В Берлине тоже пройдет парад

Наверное, вполне нормально, когда жителям страны, потерпевшей поражение в войне, хочется о нем забыть. Но чтобы убедиться в том, что в Берлине помнят события 65-летней давности, достаточно просто пройти по улицам.

У Бранденбургских ворот многочисленные прохожие фотографируются с “советским солдатом”, который держит красное знамя. И хотя в форме есть неточности, а солдат явно африканского происхождения, — очередь из желающих сделать снимок не редеет. Много туристов в эти дни приходит к мемориалу жертвам холокоста. Взрослые молча стоят перед каменными плитами, а дети носятся в лабиринтах огромного мемориала, играя там в прятки.

Еще больше людей и цветов в эти дни у памятника Русскому солдату в Трептов-парке. Привлекает внимание седо-власый старик — явно заставший войну.

Он долго стоит на лестнице перед поминальной чашей. Знакомимся, и выясняется, что этот немец воевал против рейха в составе Красной армии. Он охотно рассказывает о себе. Мориц Мебель родился в Германии, в семье коммунистов. Когда к власти пришел Гитлер, Мориц с родителями успели бежать в СССР. Парень учился в Москве, война началась в год, когда он закончил школу. Мориц стал участником парада 7 ноября 1941 года и прямо с него ушел на фронт. 1945-й он встретил в Праге. После войны закончил медицинский институт в Москве, затем вернулся жить и работать в Германию. “В Берлине сейчас остались три человека, которые воевали в Красной армии, — рассказал он. — Нас всех пригласили в Москву на парад 9 Мая. Я вылетаю сегодня вечером!”

9 Мая пройдет парад и в самом Берлине. 500 жителей еврейской общины промаршируют мимо Рейхстага под советскими знаменами в форме красноармейцев. Разрешение на акцию от местных властей уже получено, а форму они закупили через посольство РФ. Кстати, к памятной дате решено реставрировать несколько подписей советских солдат на здании Рейхстага, которые были стерты ранее, во время реставрации.

Такое внимание со стороны прагматичных немецких чиновников не случайно. Дело в том, что 9 мая в стране пройдут знаковые выборы. Власть будут выбирать в самой крупной земле страны — Северном Рейне, где проживает каждый четвертый избиратель. Обычно результаты, полученные в Вестфалии, через некоторое время повторяются уже на федеральных выборах.
И сейчас, на фоне проблем, связанных с мировым кризисом, очень серьезные шансы на победу есть у социал-демократов, которые традиционно бережно относятся к памяти о войне. В этой ситуации обращаться с историей не менее бережно приходится и остальным партиям.

Главным в эти дни мероприятием социал-демократов стала конференция “Германия и Россия после Второй мировой. От капитуляции к кооперации”, на которой солировали бывший федеральный канцлер Герхард Шредер и спикер Совета Федерации Сергей Миронов. “К сожалению, через 65 лет после окончания Второй мировой и через 20 лет после падения Берлинской стены на Западе часто смотрят на Россию как на потенциального врага. От преодоления этого атавизма зависит безопасность Европы”, — сказал Миронов и сорвал аплодисменты. Он напомнил о предложении президента Медведева заключить новый договор о европейской безопасности и даже придумал ему название: “Хельсинки плюс”.

Инициативу Медведева немедленно поддержал Герхард Шредер: “Мир и стабильность на континенте возможны только при дружеских отношениях с Россией”, — констатировал он и предложил… принять Россию в Евросоюз. “Сейчас обсуждается новое соглашение о сотрудничестве между РФ и ЕС. Этого недостаточно. Нужно более тесно связать Россию и Европу. Ближайшее десятилетие решит, с кем будет Москва — с Европой или Азией. Мы останемся конкурентоспособными, только если Россия будет с нами”. Затем Шредер сказал, что был за отмену визового режима с РФ, а если его партия снова победит, то она реализует этот план.

“Москва очень заинтересована в том, чтобы Евросоюз был сильным и конкурентоспособным”, — заметил Миронов в ответном реверансе и тут же нарвался на остроту модератора — немецкого журналиста: “Вот видите, есть в Европе хоть одна столица, которая озабочена судьбой ЕС”.

Но доброжелательного фона это не разрушило. “Это просто счастье, чудо, подарок — что Россия простила немцам горе, которое ей причинили в годы войны, и мы встали на путь сотрудничества, — сказал член бундесрата Гернот Элер. — Мы должны быть благодарными за это”.

Газета "Московский Комсомолец" № 25346 от 8 мая 2010 г.