Министр финансов США: «Доллар - это наши деньги и ваши проблемы»

На модерации Отложенный

Что значат слова министра финансов США, сказавшего западным коллегам, что  «Доллар, это наши деньги и ваши проблемы»? А значит все очень просто - кидалово по полной.

О грядущем финансовом апокалипсисе голосят только американские эксперты. И словно в рот воды набрали европейские и японские эксперты. А это может означать только одно – жертвой апокалипсиса станет доллар и никто не обсуждает возможности выхода из кризиса, после того как пузырь лопнет, с помощью нового «количественного смягчения». То есть, печатания новых триллионов долларов. Это значит, что «пузырь» достиг таких масштабов, что после того как он лопнет, «смягчать» будет просто нечего – долларовая система разрушится до основания.

Соответственно, разбираться с природой кризиса нужно в первую очередь анализируя, чем ситуация в Америке отличается от ситуации в Евросоюзе и Японии. И первое принципиальное отличие заключается в разных моделях эмиссионной деятельности. Так, США, это единственная страна в мире, в которой финансисты сами печатают себе деньги и сколько посчитают нужным. Во всех остальных странах власть всегда понимала, что это вариант называется «козел в огороде».

О том, что ФРС сразу повела себя как козел в огороде-экономике США, стало понятно достаточно скоро – «черный понедельник» 1929 года это наглядно продемонстрировал. Власти опомнились и стреножили козла – ограничили ему свободу несколькими запретами. Козел на время присмирел, но в 1944 Бреттон-Вудское соглашение превратила в огород для американского козла две трети мира.

Правда, козла долго ограничивал «золотой стандарт» – обязательство поддерживать постоянный курс доллара золотым запасом США. Но действия козла достаточно скоро привели к несоответствию реальной покупательной способности доллара относительно декларируемого золотого паритета. Именно поэтому в 1968 году Де Голь обменял долларовые запасы Франции на золото. ФРС поняла, что лавочка закрывается и кинула участников соглашения об общем долларовом огороде, отказавшись от «золотого стандарта».

 

Потому что до отмены «золотого стандарта» ситуация была противоположная – доллар был деньгами всех и проблемой США. Именно поэтому страны Запада согласились подписать соглашение, а вовсе не потому что США были лидером Запада. Тем более, что в 1944 году это лидерство еще выглядело только возможной перспективой – тогда солнце не заходило над Британской империей, а не над Pax Americana.

 

Но к 1971 году Америка уже стала начальником стран Запада. А потому, поняв, что вслед за Францией за американским золотом придут и другие страны, решила проблему традиционным для себя способом – кинула партнеров.

Не случайно первое правило американской школы менеджмента гласит: «если есть какая-то возможность не платить, нужно не платить».

К месту заметить, в сущности, только этому американские учителя и учили новый русский бизнес. Когда никто из подписантов даже не пискнул по поводу откровенного кидалова с «золотым стандартом», козел понял, что теперь он может делать все, что захочет. Именно после этого начали громоздиться долговые пирамиды.

И со скоростью кроликов начали размножаться козлята – биржевые спекулянты.

Сущность для экономики любого феномена, это его полезные для экономической деятельности свойства. В этом смысле главным для экономики свойством денег является их способность влиять на динамику экономических процессов – ускорять или замедлять их течение. А понимание механизма реализации этой способности денег позволяет осмысленно управлять скоростью оборота ресурсов. У денег имеются и другие свойства, что и наблюдается в виде набора функций денег, как способов использования этих свойств.

Именно для осмысленного управления динамическими характеристиками экономических процессов операторам требуются компетентность и добросовестность. Важность компетенции очевидна. Важность добросовестности объясняется общественным характером экономических отношений. А все без исключения общественные отношения строятся на этике и эффективны только в случае добросовестности их участников. Но так как в современной экономической науке этических категорий нет вообще, экономисты понятия не имеют об этом факторе эффективности управления денежным оборотом.

С репутацией у ФРС в части фактора добросовестности дело с самого начала обстояло печально. Но отказ от «золотого стандарта» окончательно уничтожил этическую составляющую репутационного обеспечения доллара. Так что после 1971 года у репутации доллара имелась только одна опора – вера в компетентность ФРС. Точнее, в высокое качество американской экономической школы, выполняющей для ФРС функции научного обеспечения ее деятельности.

А регулярное награждение американских экономистов нобелевскими премиями успешно поддерживало веру в компетентность ФРС. В результате она могла без проблем сытно кормиться на мировом финансовом огороде.

Сегодня ситуация выглядит для ФРС аховой – нынешний финансовый кризис покончит с верой в компетентность ФРС. В результате доллар полностью лишится репутационного обеспечения. Как следствие, должен радикально обесцениться – минимум на 50%. В сущности, сегодня США повторяют историю испанского золотого кризиса. Разница только в том, что, используя конкистадоров, испанская власть затопила страну золотом. Аналогично, используя ФРС, американская власть затопила страну дармовыми товарными благами. Соответственно, американская экономика должна повторить судьбу испанской – в итоге прийти в упадок.

Самое интересное в этой ситуации, это то, что новую команду Белого дома радикальная девальвация полностью устроит. В первую очередь потому что это единственный способ достичь заявленной Д. Трампом цели реиндустриализации. Не менее важно, что это даст президенту повод ликвидировать ФРС – заменить козла на классический Центробанк. И в итоге разгромить американскую финансовую элиту. А это лишит политическую оппозицию заказчика своих услуг. И она дружно начнет перебегать на сторону администрации. В результате у Д. Трампа полностью развяжутся руки для кардинального реформирования Америки.

Но это все краткосрочные перспективы и только США. И увы, они выглядят «цветочками» в сравнении со среднесрочными перспективами всего Первого мира. Так что финансовый кризис послужит для разогрева всех процессов. А это будет уже совсем другая «музыка».