До последнего зрителя

На модерации Отложенный

Бесконечная пьеса для президента Порошенко.

Всё-таки надо отдать должное лицедейским способностям руководителя незалежной державы пана Порошенко. Это каким же артистическим талантом и запасом психологической устойчивости надо обладать, чтобы продолжать неустанно демонстрировать на публике непоколебимую уверенность в том, что возглавляемое тобой государство идет от «перемоги к перемоге», когда на самом деле всё становится только хуже и печальнее…
Если бы Константину Сергеевичу Станиславскому довелось увидеть живьём хоть одно выступление Петра Алексеевича, он в восторге смог бы воскликнуть: «Верю!» Ибо уровень убедительности исполнителя просто запредельный.

Впрочем, как известно, основатель Московского Художественного театра политикой, как и другими низменными материями, особо не интересовался, и оценивал только способность актёра к перевоплощению. 
А вот жители Украины такой роскоши лишены. Подданным шоколадного магната-лицедея всё время приходится соотносить его преисполненные искреннего пафоса заявления о выдающихся свершениях и грандиозных перспективах с объективной реальностью, данной им в ощущении. И чем дальше, тем труднее им избавиться от ощущения растущей пропасти между первым и вторым. 
Гривна неуклонно дешевеет, цены на продукты и электричество растут, а зарплаты и пенсии замерли на уровне трёхлетней давности; всё больше украинских предприятий останавливают производство, не имея возможности сбыть свою продукцию; больницы вынуждены собирать пожертвования на лекарства и еду для пациентов, крупные города задыхаются от зловония, порожденного «мусорным кризисом». И это не говоря про длящуюся третий год то ли войну, то ли антитеррористическую операцию на Донбассе… 
Это то, что люди видят в реале. Но стоит им включить телевизор, как всё сразу меняется. На экране неизменно жизнерадостный президент красиво и образно рассказывает о колоссальных успехах Украины, которую дружно поддерживает весь цивилизованный мир. Надо только немного потерпеть, разобраться с кознями клятых москалей, переловить засылаемых Москвой шпионов и диверсантов, и перед всеми украинцами распахнутся двери в чудесный мир европейского изобилия и тотальной свободы…   
И настолько хорошо и убедительно у Порошенко это получается, что гражданам остается только верить и ждать. Вот какой грандиозный талантище руководит Украиной. 
Однако пьеса «Воссоединение Украины с Европой», изначально задуманная как яркое динамичное шоу с множеством действующих лиц, постепенно превращается в вялый моноспектакль. Единственный актер, к которому нет претензий, это Порошенко, играющий главную роль «киевского владыки». Он своевременно подает реплики, прописанные в сценарии, ни на сантиметр не выпадает из заданного образа, и всеми доступными и недоступными средствами поддерживает зрительский интерес, фактически в одиночку вытягивая то и дело буксующую постановку. 
А вот его партнёры откровенно халтурят. Актер, заменивший в нынешнем сезоне выбывшего по истечении срока контракта предыдущего исполнителя роли «далёкого американского друга», оказался не только рвачом и хапугой, но и совершенной бездарностью. Несмотря на шестисоттысячный гонорар, честно заплаченный его агентам Киевом, престарелый рыжий фигляр не сумел толком отработать крошечный, но крайне важный для сюжета эпизод встречи с персонажем Порошенко в Вашингтоне. Он даже не потрудился выучить короткий текст и нёс какую-то маловразумительную отсебятину, а потом вообще замолчал. 
Введенный на замену французский актер Макрон вообще на сцене не появился. Из-за этого пришлось отложить на неопределённое время хоровое исполнение реквиема, уличающего русских в «систематическом нарушении Минских договоренностей» и «ведении гибридной войны против Украины». Зато коварный парижанин успел засветиться в постановке конкурирующего московского театра, спев дуэтом с Путиным куплеты на тему «возобновления сотрудничества по широкому кругу вопросов». 
Закапризничали и польские лицедеи, играющие коллективную роль варшавского клана, по сюжету помогающего персонажу Порошенко гонять и язвить москалей монументальной дубиной, любовно называемой декораторами «катынушкой». Грозя разрывом контракта, они потребовали задним числом переиграть первые акты, в которых рассказывалась героическая история богатыря Бандеры и его хлопцев, убрать из реквизита знамёна ОУН, а заодно сыграть не предусмотренную сценарием сцену покаяния за «волынскую резню». С ними продюсеры до сих пор не договорились, поэтому из постановки поляков пока пришлось убрать.    
Другие актёры ведут себя не лучше. Ради участия в других более выгодных проектах они стали все чаще уклоняться от выхода на сцену, норовя прислать вместо себя исполнителей из второго состава, а то и статистов из массовки. 
Однако это ещё полбеды. В последнее время партнёры Порошенко стали всё чаще игнорировать утверждённый сценарий, хотя ранее сами под ним подписывались. Ведь вроде бы, всё уже оговорено и согласовано, роли распределены, диалоги прописаны, а они своевольничают. 
Уже доходит до прямых «подстав». Например, в эпизоде визита в Киев «гостя из НАТО» Пётр Алексеевич, как и положено, произнес реплику о том, что «стороны договорились начать диалог о предоставлении Украине Программы действий по членству в НАТО», а играющий генсека альянса норвежский актёр Столтенберг, вместо того, чтобы сказать «да, это так» или хотя бы кивнуть, стоял и молчал, как воды в рот набрал. 
Но ведь это театр, а не кино, тут дубли не предусмотрены.

