Free Gaza и джихад на Кавказе

На модерации Отложенный Free Gaza и джихад на Кавказе - урок израильских специалистов
http://izrus.co.il
эксклюзив 03.06.2010 13:20 Михаил Фальков
Процессы исламизации на Ближнем Востоке и 200 лет назад, и сегодня оказывают влияние на Кавказ и Центральную Азию. Исламский фактор эффективно используют Иран и Турция. Они действуют против Израиля теми же методами, которыми инспирировали антирусские волнения в Чечне и Дагестане…Имам Шамиль
В пятницу, 4 июня, в Тель-авивском университете состоится трехчасовой семинар "Суфизм и джихад на Кавказе". Принять в нем участие приглашены специалисты и исследователи по истории Кавказа, Центральной Азии, России, и ислама в Евразии. Ведущий израильский эксперт по истории ислама на Кавказе профессор Моше Гаммер выступит с докладом: "Преувеличиваем ли мы значение суфизма на Кавказе и в целом?". Вторым докладчиком на этом семинаре станет академик и активист черкесской общины Ихья Хон. 21 мая он являлся одним из организаторов самого массового в Израиле мероприятия, посвященного 146-й годовщине геноцида черкесского народа. По данным черкесского интернет-издания Adigamagazine.co.il, та конференция, проходившая в деревне Рейхания, была посвящена "жертвам ненависти русских к черкесскому народу, в результате которой погибли более полутора миллионов черкесов - вследствие колониальных устремлений России". Тогда, по окончанию конференции, был устроен академический вечер с участием Моше Гаммера и Ихьи Хона. Завтра же на семинаре в Тель-авивском университете этот черкесский деятель выступит с докладом: "Накшбандийа-халидийа и антиколониальная борьба черкесов на Северо-западном Кавказе в середине XIX в.".

Хотя этот форум планировался заранее, символично, что он состоится на фоне событий, связанных с международным скандалом вокруг задержания израильскими ВМС флотилии Free Gaza. Во-первых, как сообщал портал IzRus, владелец судна "Мави Мармара", на котором произошла стычка "миротворцев" с солдатами ЦАХАЛа, и главный организатор всей флотилии - турецкий фонд Inasi Yardim Vakfi (IHH) с 90-х годов активно поддерживает джихадистское движение на Северном Кавказе. Во-вторых, и официальное мусульманское духовенство и исламисты этого региона в самой жесткой форме осудили "преступление сионистского режима".

Это – очередной признак религиозно-политической глобализации Евразии, в условиях которой события на том же Кавказе или в центрально-азиатских республиках часто, пусть даже косвенно, но связаны с Ближним Востоком и наоборот.
Естественно, такая ситуация определяется взаимным религиозным влияниям и межструктурными связями в рамках исламской общности. Так, возникновение исламистского подполья в Ферганской долине в конце 70-х – начале 80-х происходило под влиянием идей египетского теоретика исламского фундаментализма Саида Кутба. А, например, современное джихадистское движение на Северном Кавказе сформировалось под воздействием арабских проповедников, и при активном участии моджахедов с Ближнего Востока.

Но подобная ситуация – отнюдь не новое явление для той части Евразии, которая заселена мусульманскими народами. Практически то же самое, хотя и не столь интенсивными темпами, происходило в XIX столетии, которому посвящен завтрашний семинар в Тель-авивском университете. Один из его докладчиков, профессор Моше Гаммер, убедительно показал это в своем монументальном исследовании "Шамиль: мусульманское сопротивление царизму – завоевание Чечни и Дагестана", изданном в Москве в 1998 году. Он сделал акцент на особой роли суфийского тариката (ордена) Накшбандийа-халидийа в мобилизации кавказских народов на джихад против русских завоевателей, в том числе под знаменами знаменитого Имама Шамиля (1834-59). Причем распространение этого учения на Кавказе началось именно вследствие внешнего влияния. Сам орден Накшбандийа-халидийа возник на территории современного Узбекистана, а в Азербайджане и соседнем Дагестане среди первых его проповедников выделялись выходцы с Ближнего Востока (в частности Исмаил аль-Курдумири, происходивший из Курдистана, разделенного сегодня между Ираком, Турцией и Ираном). Кроме того, ссылаясь на труд британского исследователя Джона Бадли, изданный в Лондоне в 1908 году под названием "Завоевание Россией Кавказа", Моше Гаммер отмечал тайную роль Ирана и Турции в провокации антироссийских волнений в Дагестане и Чечне в 20-х годах XIX столетия. "Персы действовали путем подкупа, рассчитывая на жадность горцев к деньгам. Турки оказались более расчетливыми или дальновидными и больше напирали на религиозные чувства и, к чести дагестанцев будь сказано, моральная сторона дела оказала на них большее влияние, нежели материальная", - цитировал Гаммер материалы, собранные Бадли на Кавказе.

Данная характеристика методов тайного влияния Турции и Ирана остается актуальной в современных условиях. Это касается роли турецких спецслужб в чеченских событиях второй половины 90-х – начала 2000-х годов, иранского участия в деятельности палестинских организаций "Исламский джихад" и ХАМАС, а также нынешней политики Турции против Израиля.