Обзор авиасалона МАКС 2017

 

Пару недель назад я поставил в сообществе видео о авиасалоне в Ле Бурже.

Понятное дело, Фарнборо и Ле Бурже - два важнейших международных авиасалона, где авиапроизводители со всего мира представляли и предлагали покупателям лучшие образцы своей продукции, где заключались гигантские контракты и начинались переговоры о возможных будущих куплях-продажах всего, что касается авиации. Часто на авиасалонах начинаются совместные проекты по самым разным темам. Почти 25 лет, начиная с 1993, московский авиасалон МАКС, шаг за шагом, приближался к уровню Фарнборо и Ле Бурже, собирая заинтересованные команды со всего мира.

Когда я разместил видео о итогах Ле Бурже, мне в первом же комментарии Александр Малкин написал: "весьма поверхностно и ангажировано, сочувствую... Ангажированный в смысле не совсем объективный, без российских военных самолётов информация далеко не полная." Ну, это, понятно, пароксизм "патриотизма". Раз Россия ничего, кроме стендов и макетов в Париж не привезла, то весь салон "ангажированный и поверхностный". Малкину посоветовали подождать МАКС 2017, мол там и будут представлены "российские военные самолеты".

Как оказалось, МАКС продемонстрировал не столько достижения российской авиационной промышленности, сколько изоляцию России... На МАСК 2017 всего пару фирм представили только макеты и стенды пассажирских самолетов и двигателей, да 2 привтных джета, видимо в надежде на покупателей из кооператива Озеро. Китайцы привезли макеты своих ракет-носителей и больше никто ничего не привез. Несмотря на множество флагштоков с иноземными флагами, этих самых иноземцев на салон приехало... Почти никого.

Зато Россия активно демонстрировала свои, с позволения сказать, "достижения". Ударным номером стала иммитация воздушного боя двух Т-50 (он же ПАК ФА). Сама по себе эта иммитация у немногих присутствовавших специалистов вызвала кислую усмешку. ПАК ФА продемонстрировали выдающиеся боевые качества для... аэропланов времен Первой Мировой войны. Как говорил персонаж из Мюнхгаузена, "мне воевать в двухбортном? Вы знаете, что в Европе никто в двухбортных не воюет!"

Мда... Последний реальный воздушный бой, когда истребители заходили в хвост противнику, приближались на расстояние пушечной стрельбы и открывали огонь, произошел ровно 35 лет назад, в небе над долиной Бекаа. Тогда израильские F-15 и  F-16 наглядно продемонстрировали превосходство высокоманевренных истребителей 4-го поколения над сирийскими МиГами и Сухими 2-го и 3-го поколения, разгромив последних с сухим счетом. Это был апофеоз традиционного маневренного воздушного боя, "собачьей свалки", какой мы знали воздушную войну с 1914 года. Но апофеоз ознаменовал и конец такого способа ведения воздушных битв. Прошло 35 лет, за это время произошло множество сражений между истребителями, но больше никто, нигде и никогда не сбивал противника пушечным огнем в ходе маневренного воздушного боя. Самолетов сбивали много, но всех их сбивали ракетами с многокилометровых расстояний. Если не ошибаюсь, в Сербии один МиГ-29 шмякнули прямо на ВПП, противорадарной ракетой... Какая тут поможет "сверхманевренность"...

Но российские хенералы упорно готовят свои истребители к войне по правилам 1914 года. Сверхманевренность им подавай! Вот сверхманевренность будет решающим фактором...

Ракеты класса воздух-воздух появились, в принципе, давно. И сразу показалось, что сверхзвуковые истребители, вооруженные такими ракетами, закончили эру маневренного пушечного боя. Но даже появление более-менее надежных и качественных ракет дальнего радиуса не позволило перейти к бою на дистанциях за пределами визуального контакта. От пилотов требовали визуально опознать противника и только потом вступать в бой. Даже во время Бури в Пустыне пилоты F-15, захватившие радарами цель на огромном расстоянии, пытались выяснить, кого они там зацелили. И начиналась чехорда на радиосвязи - "у нас кто-то идет на полном форсаже?", "в таком-то квадрате есть наши самолеты?" и т.д. Вобщем, все преимущества дальнобойности сводились на нет.

