За годы войны органы ОБХСС вернули государству более 175 миллиардов рублей
16 марта 1937 г. приказом наркома внутренних дел СССР в Главном управлении милиции НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) был организован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией — ОБХСС ГУМ НКВД СССР, аналогов которой не было ни в одной стране мира.
ЕКАТЕРИНА БАРАНОВА
Сотрудники ОБХСС постоянно устраивали неожиданные проверкиФото: ТАСС
16 марта 1937 года, в структуре МВД СССР появилась организация под названием «Отдел борьбы с хищениями социалистической собственности», сокращенно - ОБХСС. Нигде в мире аналогов такой службы не было. О том, как она работала и какие дела раскрывала, «КП» рассказал заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ.
– Почему ОБХСС решили создать именно в 1937-м?
– Тогда все говорили о шпионах и расхитителях, их приравнивали к политическим врагам. Как раз к 1937 году суммы расхищений стали впечатляющими – около 30% бюджета, которые должны были идти на развитие производства, уходили в черный рынок, процветали спекуляции, ведь вся собственность оказалась в руках государства, что порождало бюрократию. В ее руки перешла система распределения товаров и услуг, и это создавало огромные возможности для злоупотреблений. Самой распространенной махинацией стала придержка товара, превращавшегося в дефицит, а затем продажа его по более высокой цене. Не говорю уж о банальной разбавке водой пива – к 1937-му году число таких злоупотреблений сильно возросло.
– Что из себя представляли первые отделы по борьбе с хищениями социалистической собственности? Как подбирали сотрудников?
– Все начиналось с маленьких отделов при министерствах, но штат сотрудников очень быстро увеличивался. Уже к 1940-му году в ОБХСС работали 115 тысяч агентов. К тому же у таких отделов был огромный круг осведомителей – свыше 60 тысяч человек (в основном работники магазинов, рынков). Между прочим, большинство из них работали не за вознаграждение, а за гарантию того, что их не посадят. Сотрудники ОБХСС постоянно устраивали неожиданные проверки, но больше опирались именно на информацию, представленную осведомителями. Работа ОБХСС давала ощутимые плоды – уже к 1940-му году было выявлено хищений на 49 миллиардов рублей.

Заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ
– Война как-то изменила работу службы?
– Да, многие сотрудники ушли на фронт, сеть пришлось создавать заново. А расхищения, увы, процветали, поэтому вышел приказ о том, что сотрудники ОБХСС должны были проводить розыскные мероприятия в течение 10 суток после получения информации – т. е. в очень сжатые сроки.
– Что похищали во время войны?
– Массово стали торговать поддельными продуктовыми карточками. В 1942-м выявили 8 подпольных типографий, печатавших «липу». Вообще за годы войны органы ОБХСС вернули государству более 175 миллиардов рублей.
Одним из самых громких эпизодов стало дело спекулянтов-валютчиков. Трое предприимчивых людей оказалась в эвакуации в Ташкенте. Огромным дефицитом там были тогда средства гигиены. Мошенники организовали подпольную артель по изготовлению хозяйственного мыла. Вырученные деньги вкладывали в золото, бриллианты, валюту. В итоге заработали огромное состояние.
Попались они уже после войны, в 1946 году. Пытались провезти в поезде Ташкент-Москва свои немалые сбережения. При обыске у них обнаружили 2 656 000 рублей, бриллианты и золотые изделия на сумму 454 000 рублей и еще 1200 рублей золотом.

Деньги часто делали на водочных этикеткахФото: ТАСС
– А что мошенники придумывали в послевоенное время?
– Деньги часто делали на водочных этикетках. По существовавшим тогда нормам, спиртные напитки в рюмочных продавали с 50-процентной наценкой. Ушлые торговцы покупали в соседних магазинах обычную водку за 4 рубля, ставили на этикетку клеймо своей рюмочной и продавали – в полном соответствии с правилами – по завышенной цене. Чтобы исключить такого рода махинации, оперативники ОБХСС предложили наладить выпуск специальной водки с указанием на этикетке: «Для предприятий общественного питания». После долгих согласований предложение было принято. Эффект оказался выше всяких ожиданий: только за первые три месяца после введения новых правил выручка в московских рюмочных возросла на полтора миллиона рублей! Можно себе представить, какие деньги пролетали «мимо кассы», пока в дело не вмешались сотрудники ОБХСС.
