Достоверность известных нам летописей
На модерации
Отложенный
НАСКОЛЬКО ДОСТОВЕРНЫ СТАРЫЕ РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ - ?
<dl class="vcard author">
К чему стадам дары свободы...
</dl>
Современная Российская историческая наука о древней Руси строится на основе древних летописей, написанных христианскими монахами, при этом на рукописных копиях, не имеющихся в оригиналах. Во всем ли можно доверять таким источникам?
"Повестью временных лет" называется древнейший летописный свод, который является составной частью большинства дошедших до нас летописей (а всего их сохранилось около 1500). «Повесть» охватывает события до 1113 года, но самый ранний ее список был сделан в 1377 году монахом Лаврентием и его помощниками по указанию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича.
Неизвестно, где была написана эта летопиcь, по имени создателя получившая название Лаврентьевской: то ли в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода, то ли в Рождественском монастыре Владимира. На наш взгляд, второй вариант выглядит убедительней, и не только потому, что из Ростова cтолица Северо-Восточной Руси переместилась именно во Владимир.
Во владимирском Рождественском монастыре, как считают многие специалисты, появились на свет Троицкая и Воскресенская летописи, епископ этого монастыря Симон был одним из авторов замечательного произведения древнерусской литературы «Киево-Печерского патерика» – сборника рассказов о жизни и подвигах первых русских монахов.
Остается только гадать, каким по счету списком с древнего текста была Лаврентьевская летопись, сколько в нее было дописано того, чего не было в первоначальном тексте, и сколько потерь она понесла, – ведь каждый заказчик новой летописи норовил приспособить ее под свои интересы и опорочить противников, что в условиях феодальной раздробленности и княжеской вражды было вполне закономерно.
Самый значительный пробел приходится на 898–922 годы. События «Повести временных лет» продолжены в этой летописи событиями Владимиро-Суздальской Руси до 1305 года, но пропуски есть и тут: с 1263 по 1283 год и с 1288 по 1294-й. И это при том, что события на Руси до крещения были явно противны монахам ново принесенной религии.
Другая известная летопись – Ипатьевская – названа так по Ипатьевскому монастырю в Костроме, где ее обнаружил наш замечательный историк Н.М.Карамзин. Знаменательно, что она нашлась опять неподалеку от Ростова, который наряду с Киевом и Новгородом считается крупнейшим центром древнего русского летописания.
Ипатьевская летопись моложе Лаврентьевской – написана в 20-е годы XV столетия и кроме «Повести временных лет» включает в себя записи о событиях в Киевской Руси и Галицко-Волынской Руси.
Еще одна летопись, на которую стоит обратить внимание, – Радзивилловская, принадлежавшая сначала литовскому князю Радзивиллу, потом поступившая в Кенигсбергскую библиотеку и при Петре Первом, наконец, в Россию. Она представляет собой копию XV века с более древнего списка XIII столетия и рассказывает о событиях русской истории от расселения славян до 1206 года. Относится к владимиро-суздальским летописям, по духу близка Лаврентьевской, но гораздо богаче оформлена – в ней 617 иллюстраций.
Их называют ценным источником «для изучения материальной культуры, политической символики и искусства Древней Руси». Причем некоторые миниатюры весьма загадочны – они не соответствуют тексту (!!!) , однако, как считают исследователи, больше соответствуют исторической действительности.
На этом основании было сделано предположение, что иллюстрации Радзивилловской летописи сделаны с другой, более достоверной летописи, не подверженной исправлениям переписчиков. Но на этом загадочном обстоятельстве мы еще остановимся.
Теперь о принятом в древности летосчислении.
Во-первых, надо запомнить, что раньше новый год начинался и 1 сентября, и 1 марта, и только при Петре Первом, с 1700 года, – 1 января. Во-вторых, летосчисление велось от библейского сотворения мира, которое произошло раньше рождества Христова на 5507, 5508, 5509 лет – в зависимости от того, в каком году, мартовском или сентябрьском, произошло данное событие, и в каком месяце: до 1 марта или до 1 сентября. Перевод древнего летосчисления на современное – дело трудоемкое, поэтому были составлены специальные таблицы, которыми и пользуются историки.
Принято считать, что летописные погодные записи начинаются в «Повести временных лет» с 6360 года от сотворения мира, то есть с 852 года от рождества Христова. В переводе на современный язык это сообщение звучит так: «В лето 6360, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим».
Таким образом, летописец, по сути дела, устанавливал этой фразой год образования Руси, что само по себе представляется очень сомнительной натяжкой. Больше того, отталкиваясь от этой даты, он называет и ряд других начальных дат летописи, в том числе, в записи за 862 год, впервые упоминает Ростов. Но соответствует ли первая летописная дата истине?
