновникам, бюджетникам, работникам заводов, молодежи и пенсионерам 45-минутные лекции о социально-экономической и общественно-политической ситуации в России и регионе. Официальная цель проекта — донести до простых людей информацию о крупных инициативах и усилиях власти. Неофициальная — позвать людей на выборы губернатора Свердловской области и подсказать, за какого кандидата лучше проголосовать. Узнав о том, что такие встречи проводятся в трудовых коллективах, редакция Znak.com пригласила лекторов проекта в редакцию.

Прочитать лекцию сотрудникам Znak.com приехали лично директор уральского института управления РАНХиГС Александр Александров и его заместитель Александр Полиенко. Во вступительном слове Александров рассказал об истории создания проекта. «Президент России на одном из заседаний Госсовета сказал, что надо больше внимания уделять живому человеческому общению, которое не заменяет интернет. Родился указ президента и был возрожден лучший опыт общества „Знание“, когда лекторы разъезжались по городам и доводили [до населения] основные направления внутренней и внешней политики», — рассказал ректор академии. 

Чтением лекций на Среднем Урале занимаются 14 бригад по три лектора — по две бригады на управленческий округ, плюс одна бригада для молодежи и одна — для старшего поколения. В каждом муниципалитете три лектора проводят по четыре встречи в день, то есть одна бригада устраивает 12 встреч. Проект начал работать 1 августа и сейчас, по словам Александрова, находится на экваторе, то есть завершится он примерно перед выборами 10 сентября. 30 минут лекторы читают слушателям типовую лекцию, составленную на 20 страницах, выбирая нужное для конкретной аудитории, 15 минут отвечают на вопросы. После этого слушателей просят заполнить анкету — если лектор получает по итогам мероприятия плохие оценки, его могут заменить на запасного ученого из резерва. 

Александр АлександровАлександр Александров

В разговоре со Znak.com Александров сосредоточился на федеральной части, считая, что региональную часть мы и так знаем хорошо. В основном, Александр Александров говорил о ключевых принципах, которые использует в своей работе президент Владимир Путин. Первым принципом он считает «кардинальное усиление государственности за то время, что Владимир Путин стоит у руля». «Мы получили сильного нацлидера — он равноудален и равноблизок всем общественно-политическим силам, он лидер рейтингов, это никто не может поставить под сомнение. Точкой сборки страны является сам глава государства», — заявил лектор. По его словам, за время работы Путина президентом, внутренний валовый продукт вырос в два раза и позитивная динамика продолжается, несмотря на санкции и «давление на Россию». 

Главный принцип Владимира Путина в экономике, по словам лектора, — сочетание госрегулирования и рыночных принципов, а также сочетание «либеральной внешней политики и защиты отечественного производителя — покупая российское мы не отказываемся от сотрудничества с теми, кто протягивает нам руку». Еще один принцип Путина — национальная консолидация. «Президенту удается выдерживать равновесие в многовекторной системе, находить правильный курс, быть ориентиром. Это действительно говорит о гражданской мудрости и большом авторитете. Мы найдем единицы тех, кто бы выламывался из курса президента, подавляющее большинство его поддерживает», — говорил Александров. 

Последний и самый подробный принцип, о котором рассказал лектор, — модернизация и техническое обновление. Здесь он довольно долго рассказывал про крупные нефтяные проекты России, сосредоточенные в основном в Западной Сибири, например, о «Ямал СПГ», порте Сабетта, «Северном широтном ходе». По словам Александрова, развитие и завершение этих мегапроектов — едва ли не ключевая задача России в будущем, потому что она принесет бюджету большие деньги и тогда страна заживет по-другому.

В части про Свердловскую область Александров сказал, что здесь курс президента поддерживает губернатор. «Это человек, который получил поддержку главы государства, реализует курс и реализует достойно. В Свердловской области есть ряд своих проектов, они скромнее по масштабам. Базовый проект — чемпионат мира по футболу», — заявил лектор. 

В типовом проекте лекции есть еще один раздел — «о кандидатурах на выборах губернатора в Свердловской области», который на лекции Znak.com не затрагивался. Предполагается, что слушающим кратко рассказывают обо всех зарегистрированных кандидатах, а в конце лектор сообщает, что «при существующем списке кандидатов, по мнению экспертов, результат выборов вполне прогнозируем». 

«Нам необходимо донести до избирателя, что несмотря на разницу политических взглядов, мы все заинтересованы в стабильности. Экономика может идти вперед только при стабильности. Деньги идут туда, где стабильность. Стабильность — это очень дорогая ценность. Свердловская область подтверждает роль опорного края державы в экономическом и социальном смыслах, было бы правильно, если бы и в политическом смысле она поддержала начинания президента. В нашем регионе его начинания реализует [по закону мы не называем фамилию, чтобы не агитировать за кандидата — Znak.com]. Все, что написано в программе сделано под его личным контролем. Проекты должны продолжаться и быть доведены до завершения, ради реального улучшения качества жизни», — пояснил Александр Александров. 

 

После этого началась часть с вопросами от сотрудников Znak.com. Приводим ее в виде диалога с незначительными сокращениями. 

Руслан Исмаилов: Вы сказали, что точкой сборки страны является президент. Не опасно ли, когда столько власти в руках одного человека? Что будет, если Путин умрет, упаси Господь?

Александр Александров: Сейчас президент — основа государственности. Сослагательные наклонения допустимы, но в настоящее время императив абсолютный — это централизация и сильная государственная власть. Не бывает, чтобы власть делилась на две-три-пять.

Дмитрий Колезев: Подождите, но я всегда думал, что сильная госвласть — это сильные институты, а не один человек.

Чтобы когда человек ушел, власть осталась сильной и могла развивать страну.