А вот другая история – с мясом. В советское время существовало два вида учета мяса: в живом виде и в убойном весе. Для перерасчета живого веса в убойный использовался коэффициент 2,12. Иначе говоря, вес живой коровы делился на 2,12 и получался вес того мяса, которое, собственно, и идет в продажу или на дальнейшую переработку. К концу 1970-х в связи с развитием технологий реально в переработку шло гораздо больше мяса, чем раньше. Однако коэффициент перерасчета не менялся с 50-х годов. Этим и пользовались ушлые работники мясокомбинатов. С каждой тонны мяса у них получалось минимум по 25 килограммов излишков, которые по документам нигде не значились. Выяснив эти тонкости, сотрудники ОБХСС вышли в соответствующие инстанции с предложением изменить коэффициент перерасчета. В итоге он был снижен до 2,07. В масштабах страны это означало, что миллионы рублей возвратились в казну.
– Какой расхититель соцсобственности был, на ваш взгляд, самым изобретательным?
– Одно из гениальных дел, которое в итоге распутали сотрудники ОБХСС, касалось алхимика XX века. В конце 70-х милиции стали попадаться золотые рубли вроде бы царской чеканки, но при проверке оказалось, что золото было более высокого качества. Некоторые ушлые люди тогда старались не «светить» сбережения в сберкассе и вкладывали излишки в валюту, золото, в том числе в царские рубли. Сотрудники ОБХСС гадали: зачем устраивать сложные махинации с подделками, ведь и так в руках преступников оказалось золото, почему не реализовать золотые слитки? Расхитителем социалистической собственности оказался работник Дулёвского фарфорового завода Равиль Невмятов. Он воровал жидкое золото, используемое для напыления узоров на сервизах. Алхимик изобрел метод превращения жидкого золота в золотой сплав, для чего создал у себя на даче целую лабораторию. Он думал, что торговать поддельными монетами более безопасно, чем слитками и золотым песком, ведь тогда это приравнивалось к преступлению против государства. С 1978 по 1980 год алхимик изготовил 1,5 тысяч поддельных золотых червонцев, но сбыть успел лишь треть, заработав 200 тысяч рублей.
Попался он, когда заказал на военном заводе сложное оборудование для усовершенствования своей лаборатории. Это вызвало подозрение, и в итоге оперативники вышли на след «царского фальшивомонетчика».
Комментарии
Тем временем ушлые работники торговли, спекулянты и прочий дальновидный народ уже набивали свои кладовые всем, чем только можно было поживиться и что потом могло принести доход.
Уже 24 июня, на третий день войны, сотрудники ОБХСС за держали сестер Антиповых. Одна из них натаскала домой больше центнера муки и сахара, десятки банок консервов, сливочное масло — словом, все, что можно было унести из столовой, где она работала шеф-поваром. Ну а вторая притащила домой чуть ли не весь галантерейный магазин, которым заведовала.
По мере того как ухудшалось снабжение города продовольствием, набирал обороты черный рынок, цены росли ежедневно.
Сотрудники аппарата БХСС и других служб милиции выявляли тех, кто требовал за продукты ювелирные изделия, бриллианты, антикварные вещи и валюту. Результаты обысков удивляли даже видавших виды оперативников.
Нередко у спекулянтов вместе с ценностями и большими запасами продуктов изымались списки с фамилиями и адресами...
Обыск трехкомнатной квартиры на улице Ракова, 10 занял двое суток. Собственно, это была даже не квартира, а антикварный магазин. Дорогие картины, поповский и кузнецовский фарфор, хрусталь дорогих сортов, отделанный серебром...
Внимание оперативников привлекала детская кроватка. Ребенок спал на двух матрасах. В нижнем оказались зашиты без малого 700000 рублей и 360000 американских долларов наличными. Из цветочных горшков, из-под плинтусов вынимали украшения из золота и платины,золотые монеты и слитки.
Не менее интересными были результаты обысков у сообщников Каждана — Фагина, Гринштейна, Гутника. Сотни тысяч рублей, изделия из золота, столовое серебро. Всего у Каждана и шести его сообщников было изъято 1,5 миллиона рублей наличными, 3,5 килограмма изделий из золота, 30 штук золотых часов и другие ценности на общую сумму 4 миллиона рублей. Для сравнения: в 1943 году стоимость истребителя Як-3 или танка Т-34 составляла 100 000 рублей.
За 900 дней блокады сотрудники аппарата БХСС изъяли у спекулянтов: 23317736 рублей наличными, 4 081 600 рублей в облигациях госзайма, золотых монет на общую сумму 73 420 рублей, золотых изделий и зо...
Сейчас мы оказались в каком-то перевёрнутом мире.
Просто диву даёшься, куда всё это пропало?
Сейчас мы оказались в каком-то перевёрнутом мире.
Просто диву даёшься, куда всё это пропало?