Нетерпимость

На модерации Отложенный Нас раздражают те, кто думает по-другому, чувствует и поступает иначе, чем мы. В данном случае, говоря «мы», я не имею в виду народ, общество, а конкретно каждого из нас. Вот и я, ратуя за широту взглядов, терпимость к инаковости, порой замечаю за собой, что случись мне вступить в спор, я непременно пытаюсь переубедить оппонента, обратить его в свои взгляды.А если не удается, покидаю ристалище в некотором раздражении. Другие проявляют и более бурные чувства: выходят из себя, оскорбляют несогласного и норовят чуть ли ни дать ему в зубы. Иные наши ток-шоу так этим и заканчивались. А все потому, что каждый из нас, отстаивая свою правду, не может ни душой, ни сердцем примириться с тем, что и у другого есть своя правда, и он тоже должен иметь на нее право. Почему так получается? На этот счет у меня есть своя рабочая теория.
Очень похоже на то, что в нашей культуре живет феномен, который всерьез рознит нас с Западом.В своем сознании мы исходим из того, что существует некая абсолютная истина, одна единственная правда. И вот одни полагают, что уже овладели ею и пытаются обратить в эту правду заблудших. Другие находятся в ее постоянном поиске. Нам очень трудно допустить, что этих «правд» может быть несколько и даже много. Есть, например, правда брошенной жены и правда ушедшего от нее мужа. Правда начальника и правда подчиненного. И так бесконечно. Но наш душевный склад требует только одной правды, требует определиться, занять какую-то одну сторону и объявить войну стороне противоположной.Вот такая нетерпимость к инакомыслию, я думаю, существовала в нашем обществе всегда.И чем ниже был культурный слой, тем неистовее шла борьба за свое видение, свое понимание жизни.
Нельзя сказать, что и просвещенные слои отличались особой толерантностью. Но, по крайней мере, по форме они обычно выглядели более пристойно. В «Собачьем сердце» Булгаков описал три архетипа, которые сохранились в нашей стране после большевистской революции. Это недобитые интеллигенты – профессор Преображенский и доктор Блюменталь, пламенные революционеры под водительством Швондера и люмпен Шариков.Позже, как мы знаем, недобитых почти добили, а выжившие дали малозаметное потомство. Пламенных революционеров тоже извели. А вот Шариковых расплодилось множество. Со временем появился и новый генотип странного происхождения, как если бы Шариков изнасиловал племянницу профессора Преображенского (будь у него таковая), а та от него понесла. Позднее этих метисов стали называть лучшими представителями советской интеллигенции, а ныне наиболее шустрые из ее потомства получили звание российской элиты.

http://www.echo.msk.ru/blog/taratuta/682387-echo/ Михаил Таратута (фрагмент из блога)