Александров: Был период, когда Владимир Путин был главой правительства, но сильная власть оставалась. Он сочетает личные качества с умением создать организационную структуру, которая все это развивает, наследует и в нужный момент удерживает ситуацию. Если президент все годы делал свое дело и мы признаем результаты его труда, ему разбиться что ли, чтобы понизить рейтинг и с кем-то его разделить? Есть министры, которые славятся своими трудами. Каждый работает в пределах своих компетенций. 

Игорь Пушкарев: Ну, а что будет, когда его (Путина) не будет?

Александров: Внесение вопроса в информационную повестку — как на него ни ответь — ломает повестку. А нам ее ломать не надо. 

Колезев: Вы большое внимание уделили экономике. Но я посмотрел сейчас: ВВП в 2015 — минус 3,7%, в 2016 — минус 0,2%. Разве это развитие? Средняя зарплата в области — 30 с лишним тысяч. Люди живут на такие деньги и видят достаток менеджеров госкомпаний, где Игорь Сечин зарабатывает те же деньги за два часа. Это этично? Не кажется ли вам, что у нас сформировался феодальный принцип управления, когда новые аристократы получают вотчины, устраивают детей в соседние вотчины, эксплуатируют государственные и национальные ресурсы?

Александров: Деньги тратятся в России, заказы тратятся на всех, у нас есть уральские трубники, машиностроители. Что касается социальной справедливости, наверное, какие-то вопросы надо ставить острее. Мне приходилось бывать в Тобольске, Сургуте, где реализуются мегапроекты. Люди там получают свои 60-80 тыс. рублей.

Колезев: Но мы же живем в Свердловской области, где зарплата 30 тыс. рублей. 

Александров: 30 тысяч — это больше, чем в соседних регионах. Чтобы платить заплату, мы должны жить и развиваться. Такие проекты нас толкают вперед. (Здесь лектор вернулся к рассуждениям о крупных проектах электровозов и магистралей).

Дмитрий Комаров: Вопрос про стабильность на логику. У нас была сильная стабильная власть в 2014 году. Случается Крым — это имеет мультипликативный негативный эффект на экономику, и все это мы до сих пор его переживаем. В чем смысл голосовать за стабильную власть, если она может в какой-то момент выдавать такие решения?

Александров: Мы вплетены в геополитические реалии. Давайте посмотрим на американскую экономику. 80 трлн долларов — их кумулятивный долг. Если бы мы таким образом решали свои экономические проблемы, у нас бы была гиперинфляция. Америка печатает деньги, они распихивают их силой геополитического влияния, оружия по всему миру. Американцы остро реагируют, когда кто-то пытается поставить заслон их геополитическому влиянию. Объем долларовой массы в шесть раз больше мирового богатства. Вклад печатной машины в благополучие американской экономики огромен. Эта экономическая машина может жить через геополитическое господство. Идет сильная геополитическая экспансия, она шла по миру и дошла до границ России, до Украины. 

Колезев: Был конкретный вопрос: до 2014 все было хорошо, потом все покатилось к черту, все стало неопределенным. Причем здесь проблемы США?

Александров: Вы вечером увидите пьяного хулигана. У вас все стабильно, вы вступаете с ним в конфликт — у вас все нестабильно. Это агрессия, и она дошла до границ России. 

Колезев: Но с точки зрения западного мира, это как раз Россия — пьяный хулиган, который стал вести себя так, как не принято международными правилами. А в чем все-таки был акт агрессии со стороны США?

Александров: Мы лекторы, мы не можем проводить экспертный анализ политического плана. Но это общеочевидный факт, что геополитическое влияние [США] росло. Давайте посмотрим, как делался переворот на Украине. Никто из России не порождал состояние взаимной агрессии. Оно пришло в виде общераспространяющегося тренда по Европе. Ответить на ваш вопрос не так просто. Там [в США] набита рука на то, чтобы было все латентно, незаметно. Но это же очевидно. Есть вещи, по которым тяжело составить протокол. Когда хулиган нападает на вашего соседа — это тоже нарушение стабильности. Стабильность исчезла вынуждено. 

Ирина Щербак: А зачем голосовать за стабильность, которой не существует? Вопрос был об этом. 

Александров: Чтобы защитить государственность, национальный суверенитет и быть собой.

Щербак: Но Владимир Владимирович Путин, наверное не единственный патриот своей страны. Есть другие люди, которые могли бы заменить его в нелегкой работе. Какова цель ваших лекций? 

Александров: Довести сделанные дела [до людей], опираться на факты, цифры. Другое дело, что одно сделано, а другое нет. Поэтому существует анкетирование, где люди могут рассказать, что действительно было сделано.

Пушкарев: Вы говорите, Свердловская область идет вперед. Куда вперед?

Александров: Наш базовый тренд — проекты за пределами области, там техника вся наша. Сердце проектов бьется здесь. Свердловская область — регион особенный, 90% своей продукции мы отдаем в другие регионы. Не надо нам самим столько труб, электровозов. Поэтому мы участвуем в трендах, которые делают в России. 

Пушкарев: Вы в качестве приоритетных проектов выделяли нефтянку и оборонку. Вы считаете, что действительно приоритет — это развивать продажу сырья и охранять сырье?

Александров: Топливный комплекс огромен. С ним не сравнится, при всем уважении, ни одна высокотехнологичная отрасль. Мы не можем отказаться от топливно-энергетического комплекса — это как от бумажника отказаться. 

Пушкарев: Последний вопрос, вы самите верите в то, что рассказываете?

Александров: Мы должны довести до конца проекты. Цена нашим делам — сможем ли проекты реализовать. Если доведем — получим мегаприбыли. Мы должны быть одной силой, которая доводит [проекты] до реальных вещей. Для нашей области федеральные проекты значат очень много.