Израиль жаждет кровопролития в Сирии
На модерации
Отложенный
О заинтересованности Израиля в том, чтобы арабы продолжали до бесконечности убивать друг и чтобы не допустить усиления влияния Ирана в регионе, свидетельствует резкая критика Тель-Авивом российско-американской договоренности по созданию зоны деэскалации на юге Сирии
АВТОР
Латышев Сергей
Фото: Kirsty Wigglesworth/AP/TASS
Российско-американская договоренность, достигнутая президентами Владимиром Путиным и Дональдом Трампом "на полях" саммита G20 в Гамбурге о создании зоны деэскалации на юге Сирии, за которой должно последовать появление аналогичных зон в других районах этой многострадальной страны, подверглась резкой критике со стороны Тель-Авива. Власти Израиля пошли на это, несмотря на то, что там боготворят нового президента США, который - вместе со своим произраильским окружением – тоже считает Израиль самой важной страной для Америки, ее главным союзником.
Израильского премьера Биньямина Нетаньяху не остановило и то, что наполовину русскоговорящий Израиль поддерживает весьма тесные, конструктивные, взаимоуважительные отношения с Россией, с которой их лучше не портить по многим соображениям.
Так почему же это произошло?
Русские, американцы и французы тоже
Нетаньяху после встречи с президентом Франции Эммануэлем Макроном заявил, что Израиль "выступает против соглашения о прекращении огня на юге Сирии, которое достигли США и Россия, поскольку оно увековечивает иранское присутствие в этой стране".
Как сообщил израильской газете Haaretz источник в дипломатических кругах, Тель-Авив "осознает намерение Ирана" существенно расширить свое присутствие в Сирии. Причем Иран якобы не только заинтересован в отправке своих советников и бойцов в Сирию, чем он занимается в настоящее время, но и в размещении в ней своих вооруженных сил, включая создание авиабазы и базы ВМС. Поскольку речь идет о державе, которую власти Израиля считают своим главным военным и политическим соперником, "это уже меняет картину в регионе по сравнению с тем, что там (в Сирии) было до сих пор", констатировал диписточник.
Соглашение о перемирии на юго-западе Сирии, которое пока соблюдается, было достигнуто Россией и США 7 июля. Причем в обсуждении связанной с ним проблематики участвовали Израиль и Иордания, с которыми граничит первая зона деэскалации в Сирии. Правда, Тель-Авив активного участия в этом не принимал, полагаясь на американцев и дожидаясь окончательных результатов.
Ранее Нетаньяху заявлял, что Израиль будет приветствовать подлинное прекращение огня в Сирии. Однако когда такая вероятность на самом деле замаячила на горизонте, когда появились серьезные шансы на политическое урегулирование сирийского конфликта, связанные в том числе и с изменением позиции Франции, уже не настаивающей на уходе президента Башара Асада, Израиль категорически сказал нет. Причем, как обычно, прикрывшись Ираном - будто Израиль действительно боится мифической базы иранских ВМС в Средиземном море и появления в Сирии иранской армии.
Президент Франции Эммануэль Макрон: "Я не настаиваю на уходе Башара Асада от власти. Это не является предварительным условием". Фото: www.globallookpress.com
Столь негативное отношение к российско-американской договоренности по Сирии прозвучало на фоне согласия с ней нового французского президента Макрона. На совместной пресс-конференции с Трампом в ходе недавнего визита президента США в Париж его французский коллега заявил о необходимости "искоренения терроризма" и "политического решения" сирийской проблемы. Макрон подчеркнул: "Я не настаиваю на уходе Башара Асада от власти. Это не является предварительным условием".
Французскому президенту не откажешь в сообразительности: после того как Россия помогла Дамаску переломить войну в Сирии в свою пользу и победа правительственных войск не за горами, неумно делать ставку на битую карту. Намного большего можно добиться от сирийских властей, сменив гнев на милость. Франции многое простят в Сирии, если она это сделает на Западе в числе первых.
Ранее Франция, пытавшаяся со времен Наполеона завладеть Сирией и имевшая ее в качестве своей подмандатной территории в период между двумя мировыми войнами, придерживалась совершенно другой политики: Асад - исчадие ада и должен уйти. И это устраивало Израиль. А теперь получается, что такие ведущие страны как Россия, США и Франция, имеющие самое большое влияние в регионе, нацелились на мир в Сирии. Тогда как интересам Израиля - а как иначе можно интерпретировать позицию Нетаньяху? - отвечает война, уничтожающая враждебную Тель-Авиву страну и ослабляющую арабский мир в целом, который перемалывает себя в сирийском конфликте. Ведь он уже давно не является никакой "гражданской войной", а местом выяснения отношений с помощью "своих" террористов между различными державами, и не только региональными.
Что особенно пугает Израиль?
Как только первые сообщения о заключении российско-американской договоренности по Сирии достигли Тель-Авива, там сразу запротестовали против контроля зоны деэскалации российскими войсками, настаивая на американских. У страха глаза велики: Израилю сразу стало мерещиться, что вместе с российской военной полицией туда проникнут иранцы и боевики "Хезболлах", главные оппоненты Израиля в Ливане, активно помогающие законной сирийской власти в борьбе с терроризмом.
"Одна из главных израильских озабоченностей, как будет обеспечиваться режим прекращения огня в районах у границ Израиля и Иордании и кто будет за это отвечать… Россия предложила, чтобы этой работой на юге Сирии занялась ее армия. Израиль категорически возражает против этого", - писала Haaretz со ссылкой на неназванного высокопоставленного израильского чиновника. Он указал, что "Израиль предпочел бы, чтобы прекращение огня в южной Сирии обеспечивали американские войска" и что "администрация Трампа рассматривает эту идею, но решения пока не приняла".
