Хлеб Св.Причастия. Квасной или Пресный?

На модерации Отложенный Сложно представить отсутствие черного кислого хлеба на столе русских православных, это подобно тому как если лишить их квашеной капусты, соленых огурцов и селедки. Черный дрожжевой хлеб является русским национальным блюдом. Ученым сообществом доказано, что наличие в рационе питания русских большого количество ржаного хлеба никогда не приводило население к авитаминозам. Таким образом, черный кислый хлеб можно по праву считать наиболее подходящим продуктом для употребления в пищу славянам . Кислый хлеб способствует в целом жизнеобеспечению организма человека славянской национальности. «Худо, брат, жить в Париже, - писал поэту Пушкину граф Шереметев. - Есть нечего; черного хлеба не допросишься!». Вот этими словами можно иллюстрировать традицию вкушать кислый черный хлеб на Руси, и соответственно включать его в религиозную практику. Спор о том, какой хлеб следует использовать для евхаристии - квасной или пресный, - послужил одной из формальных причин Великой Схизмы - окончательного разделения единой христианской Церкви на западную и восточную, то есть на католическую и православную. церкви Не желая потерять огромные православные территории Древней Руси, где черный кислый хлеб был национальным продуктом, Византия отстояла у Рима право на использование квасного хлеба во время Причастия. Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054 года, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.
Святы́е Дары́ - это дары которые в православном христианстве и католическом христианстве представлены в виде хлеба и вина, ритуально приготовленные священником на литургии, а затем во время евхаристического канона Святым Духом преосуществленные в Тело и Кровь Христа для причащения верующих. Святые Дары потребляются верующими непосредственно на Литургии, где они и освящаются, а запасные Дары, используемые для Причастия вне Литургии, хранятся в дарохранительнице, которая у православных располагается на престоле в алтаре, а у католиков, обычно, за алтарём; переносятся туда в дарохранительнице.
В православии Святые Дары приготовляются священником на проскомидии (первой части литургии). Хлеб для Святых Даров, выпекают из квасного (дрожжевого) теста - из пшеничной муки, замешанной на воде с солью. Вино берут только чистое виноградное, непременно красное. Красный цвет вина символизирует Кровь Христову. Смешивание вина с водой производится в византийском обряде в воспоминание того, что из ребра Спасителя, пронзённого копьем римского война истекли кровь и вода, а также по слову апостола Иоанна: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1.Ин. 5:7-8)Святые Дары преждеосвящённые и запасные - это хлеб и вино, освящённые заранее. Запасные Святые Дары служат для причащения больных на дому; обычно их освящают за Литургией в Великий Четверг.
В Реформатской Православной Церкви отсутствует практика преждеосвящения и запасных Даров, как и доктрина преосуществления (превращения) хлеба и вина в физические Тело и Кровь Спасителя (см. Вероучение патриарха константинопольского Кирилла Лукариса). Святые Дары причастия имеют сакральный статус только в Церкви (в собрании верующих), которая именуется Телом Христовым, как и хлеб Причастия тоже Тело Христово.
Итак, только во время собрания верующих священнодействие с хлебом и вином имеет сакральное значение - Дух Христов присутствует в хлебе и вине только при собрании Церкви. По завершении Литургии и после того как община будет распущена по домам Святые Дары принимают статус обычных хлеба и вина используемых при бытовом потреблении пищи. Соответственно Дары Причастия не разносятся по домам больных православными реформатами. Такая практика не позволяет развиваться идолопоклонству, при котором верующие могут длительным сроком хранить по своим домам кусочки хлеба поклоняясь им и приписывая им некие чудодейственные свойства, к примеру исцеления, что в корне противоречит Священному Писанию, ибо причастие по Слову Божьему есть исключительно воспоминания о страданиях, смерти, погребении и воскресении Иисуса Христа (1.Кор.11:26). Хлеб используется в Реформатских Православных Церквях преимущественно с закваской, но некоторые общины используют пресный хлеб.
В католицизме латинского обряда литургический хлеб, называемый гостией, обязательно пресный, представляет собой небольшие пластинки круглой формы. Вино для евхаристии смешивается с водой.
Грекокатолики (Украинская Униатская Церковь) используют квасной хлеб и красное вино, как и православные. В католическом литургическом календаре существует Праздник Тела и Крови Христовых в который Святые Дары в дароносице в ходе торжественной процессии проносятся вокруг храма или по улицам города.
В Древневосточных церквях традиция приготовления Святых Даров различна. В Коптской Православной Церкви согласно воспринятой ими греческой традиции, используется квасной хлеб и красное разбавленное вино. Особенностью сирийской традиции является особый хлеб, приготовленный с добавлением соли и масла. В Армянской апостольской Церкви традиционен пресный хлеб и красное неразбавленное вино. Армянская церковь не наделяет догматическим смыслом способ приготовления хлеба и вина, и считает, что все отличия происходят от местных традиций.Основной аргумент к догматизации квасного литургического хлеба сторонники этой традиции видят в греческом тексте Евангелий, где описывается установление Евхаристии Иисусом Христом на Тайной Вечери. Греческое слово «αρτοσ» (артос), буквально - «хлеб», использованное евангелистами, толкуется в смысле квасного хлеба и указывается, что опресноки в Библии обозначаются словом «αζυμωσ» (азимос), буквально - «пресный». Таким образом утверждается мысль, что квасной хлеб заповедан Самим Богом, и что использование опресноков является «отступничеством».Но, несмотря на то, что в связи с греческой евхаристической традицией «артос» в новогреческом языке стал однозначно ассоциироваться с квасным хлебом, Библия свидетельствует, что для древних греков «артос» был понятием нейтральным и о составе хлеба не говорил. Так в Септуагинте в книге Исход «артос», в сочетании с «азимосом» и без такого сочетания, упоминается именно как пресный хлеб, приготовленный для религиозной церемонии:

«и хлебов (αρτουσ) пресных (αζυμουσ), и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, положи их в одну корзину, и принеси их в корзине…» (Исх.29:2)«и один круглый хлеб (αρτον), одну лепешку на елее и один опреснок из корзины…» (Исх.29:23) Статья составлена с использованием энциклопедической информации.
http://reforthodox.ucoz.ru