Просто выхода не было...
На модерации
Отложенный
Елена Боннэр обратилась к проекту «Сноб» с просьбой сделать так, чтобы интервью, вошедшее в майский номер нашего журнала, было прочитано как можно большим числом людей.
Маша Гессен:
И вот начинается война. Сейчас большинству представляется, будто немедленно сотни тысяч людей начали записываться добровольцами. Вы помните это?Елена Боннэр:
Это большая ложь – про миллионы добровольцев. Добровольцев в процентном отношении было ничтожно мало. Была жесткая мобилизация. Всю Россию от мужиков зачистили. Колхозник или заводской работяга – те миллионы, которые полегли «на просторах родины широкой», были мобилизованы. Только единицы – дурни интеллигентские – шли добровольно.
Маша Гессен:
Вы прошли всю войну и хронологически, и географически. Встречали ли вы людей, которые понимали, что нет разницы между воюющими режимами? Как они поступали? Что вообще было делать?Елена Боннэр:
Были такие люди, но сказали об этом ведь только теперь, когда Европа приравняла коммунизм и фашизм. Ну чуть раньше писали – говорили разные философы, только кто, сколько людей их читали?
И это все после войны. И Ханна Арендт, и Энн Аппельбаум. А тогда… Кто-то стал перебежчиком, кто-то всячески, правдами и неправдами, стремился на Урал или за Урал. Совсем не евреи – евреи как раз рвались воевать, потому что, в отличие от меня, тогдашней дуры, понимали, что значит «экс нострис». Почитайте об эвакуации творческой интеллигенции и их семей в Ташкент и Ашхабад, и вы увидите, что евреев там ничтожно мало. И поговорка «Евреи воевали в Ташкенте» – одна из больших неправд о войне.
Маша Гессен:
За что же на самом деле воевали люди, которые кричали «...вашу мать»? И за что воевали лично вы?Елена Боннэр:
Воевали не за Родину и не за Сталина, просто выхода не было: впереди немцы, а сзади СМЕРШ. Ну и непреодолимое внутреннее ощущение, что так надо. А возглас этот? У него одно интуитивно-мистическое содержание – «Авось пронесет!».
http://www.snob.ru/magazine/entry/17734
Комментарии
не понимаю ее высказываний
как это добровольцев было мало а евреи рвались на фронт
евреев что ли было мало и все евреи были дурни интеллигентские
не понимаю также того что боннер заявляет о ташкенте
ташкенцы что ли не принимали участия в войне
да тогда все работали для фронта и победы
мало ли что фронт не дошел до ташкента или урала
дорогие дети которым придется читать интервью маши гессен и елены боннер
прочтите также и свидетельство от моих бабушек что
добровольцами уходили целыми селеньями
и еще дорогие дети
будьте привередливы в выборе учителей истории