Каким образом летописец пришел к ней? Может, воспользовался какой-нибудь византийской хроникой, в которой это событие упоминается?
Действительно, византийские хроники зафиксировали поход Руси на Константинополь при императоре Михаиле Третьем, но дату этого события не называют. Чтобы вывести ее, русский летописец не поленился привести следующий расчет: «От Адама до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 лет и 1 год, а от Давида до пленения Иерусалима 448 лет, а от пленения до Александра Македонского 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до вышеупомянутого Михаила 542 года».
Казалось бы, этот расчет выглядит до того солидно, что проверять его – пустая трата времени. Однако историки не поленились – сложили названные летописцем цифры и получили не 6360-й, а 6314 год! Ошибка в сорок четыре года, в результате чего получается, что Русь ходила на Византию в 806 году. Но известно, что Михаил Третий стал императором в 842 году. Вот и ломай голову, где же ошибка: или в математическом расчете, или имелся в виду другой, более ранний поход Руси на Византию?
Но в любом случае понятно, что использовать «Повесть временных лет» в качестве достоверного источника при описании начальной истории Руси нельзя. И дело не только в явно ошибочной хронологии. «Повесть временных лет» давно заслуживает того, чтобы посмотреть на нее критически. И некоторые самостоятельно мыслящие исследователи уже работают в этом направлении.
Так, в журнале «Русь» (№ 3-97) был опубликован очерк К.Воротного «Кто и когда создал «Повесть временных лет?», в котором защитникам ее незыблемости задаются очень неудобные вопросы, приводятся сведения, ставящие под сомнение ее «общепризнанную» достоверность. Назовем только несколько таких примеров...
Почему о призвании варягов на Русь – таком важном историческом событии – нет сведений в европейских хрониках, где на этом факте обязательно бы заострили внимание? Еще Н.И.Костомаров отметил другой загадочный факт: ни в одной дошедшей до нас летописи нет упоминания о борьбе Руси с Литвой в двенадцатом веке – но об этом ясно сказано в «Слове о полку Игореве». Почему промолчали наши летописи? Логично предположить, что в свое время они были значительно отредактированы.
В этом отношении весьма характерна судьба «Истории Российской с древнейших времен» В.Н.Татищева. Имеется целый ряд доказательств, что после смерти историка она была значительно подправлена одним из основателей норманнской теории Г.Ф.Миллером, при странных обстоятельствах исчезли древние летописи, которыми пользовался Татищев.
Позднее были найдены его черновики, в которых есть такая фраза:
«О князьях русских старобытных Нестор монах не добре сведом был».
Одна эта фраза заставляет по-новому посмотреть на «Повесть временных лет», положенную в основу большинства дошедших до нас летописей. Все ли в ней подлинно, достоверно, не умышленно ли уничтожали те летописи, которые противоречили норманнской теории?
Настоящая история Древней Руси нам до сих пор не известна, ее приходится восстанавливать буквально по крупицам.
Итальянский историк Мавро Орбини в своей книге «Славянское царство», вышедшей в свет еще в 1601 году, писал:
«Славянский род старше пирамид и столь многочисленен, что населил полмира». Это утверждение находится в явном противоречии с историей славян, изложенной в «Повести временных лет».
В работе над своей книгой Орбини использовал почти триста источников, из которых нам известно не более двадцати – остальные исчезли, пропали, а может, были умышленно уничтожены как подрывающие основы норманнской теории и ставящие под сомнение «Повесть временных лет».
В числе других использованных им источников Орбини упоминает недошедшую до нас летописную историю Руси, написанную русским историком тринадцатого века Иеремией. (!!!) Исчезли и многие другие ранние летописи и произведения нашей начальной литературы, которые помогли бы ответить, откуда есть–пошла Русская земля.
Несколько лет назад впервые в России вышло в свет историческое исследование «Сакральное Руси» Юрия Петровича Миролюбова – русского историка-эмигранта, умершего в 1970 году. Он первым обратил внимание на «доски Изенбека» с текстом знаменитой теперь Вeлесовой книги. В своей работе Миролюбов приводит наблюдение другого эмигранта – генерала Куренкова, нашедшего в одной английской хронике такую фразу: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет...
И пошли они за море к чужеземцам». То есть, почти дословное совпадение с фразой из «Повести временных лет»!
Ю.П.Миролюбов высказал очень убедительное предположение, что эта фраза попала в нашу летопись во время княжения Владимира Мономаха, женатого на дочери последнего англо-саксонского короля Гаральда, армия которого была разбита Вильгельмом Завоевателем.
Этой фразой из английской хроники, через жену попавшую к нему в руки, как считал Миролюбов, и воспользовался Владимир Мономах, чтобы обосновать свои притязания на великокняжеский престол. Придворный летописец Сильвестр соответственно «поправил» русскую летопись, заложив в историю норманнской теории первый камень.
С той самой поры, возможно, все в русской истории, что противоречило «призванию варягов», уничтожалось, преследовалось, пряталось в недоступных тайниках.
Теперь обратимся непосредственно к летописной записи за 862 год, в которой сообщается о «призвании варягов» и впервые упоминается Ростов, что само по себе представляется нам знаменательным: -
«В лето 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: - «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Именно из этой записи проросла норманнская теория происхождения Руси, унижающая достоинство руcского народа. Но вчитаемся в нее внимательно. Ведь получается несуразица: изгнали новгородцы варягов за море, не дали им дани – и тут же обращаются к ним с просьбой владеть ими!
Где логика?
Учитывая, что всю нашу историю вновь правили в 17-18 веке Романовы, с их немцами академиками,
под диктовку англо-саксонских смотрящих опекунов - достоверность нынешних "источников" невелика.
Использованы материалы: http://sudar-mb.narod.ru/page/book1/page2.htm
Комментарии
Времена были жестокие - за недостаточные восхваления власти писатели карались мгновенно. (почти как при Сталине)
Выживали лишь покладистые писцы.
Они же победителями тоже наверно были.
А Вы этим гордитесь? Что казнили и загнали в ГУЛАГ 90% участников всех областных писательских организаций в СССР?
Речь о тотальном замалчиванием правды, ради тотального оправдания преступлений тоталитарного режима Сталина и комуняк.
Вот ненависть таких фанатиков "патриотизма" любой ценой - очевидна...И адресность...и абсолютное отторжение критики...
Бесспорно, что часть Вашей эстетики приемлема, а некоторое - иногда и отвращает, вкусы расходятся. Но это всё же редко.
Вячеслав Михайлович, ну сколько можно эту тему обсуждать, без конца ее муссировать. Уже полвека прошло, как осудили режим Сталина, в 90-е годы много было публикаций о репрессиях, есть сайты. со списками репрессированных. Я с детства была воспитана в нелюбви к Сталину. У меня бабушка его ненавидела со страшной силой. И в день, когда он умер, перекрестилась ( неверующая) и сказала: "Слава богу." А я 8-летняя девочка на траурной линейке в школе не помню уж почему засмеялась, меня перед всей линейкой стыдили, "как можно!" В начале 2000-х я решила поискать какие - нибудь следы своих родственников из Сибири. И наткнулась на сайте репрессированных, на более сотни своих однофамильцев( девичья), репрессированных, как семьи средних крепких крестьян. из той местности откуда родом мой дед. Эта тема в семье была табу, когда я была ребенком....
Ведь очень многие осуждают сталинский режим, но это же не значит , что нужно хранить в душе обиду и, повторяю, ненависть к тому, что уже давно ушло. Память осталась. Надо отпустить от себя эту обиду. И принимать...
У меня ЧС почти пуст, за исключением нескольких откровенных хамов и оскорбителей. Что касается вас, то зачем мне рекомендовать кому - то отправлять вас в ЧС?. Это смешно. Если мне надо высказать вам свое "Фэ", так я его в лицо выскажу, а делать подлости из-за угла,особенно, с детства не приучена. И вполне возможно, что у нас с вами есть общие друзья... Думаю, это не мешает иметь разные точки зрения.
если есть желание можем объединить усилия - детали можно обсудить через личку
в этом деле нужна массовость от авторитетов сайта
ужо многим предлагал - все уклоняются ........ а ты как - ? ...
Это всё в общем-то бытовой уровень, практически семейный. Ко мне и дома относятся с иронией мои просвещённые ближайшие родственники, поэтому я на иные мнения никогда не обижаюсь, это моя среда обитания, воздух, которым дышу. В принципе - благотворный для творчества, в возникающих паузах.
Насчёт публикаций, меня тоже просят поддерживать многие сообщества и приглашениями и в личку. Всё это нормально и даже обнадёживает.
это правило распространяется и на наши совместные сообы с Самарянкой
ТАК что сам посмотри сообы с моим руководством - и смело публикуйся без проблем ...
и ещё - мы ищем заметную фигуру в сооб - Ген Штаб ... посмотри его сам
если есть интерес - присоединяйся - и напиши личную статейку - как ты появился на этом сайте
с какими интересными людьми познакомился на сайте - куда они делись
и какие изменения произошли с тех пор - подумай и присоединяйся ...
Я Россию люблю такую, какая она есть. Это как своих родителей или детей. Я из тех, кто и непутевых будет любить до гробовой доски. Но это не значит, что я не вижу недостатков....
