"Альтернатива для континента": Европа встала на путь признания Крыма частью России

Заместитель председателя партии «Альтернатива для Германии» Александр Гауланд призвал Берлин и другие государства Евросоюза признать Крымский полуостров частью России.

 Заместитель председателя партии «Альтернатива для Германии» Александр Гауланд
Заместитель председателя партии «Альтернатива для Германии» Александр Гауланд

Германия начала зондировать почву по поводу Крыма

По мнению немецкого политика, это единственный вариант развития событий по этому вопросу, поскольку санкции против России не дали практического результата, а сам Крым никогда не вернется в состав Украины. Кроме того, Гауланд отметил, что Россия является «силой в Европе», поэтому ее нужно включить в европейский порядок и, таким образом, урегулировать отношения Брюсселя, Берлина и Москвы.

На практике слова Гауланда являются реакцией на последние заявления министра иностранных дел ФРГ Зигмара Габриэля и лидера Свободной демократической партии Германии Кристиана Линднера, которые на этой неделе уже высказывались о статусе Крымского полуострова.

Габриэль тогда попросил вывести вопрос Крыма за скобки до того, как не будет урегулирован кризис в Донбассе, который является главной угрозой безопасности на старом континенте.

При этом, несмотря на разность формулировок, Гауланд и Габриэль фактически высказали одну и ту же позицию, которая заключается в том, что Евросоюзу и особенно Германии не нужно портить отношения с Россией из-за статуса Крыма и что нужно закрыть глаза на эту европейскую проблему.

Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль

Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль

В Германии начали обдумывать «прибалтийский вариант»

Дело в том, что «Альтернатива для Германии» является нерукопожатной политической силой в Берлине, из-за этого ее лидеры могут говорить то, что думают, но, в то же время, эта политическая сила имеет, как минимум,10 процентов голосов в этой стране, а её отношение к вопросу Крыма отражает общественные настроения среди большей части современного немецкого общества.

Всё это говорит о том, что в Германии сейчас приходят к «прибалтийскому варианту» восприятия проблемы Крыма и, в конечном счёте, Украины. Ведь Соединённые Штаты и Великобритания никогда не признавали вхождения в состав СССР Эстонии, Латвии и Литвы, которое произошло в 1940 году после заключения известного пакта о ненападении между Москвой и Берлином. Эта же точка зрения затем по наследству перекочевала в Европу и НАТО.

Другой вопрос, что на практике это положение никак не омрачало отношения между союзниками во Второй мировой войне, а затем и противниками по послевоенному противостоянию двух военно-политических блоков, но, в то же время, западные политики никогда не ездили в советскую Прибалтику, а там из-за этого никогда не проходили серьезные внешнеполитические мероприятия.

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что такие высказывания являются свидетельством того, что страны Евросоюза постепенно смиряются с тем фактом, что Крым стал российской территорией.

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров

«Запад на словах продолжает выступать против возвращения Крыма в состав России и обвиняет нашу страну в нарушении норм международного права, но де-факто, т.е. за глаза, признаёт, что вопрос с полуостровом уже решён и что это российская территория», - констатирует Федоров.

Позиция Гауланда и Габриэля типична и для Франции

Кроме того, как замечает эксперт, все почему-то забывают про то обстоятельство, что минские соглашения появились только потому, что в них не был включен вопрос о статусе Крыма.

«Это были 2014 и 2015 годы, причем, в свое время, эту идею президенту Франции Франсуа Олланду подбросил один из его военных советников. Именно тогда этот вопрос и был впервые вынесен за скобки, и это говорит нам о том, что Запад всегда понимал, что в вопросе Крыма не существует обратного хода и что этот вопрос в диалоге с Россией нужно просто игнорировать», - заключает Федоров.

Поэтому подобная интерпретация проблемы Крыма со стороны Габриэля и других немецких политиков не является новинкой, а вполне устоявшейся линией в рамках Евросоюза.

Бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен
Бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен

«Во французской политике такую точку зрения отстаивают многие тяжеловесы в лице бывших президентов Франции Валери Жискар д’Эстена и Николя Саркози. Все это говорит нам о том, что на неформальном уровне в Европе всем уже все ясно, хотя до официального признания перехода Крыма в состав в России пока далеко и на сегодня нет смысла говорить об этом», - резюмирует Федоров.

Например, Жискар д’Эстен во время лекции в МГУ открытым текстом сказал, что Крым никогда не был украинским, поэтому этот вопрос с точки зрения политической и гражданской справедливости должен быть закрыт.

Вопрос Крыма будет решён на переговорах между Россией и Западом

«Эта точка зрения сводится к тому, что Западу необходимо учесть результаты референдума в Крыму и мнение жителей полуострова. Это свидетельствует о том, что проблема Крыма будет решена, когда – это другой вопрос, но воевать с Россией из-за Крыма или даже Украины в Евросоюзе или НАТО никто не собирается ни сегодня, ни завтра», - констатирует Федоров.

Естественно, главный вопрос здесь не в признании перехода Крыма странами Евросоюза – эта тема в России, сама по себе, мало кого интересует, а в том, что снятие антироссийских санкций формально привязано к «возвращению Крыма под украинскую юрисдикцию».

Вопрос окончательного признания перехода Крыма – дело далекого будущего
Вопрос окончательного признания перехода Крыма – дело далёкого будущего
В тексте «Минска-2» это открыто не звучит, но подразумевается западными политиками, а вот в американском санкционном пакете подобный пункт имеет место быть.

«У американцев все так жёстко из-за того, что торгово-экономический оборот между Россией и США и в 2014 году был очень небольшой, а вот для Евросоюза это вопрос крайне важный, поэтому он и выбрал более мягкие санкционные формулировки», - заключает Федоров.

Сергей Матвеевич уверен, что у европейцев здесь есть поле для маневра, что говорит нам о том, что в вопросе статуса Крыма в рамках переговоров России и Евросоюза возможен компромисс.

Автор: Дмитрий Сикорский