В ХХI веке был достигнут огромный прогресс в распозновании самолетов, определении "свой/чужой", а также была достигнута всеракурсность и сверхманевремнность ракет воздух-воздух.

Ракеты стали сетецентрическими, стали захватывать цель до открывания внутреннего ракетного отсека, стали изготавливаться из радиопоглащающих материалов и т.д. Стало реальным воплотить концепцию боя на расстояниях за пределами визуального контакта, без визуальной идентификации цели. И тут подоспела технология малозаметности, называемая стелс.

На авиасалоне Ле Бурже главным событием стал показ F-35. Незадолго до начала авиасалона, Молнии показали свои способности. Несколько F-35 поучавствовали в учениях в Прибалтике, ходили "по волоску" вдоль границ РФ, фиксируя режимы работы радаров ПВО и их типы. Результат был ожидаемым. Российские радары чутко реагировали на появление в воздухе Еврофайтеров и F-16, но оставались индеферентными к пролетам F-35. Ни С-300, ни С-400 этих самолетов не видели, не обнаруживали, не могли захватить в прицелы. И все материалы об этих полетах, вкупе с материалами об учениях Ред Флаг, были представлены потенциальным покупателям, отчего сразу возник повышенный интерес, на грани ажиотажа. Локхид провел переговоры о поставках Молний-2 на сумму около 60 миллиардов, а Германия немедленно запросила США о возможности приобритения этих машин (хотя до того, категорически не желала включаться в проект JSF). Франция предлагала сильно улучшенный новейшей электроникой Рафаль, но, похоже, это мало кого заинтересовало. Рафаль - не стелс. При такой же цене, как у F-35, шансов у французкого истребителя практически не было.

Что же касается возможностей Молнии в бою с истребителями противника...

Одно из первых правил в своде тактики Бёльке (1914 год, библия для пилотов истребителей): заходить в атаку сверху, сзади и от солнца. Это позволяет атакующему истребителю оставаться незамеченным пилотами противника до момента открытия огня. Статистика утверждает, что 90% пилотов, сбитых в воздушном бою, не видели противника, который их атаковал. Эта статистика справедлива для всех периодов, до появления радаров и качественной радиосвязи.

Справка: 

Dicta Boelcke — список основных тактических приёмов воздушного боя, сформулированный первым выдающимся асом Германии, времён Первой мировой войны германским пилотом О. Бёльке.

Стелс-истребители - это высший предел тактики Бёльке. В сочетании с "длинными руками" радаров, сетей и ракет, стелсы атакуют истребители противника, оставаясь невидимыми для бортовых и наземных радаров. Причем, в учебных боях Ред Флаг, F-35 продемонстрировал, что он может применять дальнобойные ракеты воздух-воздух, которые сидят в бомбовых отсеках стратегических бомбардировщиков В1 Лансер, летающих очень далеко от зоны боевых действий. Англичане и французы были поражены такой эффективностью. Франки расценили эффективность Молнии по сравнению с любым истребителем (кроме F-22), как 50:1. Англичане были скромнее - 30:1.

Вот почему F-35 стал гвоздем Ле Бурже.

На МАКСе показали Т-50, который даже индусы отказались причислять к 5-му поколению. С такими характеристиками "малозаметности", этот безумно дорогой самолет навряд ли будет служить даже в российских ВКС. Су-35 мало в чем уступает Т-50, а для Рапторов и Молний оба они всё равно будут вкусненькими ням-нямками.

МиГ-35 поставили на дисплей, но в воздух не поднимали. Машина практически никакая. Лет 35-40 тому назад Су-35 и МиГ-35 могли бы быть, какое-то время, королями неба. Но сегодня...

Вобщем, МАКС стал, с одной стороны, афишей изоляции, а с другой остался цирком-шапито для неискушенных зрителей. Единственный крупный контракт, заключенный на МАКСе был на закупку Суперджетов... Аэрофлотом. Больше ничего путного не произошло.

Но российские военные самолеты и вертолеты показали. В большом количестве.

https://youtu.be/JhTZSCDZN2M

Ниже, в комментах, я приведу, для справки, видео (от тех же ребят) с итогами Ле Бурже