Уникальное явление Палеха...

На модерации Отложенный


Прилетела под утро Жар-птица, уронив золотое перо.
Прискакала к воде кобылица - из-под ног чистых брызг серебро.
И рассветные краски не резки, еле видные, как на слюде,
Отражаются лики и фрески в красноватой ольховой воде.

Жар-перо всех вокруг опалило. Краски Палеха не перенять.
Византийская мощная сила продолжает на русских влиять....


SPb-51
Купидон и Психея

Палех....Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций оно несeт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.

( Collapse )


SPb-51
Свадьба. Ларец. 1994 Лопатина Нина Павловна.

SPb-51 96457500_Kopiya_image003 SPb-51
Пора сенокосная. Триптих. 1993 Лопатин Николай Павлович.

SPb-51
Шкатулка Купец Калашников, Охота, 1989

SPb-51
                                                                      Айвенго

Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев. Старый палехский опыт богат и многообразен.

SPb-51
                                                                           Лесное Чудо

SPb-51
Сказка о Золотом Петушке

SPb-51
                                                                                      Гамлет

SPb-51
Снегурочка

SPb-51
Русский лен. Шкатулка. 1974 Кукулиева Калерия Васильевна

Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д.

SPb-51 SPb-51
                          SPb-51
      SPb-51

                    SPb-51

На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряж лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с большим отбором и творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.

SPb-51
    Карточная Королева

SPb-51
        Тарелка. Времена Года

SPb-51
                    Золушка

SPb-51
                  Имя Музы

SPb-51
                                  Звездочёт

SPb-51
            Бой Челубея с Пересветом. Шкатулка. 1945

Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него распологалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка.

SPb-51
                                         Витязь в Тигровой Шкуре

SPb-51
                                                            Властелин Колец

SPb-51
                                       Щелкунчик

Хотя житийные иконы встречались уже XIV веке, большое распространение они начали получать начиная с XVI века, особенно в строгановских иконах (по имени купцов Строгановых, основавших на рубеже XVI-XVII веков иконописные мастерские в Москве и Сольвычегорске).

Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота.

SPb-51
                                            Стрибожи Внуки

SPb-51
                                            Фавн и Нимфы

SPb-51
                           Карточная Королева

SPb-51

Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля - во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения. Все эти явления вместе с западными влияниями (фрязь) нашли своe отражение в палехской иконописи и дальнейшее развитие в палехской лаковой миниатюре.

SPb-51
                                           Сказка о Коньке-Горбунке

SPb-51
                                   Двенадцать Месяцев

SPb-51
                                       Гроссмейстер

SPb-51
                                               Персей

SPb-51
                                           Садко и Морской Царь

SPb-51
                                                     Гуси-Лебеди

SPb-51
                                                Тайны Народа Майя

Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинeнность фигур подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажeнных частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых).

SPb-51
                                                   Купидон и Психея

SPb-51
                                                                Русские Волшебные Сказки

SPb-51
                                                                      Цирк

SPb-51
                                                                        Морской Мир

SPb-51
                                                              Алиса в Зазеркалье

SPb-51
Золотой горшок
Оригинал взят у otevalm в Уникальное явление Палеха...

Сам Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами.