Журналиста РБК сегодня приговорили к 3,5 года колонии по делу об экстремизме

Тверской суд Москвы в четверг, 10 августа, признал вину специального корреспондента РБК Александра Соколова в организации деятельности экстремистской организации «ЗОВ», созданной, по версии обвинения, взамен запрещенной «Армии воли народа»,   и приговорил к трем годам и шести месяцам заключения в колонии общего режима​.

Такое решение принял судья Алексей Криворучко, передает корреспондент РБК из зала суда.

Обвинение и процесс

Инициативная группа по проведению референдума (ИГПР) «ЗОВ» действовала с 2009 года, рассказывал в суде ее основатель, публицист Юрий Мухин. Активисты и их сторонники считали, что деятельность всех должностных лиц, включая президента, должна оцениваться народом: за плохую работу чиновников бы наказывали, за хорошую — поощряли. В связи с этим члены инициативной группы добивались проведения референдума за принятие закона «За ответственную власть», где был бы прописан механизм оценки работы чиновников; для этого они пытались создавать региональные ячейки и собирать подписи в поддержку закона.

Соколов не признает свою вину и считает, что преследование связано с его профессиональной деятельностью. Журналист является автором материалов о коррупции, опубликованных на сайте РБК. Так, за несколько недель до ареста Соколов опубликовал расследование о потерях госбюджета при строительстве космодрома Восточный​. Результаты его работы были переданы в Счетную палату и Федеральную антимонопольную службу; Счетная палата впоследствии подтвердила его выводы: спустя несколько месяцев после публикации, в декабре 2015 года, в ведомстве заявили о выявленных на Восточном «финансовых нарушениях» на сумму, близкую к той, что называл Соколов, ​ — 93 млрд руб.

Кроме того, журналист писал диссертацию о «коррупционных потерях государства» при реализации проектов госкорпораций «Роснано», «Ростех», «Олимпстрой» и «Росатом». Первый обыск прошел у репортера за несколько дней до заседания комиссии, на котором должно было рассматриваться исследование. При обыске оперативники «дали прямо понять», что причиной следственных действий является эта работа Соколова, утверждал журналист.

В поддержку Соколова высказывалась международная организация «Репортеры без границ». Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова требовала проверить законность его преследования, а ее предшественница на этом посту Элла Памфилова составляла обращение в защиту журналиста. Президентский Совет по правам человека потребовал дать оценку делу Соколова у главы СКР Александра Бастрыкина, а правозащитный центр «Мемориал» признал его политзаключенным. Сам журналист подал жалобу в Европейский суд по правам человека, где рассказал о нарушениях прав на выражение мнения и на свободу.

РБК обращал внимание президента Владимира Путина на дело Соколова. «Если он сидит за какие-то разоблачения по поводу Восточного, если дело только в этом, безусловно, я помогу вашему изданию», — заявил глава государства на ежегодной большой пресс-конференции в 2015 году. Когда спустя год корреспондент РБК напомнил президенту об этом обещании, он ответил, что администрация президента уже занималась этим вопросом. «Раз ничего не изменилось, значит, не все там так просто», — сказал Путин.

 Перепечатано с сокращениями.