За кадром фильма «Собака на сене»: почему Терехову называли фурией, а Боярского хотели снять с роли
На модерации
Отложенный
Маргарита Терехова и Михаил Боярский в фильме *Собака на сене*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru
Со времени съемок замечательной музыкальной комедии Яна Фрида «Собака на сене» прошло уже 40 лет, но фильм не теряет своей популярности, а его герои все так же любимы зрителями. Такого успеха не ожидали ни актеры, ни режиссер, ведь сам процесс съемок и его результат вызывал у них большие сомнения, что приводило к постоянным конфликтам. Начинающий актер Михаил Боярский поначалу не оправдывал ожиданий, а звезда кино Маргарита Терехова постоянно спорила с режиссером.
Маргарита Терехова и Николай Караченцов в фильме *Собака на сене*, 1977 | Фото: liveinternet.ru
Жанр музыкальной комедии был для режиссера Яна Фрида его коньком. Именно благодаря ему родились такие шедевры как «Двенадцатая ночь», «Сильва», «Благочестивая Марта», «Дон Сезар де Базан», «Летучая мышь». Сценарий к «Собаке на сене» он написал сам, значительно сократив пьесу Лопе де Вега, которая легла в основу сюжета. Съемки проходили в 1977 г. в Крыму, в Ливадийском дворце и парке, при этом там не прекращались экскурсии, и туристы становились свидетелями съемочного процесса, а местные жители – участниками массовки. Так, в кадр попали артисты местной самодеятельной народной оперы, один из которых помогал Караченцову исполнять серенаду.
Кадр из фильма *Собака на сене*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru
Михаил Боярский в фильме *Собака на сене*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru
Роль Теодоро могла бы достаться Олегу Далю или Олегу Янковскому, но режиссер рискнул отдать ее молодому и неопытному Михаилу Боярскому, уже утвержденному на роль маркиза Рикардо (персонаж Караченцова). Боярский так робел перед именитыми артистами, что в первые съемочные дни не показал нужного результата и не оправдал ожиданий режиссера. Для пылкого Теодоро он был чересчур скован и зажат, и его хотели снять с роли, но тут вмешалась Маргарита Терехова, настоявшая на том, чтобы актеру дали шанс раскрыться. И она оказалась права – с этой ролью Боярский справился просто блестяще и оказался так убедителен в этом образе, что на него обратил внимание Юнгвальд-Хилькевич и пригласил в свой фильм.
Кадр из фильма *Собака на сене*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru
Маргарита Терехова в фильме *Собака на сене*, 1977 | Фото: tvc.ru
А вот Маргарита Терехова после «Зеркала» Тарковского была настоящей звездой и не только уверенно чувствовала себя на съемочной площадке, но и могла себе позволить спорить с режиссером. Роль Дианы казалась ей недостаточно глубокой и драматичной, и она постоянно пыталась вносить в нее свои коррективы. В Теодоро Ян Фрид хотел видеть не романтического героя, а комического персонажа, и актерам пришлось его переубеждать. «С «Собакой на сене», я считаю, просто случилось чудо. Она родилась на нашем антагонизме, у нас же была буквально война… И Ян Борисович смирился.
И наши предложения стали приниматься, мы даже выстроили мизансцену самого решающего эпизода, в котором объясняются Диана и Теодоро», – вспоминает Маргарита Терехова.
Кадр из фильма *Собака на сене*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru
Михаил Боярский в фильме *Собака на сене*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru
Михаил Боярский признавался: «Терехова на площадке всегда была фурией. Могла из-за пустяка сорвать съемки: «Если этот куст будет видно в кадре, то я в кадр входить не буду». Иногда Фрид с ней спорил довольно энергично. Однако с женщинами спорить бесполезно, тем более, если эта женщина – Терехова. После продолжительного «диалога» Фрид и Терехова расходились по углам и минут сорок не разговаривали. Но холодная война длилась недолго. Вскоре они могли тихо и мирно сидеть за одним столом и ужинать, говорить друг другу комплименты. Но как только съемки возобновлялись, все повторялось сначала».