Пришлось Порошенко делать вид, что так и было задумано. Хорошо, талант не подвёл. Глядишь, и зрители ничего бы не заметили, если бы в следующей картине невесть откуда взявшийся человечек в бейсболке с надписью «пресс-служба НАТО» не крикнул в зал, что Североатлантический альянс «не давал согласия на старт диалога по ПДЧ». 
Всем, конечно понятно, что актёришку этого русские конкуренты подослали, чтобы спектакль сорвать. Стали помощники Порошенко Столтенберга искать. Мол, давай, дорогой Йенс, коли сам накосячил, выйди к зрителям и скажи, что всё в порядке - Украина вольётся в альянс, а тот, кто утверждает обратное, врун и агент Кремля. Но подлый норвежец все телефоны отключил и куда-то пропал. Не иначе, в Черногорию полетел, погреться на тамошнем пляже, благо тот теперь в НАТО. В отличие от Украины.
Но настоящий скандал, после которого недружелюбные к Киеву критики заговорили о скором снятии спектакля с репертуара, приключился совсем недавно, во время сцены «саммит Украина – ЕС». 
Предполагалось, что действо будет длиться два дня и станет «важной вехой, символизирующей завершение очередного этапа евроинтеграции» незалежной державы. Наряду с Порошенко, рассчитывавшим после представления на букеты и овации от поклонников и благожелательную прессу, на сцену вышли заслуженный артист Люксембурга и окрестностей Жан-Клод Юнкер (в роли председателя Еврокомиссии), перспективный, но почему-то не любимый на родине молодой польский актёр Дональд Туск (председатель Евросовета), прима Итальянского театра политической комедии и драмы Федерика Могерини с партией главной евродипломатки, а также несколько второстепенных персонажей. 
Поначалу всё шло хорошо. Пётр Алексеевич, как всегда, блистал и искрил. Публике особенно запомнился его страстный монолог о любви его страны к прекрасной Европе. Он красочно поведал о многотрудном пути, который Украине пришлось пройти за три года, и позитивных изменениях, которых удалось добиться, особо отметив, что «Киев рассчитывает на дальнейшую поддержку со стороны Евросоюза как в реформировании страны, так и по урегулированию кризиса в Донбассе». 
Своё яркое выступление Порошенко закончил призывом составить «дорожную карту» интеграции Украины в ЕС и уступил сцену партнёрам, которые должны были поддержать украинского исполнителя, воздав должное его титаническим усилиям.
Вот только зарубежные «звёзды» вновь оказались не на высоте. Пока Порошенко «держал» зал, итальянка незаметно скрылась за кулисами. Растерявшийся Туск начал мямлить что-то маловразумительное. Типа того, что он лично всячески поддерживает евроустремления Украины и рад за неё, но вот подписать документ, где это всё будет зафиксировано не может, потому что некоторые члены ЕС выступают против. 
Но хуже всех повел себя Юнкер. Вяло похвалив Киев за проделанную работу, он стал пенять Порошенко на нерешённую проблему коррупции, а затем вообще ляпнул про то, что голоден и хочет, чтобы его накормили. Видно, перепутал пьесы. 
В итоге всё завершилось за два часа, а обещанной кульминации в виде подписания совместной декларации по итогам саммита публика так и не дождалась. Зрители уходили разочарованными. 
На следующий день едва ли не все издания опубликовали материалы о грандиозном провале постановки. Даже симпатизирующие киевскому актеру критики были вынуждены признать, что европейские гастролёры сорвали его заслуженный бенефис. Вот что написал, например, присутствовавший на спектакле директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник: «Медовый месяц между Украиной и ЕС прошёл. Теперь мы находимся на стадии «сожительства по необходимости». Евросоюз всё более и более критично относится к деньгам, которые он тратит в Украине. Потому что внутри ЕС многие политические группы требуют аудита этих денег…»
Похоже, что киевский театральный проект оказался под угрозой срыва. С таким трудом собранная для его воплощения интернациональная труппа пребывает в глубоком кризисе: кого-то переманили в другие антрепризы, кто-то устал, кто-то не видит творческих перспектив и откровенно халтурит. Куда-то подевались и сценаристы. Из-за этого сюжет потерял динамичность и давно топчется на месте, а представление, изначально рассчитанное всего на несколько сезонов, превратилось в бесконечную мыльную оперу. Глядя на это, и публика стала обходить украинский театр стороной.     
Не сдается лишь один Порошенко, изо всех сил пытающийся не допустить снятия спектакля. Другого-то в репертуаре нет. Для этого он заполняет собой все пробоины в составе, выступая и как актёр, и как режиссёр, и как дирижёр, а если надо – то и как рабочий сцены.
Оно и понятно; ведь от успеха постановки зависит не только репутация и благополучие Петра Алексеевича, но и его будущее, а может, и сама жизнь. А, значит, шоу «Воссоединение Украины с Европой» будет продолжаться. Если потребуется,  то до последнего оставшегося в незалежной зрителя.  

Максим Корнилов