И как говорят " Пасть порву и моргалы выколю". Реально не могу, так хоть на словах..., если вижу и чувствую несправедливость.... Может и высокопарно, но это уж,как умею.
К "нацменам" - этих самых 250 народов, частенько по делу и не по делу прикладывались все, кому не лень. Русские тоже все разные. Это и понятно, потому что очень мало русских, живущих на своей Родине. Я был во множестве экспедиций с 19 лет, даже в соседних районов одной области - это уже другая разновидность русских - практически везде - помеси пришлых и туземных народов. От эскимосов Аляски до камчадалов Кольского полуострова - и так повсюду. И где корни Вашего нацизма?
Для меня не имеет значение национальность человека. . Для меня все равны, лишь бы были люди порядочные. А негодяи есть в любой нации.
Вот и вся ваша сущность в этом. Сказать гадость и быть довольным.. Достаточно с меня....
= = = =
На подобной дичи и выстроена вся сталинофобия.
Комментарий удален модератором
Сожалею, что модератор удалил один из ваших комментариев - я ненавижу Цензуру и только радуюсь разнообразию проявлений человеческого я.
Но культурный пласт, всё же. Как и мы, только не столь грамотные.
Наука бывает или правильной - или нет - и тогда её исправляют согласно установлееных фактов ...
Настоящая Наука - Универсальна и Всеобща - в любой точке земли
А если у ВАС История - это Политка обращённая в Прошлое - то это не Наука -
а демагогия про 28 псевдо-панфиловцев или про псевдо- 23 февраля 1918 года ....
короче - праздник не понятно о чём и по какому поводу ....
НО при этом - всем доказываем - что только мы всегда и во всём правы ...
НЕ взирая на то - что мы при этом являемся мировым посмешищем .......!
САМОуважение начинается с умения самокритично оценивать себя в пространстве
и с достоинством признавать свои заблуждения и ошибки ....
подумайте хорошенько на досуге ....
Странное утверждение. Наука, особенно историческая, основывается на исторических фактах, исторических летописях, работах исследователей. И когда постоянно подвергают сомнению подлинность исторических документов, вот тогда и начинается неоправданное переписывание истории, начинается ее искажение. При этом не учитывается, видимо, уже невозможность проверки исторической подлинности описанных в древних летописях событий. Ведь в любом случае в летописи вносились не только сами события, но и субъективное отношение летописца.
Вы своей статьей как раз и опровергаете установленные факты, считая летописный материал , написанным по заказу. Доказать этого вы не можете.
1 = Известная химическая таблица Менделеева - после её опубликования ещё 10 лет
с разных сторон обсуждалась - там были похожие таблицы других авторов и по другим схемам
НО только когда таблица Менделеева в нескольких опытах подтвердила свою правильность
только тогда её признали - а другие таблицы были отброшены как не точные ..
2 = есть такая прикладная наука - ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ - в ней чётко и ясно описанно
как нужно проводить экспертизу исторических артефактов на их историческую ДОСТОВЕРНОСТЬ
ТАК ВОТ - давно известно - что все так называемые Древние Летописи по чернилам - бумаге
и стилю письма - явно написанны в 18 веке - никаких документов более древнего периода - НЕТ
и это тоже известно - НО вся галиматья в этих псевдо-летописях выдаётся за точное изложение
ЧТО есть полное враньё - как и то - что земля плоская и солнце вращается вокруг земли ...
В истории такой давности всё возможно подвергать сомнению...
Вопрос только в том - кому это надобно и, главное, зачем?!
ни тем более - фино-угорское .......... или тебе это не интересно ....?
Согласитесь, то "Иоанн" и "Иван" - это не одно и то же. Не зря говорят, что "на Иванах вовек Русь держалась"
Чувствуете разницу, Владимир?
Если нет, то могу предложить пару-другую скакалок, поскачете, кровь к голове прильнет, сразу мысль начнет бить ключем и полегчает...
А по поводу появления имён - ты не прав в принципе ...
фино-угорские и поволжские племена до 1700 года имели и свою писменность
и свои имена и свои статусные списки - и даже подворовая перепись неоднократно проводилась
которую впоследствии приписали выдуманному монголо-татарскому игу
ТАК что всё было - но потом князь Меньшиков привёз из Британии псевдо-Петра
пирата Исакия - отседова появление в Питере странного Исакиевского собора ..
и развитие многих фино-угорских княжеств пошло по удивительной и сказочной стезе ..
финоугры вдруг стали русскими и славянами .... старая письменность была зачищена
а ей на смену притащили из балканских церквей - новую письменность - по принципу
эсперанто слепленную на базе сербского и болгарского языков ....
ТАК это было - если вкратце Архип - и на основе настоящих документов ...
а все другие версии и варианты - это простая около-истоорическая демагогия ...