Маргарита Терехова в фильме *Собака на сене*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru
На съемках кипели настоящие испанские страсти. Режиссер считал, что Терехова часто перебарщивает, и та сцена, в которой Диана дает пощечины Теодоро, должна быть отыграна «легко, почти не касаясь». Но Терехова уверяла его, что зрители в таком случае не поверят ей. И отхлестала Боярского по лицу с такой силой, что у него действительно пошла кровь и выступили слезы. «Я себя чувствовал, как побитая собака», – спустя годы со смехом признается актер. Говорят, именно после этого они перешли на «ты».
Маргарита Терехова в фильме *Собака на сене*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru
Съемки фильма проходили в Ливадийском дворце | Фото: kino-teatr.ru
Многие уголки Ливадийского дворца и парка, запечатленные в фильме, сохранились неизменными и по сей день: Итальянский дворик, мраморная скамейка, на которой сидела Диана, лестница с химерой, кованые ворота. А вот скамейка, на которой Теодоро писал письмо Диане, бесследно исчезла, нет больше и того фонтана, у которого герои выясняли отношения.
Михаил Боярский и Елена Проклова в фильме *Собака на сене*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru
Картина вышла на экраны 1 января 1978 г. и стала для зрителей настоящим праздником. С тех пор количество ее поклонников только растет. Впрочем, находятся и критики, упрекающие режиссера в отступлении от исторической достоверности. Историк моды Александр Васильев отметил, что ни костюмы, ни интерьеры в фильме не соответствуют XVII веку в Испании, и в кадре царит стилевой разнобой.
Армен Джигарханян в фильме *Собака на сене*, 1977 | Фото: liveinternet.ru
Эта актриса обладала невероятной притягательностью и для многих оставалась загадкой..
Комментарии
Всегда смотрится легко и с удовольствием..
Нравятся все актеры..но Джигарханян..особенно..
Спасибо!!..
и вы тоже.
Комментарий удален модератором
Ян Борисович Фрид (Яков Борухович Фридланд) родился 31 мая 1908 года в Красноярске. В 1932 году окончил режиссерский факультет Ленинградского театрального института, в 1938-м — Киноакадемию при ВГИКе. Дебютировал в кино короткометражным фильмом по рассказу А. Чехова «Хирургия» (1939 г.). В начале 1960-х снимал документальные фильмы, в 1953 году поставил фильм-спектакль «Любовь Яровая», а в 1955-м экранизировал «Двенадцатую ночь» У. Шекспира. С начала 1970-х активно работает в жанре музыкального кино. Самый громкий успех имел фильм «Собака на сене» (1977 г.). В течение многих лет преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино, а также в Ленинградской консерватории. В 1990-х годах вместе с супругой — актрисой театра Аркадия Райкина Викторией Горшениной — уехал на постоянное место жительства в Германию. Умер 12 декабря 2003 года в Штутгарте.
Жаль мне ее..склероз и болезнь Альцгеймера - это не шутка..
это моя любимица.
я даже немного отождествляю себя с ней...
наверное, правы)
Впрочем, возможно, Вам приятно верить, что у Тереховой именно болезнь Альцгеймера...
Я уже писала,что видела сюжет по тв..мне хватило на нее посмотреть и понять,что человек болен и серьезно..
опровергните диагноз..я буду только рада..хотя радоваться все равно нечему..болезнь есть болезнь...как бы она не называлась..
Я говорю с Вами, как со сплетницей, которая не только передает, но и распускает сплетни. И которая уважения не вызывает. Я Вам тоже ничего не должна, в том числе - уважать за сплетни.
Во ВГИК ее не приняли, но в школе-студии при театре Моссовета ей посчастливилось встретиться с Юрием Завадским, который поверил в ее актерский талант и взял в свою студию...
Терехова и физмат?..да уж...неисповедимы пути господни..
значит, мозги на месте)
а про ее нынешнее состояние знаю...тяжело видеть, как разрушается личность и красота.
такая Женщина была...
фото тоже публикуются.
какие сплетни, вы в своем уме, знаменитости на виду в силу их известности.
сопровождаете ее по улицам.
сосудистая деменция, кстати, еще называется слабоумие.