По его словам, Израиль не устраивало, что переговоры о создании зоны деэскалации шли в рамках Астанинского процесса, в котором участвуют Иран и Турция, и в Тель-Авиве категорически против появления в приграничных районах проиранских сил.
Еще в мае Израиль уведомил Москву, что инициатива России о создании зон деэскалации в Сирии, над которыми будут запрещены полеты боевой авиации, его ни к чему не обязывает. Как утверждали израильские СМИ, Москве также было неофициально заявлено, что зоны деэскалации в Сирии станут на деле прикрытием для передачи оружия шиитской группировке "Хезболлах", которую израильские власти считают террористической и не отделяют от Ирана. И все это якобы приведет к созданию ими "нового фронта" против Израиля на сирийской части Голанских высот. Чтобы не допустить этого, израильтяне предупредили, что в случае необходимости будут бомбить эти зоны…
Итак, как это следует понимать? И как эта позиция стыкуется со свидетельствами того, что раненые боевики запрещенного в России ИГИЛ лечатся в израильских госпиталях, получают снабжение и оружие в борьбе против Дамаска. И что это оружие еще ни разу не было обращено против израильтян, хотя формально именно они являются самыми главными врагами этих мракобесов от ислама?
Концы с концами тут прекрасно стыкуются: Израиль заинтересован, чтобы арабы побольше резали друг друга и проливали реки своей, а заодно и иранской крови. Чтобы они истощали себя в этой борьбы и имеющиеся у них ресурсы гасились именно таким образом, не нанося ущерба еврейскому государству. Раньше ему приходилось воевать с Сирией – а теперь эта страна лежит в руинах. Раньше Израиль боялся Ирака, а теперь эта некогда мощная региональная держава превратилась непонятно во что, и там тоже реками льется кровь. Да и "Хезболлах" - вместо того, чтобы строить козни Израилю, - несет большие потери в Сирии. Главное, чтобы не набиралась при этом боевого опыта и не смогла аккумулировать оружие, которое в одним прекрасный момент, а именно, когда в Сирии наступит мир, сможет применить против Израиля. Поэтому этот мир не должен наступить.
Примерно так, со своей узко эгоистической точки зрения, и рассуждают в Израиле о конфликте в соседней стране. С одной стороны, израильтян - при всей аморальности этой позиции - можно понять. Пусть враги побольше убивают друг друга. Но если более широко взглянуть на эту ситуацию, с точки зрения интересов всего региона и мира в целом, то такая позиция превращает Израиль в пособника террористов. Тем более, что Россия и США, столь тесно связанные с Израилем еще и на человеческом уровне, разработали гарантии того, чтобы законные интересы его безопасности не пострадали от мира в Сирии.
Глава МИД России Сергей Лавров: Россия и США "сделали все, чтобы интересы безопасности Израиля" в связи с созданием зоны деэскалации на юге Сирии "были полностью учтены". Фото: www.globallookpress.com
Именно об этом заявил сегодня глава МИД России Сергей Лавров, комментируя недовольство Израиля из-за соглашения о перемирии в Сирии. Он подчеркнул, что Россия и США "сделали все, чтобы интересы безопасности Израиля в рамках этой конструкции были полностью учтены".
Перед заключением соглашения подготовительная работа была проведена со всеми сторонами конфликта, заверил он.
Для Нетаньяху не все потеряно
Между тем, для израильского лидера, решительно протестующего против российско-американской договоренности по Сирии, еще не все потеряно. Под давлением своего окружения, среди которого Нетаньяху имеет много искренних друзей, Трамп вполне способен поменять свою позицию по зонам деэскалации. И такое будет, как мы знаем, уже не в первый раз.
Да, поначалу Трамп "застолбил" в Twitter свою гамбургскую договоренность с Путиным: "Сирийское прекращение огня, кажется, держится. Многие жизни могут быть спасены. Результат встречи. Хорошо!". Его соратник госсекретарь США Рекс Тиллерсон назвал эти договоренности "первым признаком того, что США и Россия способны вместе работать в Сирии".
Однако очень скоро из того же госдепа раздались уже другие речи: "Мы не исключаем, что экстремистские группировки, подконтрольные "Аль-Каиде" или ИГИЛ, попытаются испортить это соглашение". Обе они - запрещены в России.
Начальник пресс-службы внешнеполитического ведомства Хезер Науэрт стала намекать, что глава МИД России Сергей Лавров "поспешил" объявить о предстоящем открытии в Аммане(Иордания) Центра мониторинга соблюдения сирийского перемирия: дескать договоренности такой пока нет, она только прорабатывается, Лавров "любит забегать вперед". На что глава МИД России ответил: "Не знаю, какие правила у госдепартамента существуют относительно допуска к информации, но документ, подписанный в Амманероссийскими, американскими и иорданскими представителями, содержит конкретный пункт, который фиксирует конкретную договоренность о создании такого центра". То есть документ есть, в нем все зафиксировано, а договоренности – нет.
Поэтому не будем удивляться. Вполне вероятно, что российско-американскую договоренность по Сирии постигнет судьба совместной российско-американской группы по кибербезопасности. О создании последней Трамп тоже договорился с Путиным в Гамбурге, после чего под давлением своего окружения был вынужден взять свои слова обратно, утверждая, что лишь обсуждал с российским лидером эту проблему, но такая группа, которая помогла бы покончить со взаимными претензиями по кибератакам… не может быть создана.
"Тот факт, что президент Путин и я обсуждали создание группы по кибербезопасности, не означает, я думаю, что она может быть создана. Не может. Но прекращение огня (в Сирии) - может, и оно произошло!".
Ну что ж, поживем - увидим, кому можно и нужно верить больше - Трампу или Нетаньяху. Что-то подсказывает, что второму.
Комментарии