так что увы, увы и еще раз увы - очень печально, что такая болезнь настигла мою любимую актрису.
И НЕТ, не сопровождаю. И Вы не знаете ее и не сопровождаете. Поэтому, ИМХО, писать о потере личности и о том, что ВЫ ее, эту потерю, видите, нечестно и нехорошо. Ни Вы, ни я не знаем о потере личности Тереховой ничего и не "наблюдаем" ее.
Вам, видимо, выпало счастье не общаться с пожилыми людьми с деменцией. О потере личности в огромном большинстве случаев речь не идет. Память ограничивается очень причудливо. Слабоумие - это забывчивость последних событий, а не безмозглость.
абажаю!)
https://www.youtube.com/watch?v=pcFx5SZmfAI
Когда смотрю фильмы с его участием,комок в горле..жаль..
с другой стороны, его нынешнее состояние нормальной жизнью не назовешь...
а все потому, что кому-то надо было сдернуть Караченцова после съемок, уставшего и немного выпишего, к умирающей теще...
хорошо, что он просто жив...
да..мне не нравится,что она везде его тягает..да!..именно тягает..можно мужем и дома заниматься,а не пиарить себя,какая она хорошая и любящая..
и не переворачивайте мои комментарии в свою сторону..
он никогда не был моим кумиром.а я - его фанаткой...у меня другие актеры в приоритетах..
а фильмы с его участием нравятся..но это не говорит о том.что я только и делаю,что просматриваю его фильмографию..
и успокойтесь..каждый имеет право на свое мнение..
Вас раздражает истовое отношение жены...А если в Вашей семье подобное, не дай Бог, случится, запрете родного человека в 4 стенах или будете выводить в люди?
Это как раз зависит от характера больного! Поргина молодец,на мой взгляд,что "тягает" его!Он ,человек творческий,привык быть на людях.Для таких людей ,сидение дома,смерти подобно!(ну это на мой взгляд)
https://www.youtube.com/watch?v=0xlODTcRpTE
талантище! влюбиться можно...
Я в 40 лет вторую вышку закончила именно по той профессии,которая мне по душе..для меня она лучшая..)
Про ее работу с Тальковым я даже и не знала..
Не из тех , что в любое время с любого места,
как фон - идеален.
слушала намедни его на диске.
смотреть не смотрела, как-то вполглаза по диагонали, но сюжет знаю.
а тут - послушала.
блин, какое же быдло этот Женя...вперся не в свою квартиру, начал хамить хозяйке, потом еще и роль психолога на себя взял.
а сам! кто таков? терапевт в поликлинике, тишайший человечек, маменькин сыночек...
исплевалась карочи вся...слушая это.
уже ничего не смотрю.
не торкает.
Посмотрел или прослушал и забыл..
Он из серии фильмов,которые можно не только смотреть,но и слушать..Этт тебе не "Гений" с Абдуловым..Вот там надо смотреть!!..прослушивание не прокатит..)
супер.
и Абдулов классный.
в следующий раз можешь и сама их туда заносить)
местного масштаба.
но взявшийся учить и критиковать хозяйку квартиры.
бесят такие мужчинки.
Если только мелочи да подробности рассматривать время от времени в удовольствие.
А конкретно смотреть - это нужно соответствующий настрой.
"Новые русские" давали деньги на Абдулова. Вот и снимали всякую дрянь типа "Гений" и "Некст".
а Терехова действительно талантливая, редкостная красавица, муза Тарковского.
и роли у нее были на зависть, в ее Миледи были влюблены многие мужчины.
Терехова - актриса специфичная..
Ну,а про "Зеркало " Тарковского что скажете?
Ну,а кто нравится из актрис?
мы только поаплодируем)
если уж вечно молодая ДД родила сразу двоих в своем почтенном возрасте...(ах, уж эти женщины, им всегда 39 и ни днем больше))) ), то Ире и сам Бог велел)
А у Боярского это ИМХО лучшая роль, он там очень романтичен.
Хотя развязка пьесы совершенно идиотская - фильм всё равно хорош за счёт актеров и музыки.
ps Жестокая вещь время(((