Какой будет армия России в 2035 году?

На модерации Отложенный

Международная обстановка накалена: локальные конфликты, нарастание проблемы терроризма заставляют с другой стороны взглянуть на нашу армию. О ее трудном прошлом, сирийском настоящем и техническом будущем поговорил с Алексеем Арбатовым, руководителем Центра международной безопасности ИМЭМО РАН

Как меняется роль армии в современном мире?

В последнее время роль военной силы в мире возрастала – это абсолютно очевидно для всех, кто занимается международными отношениями и международной безопасностью. Особенно заметно это проявляется в отношениях между Россией и Западом. В то же время опыт показывает, что далеко не все проблемы могут быть решены с помощью вооруженных сил.

Войны с негосударственными субъектами, террористическими организациями вроде ИГИЛ, тянутся бесконечно долго и не завершаются явной победой ни одной из сторон. Последние 25 лет продемонстрировали, что самостоятельно вооруженные силы не могут решить ни одной политической проблемы.

Во время Холодной войны, когда две ядерные державы соревновались между собой, армия стояла во главе угла. Существовала патовая ситуация: СССР и США не могли выиграть войну друг против друга, потому что ядерный конфликт был бы катастрофой для обеих сторон. Вместо этого они вели огромное количество войн через своих союзников и партнеров на территории других стран.

Это были времена крайне напряженной военной активности. Потом она резко спала, но за последние несколько лет снова выросла. Я бы не сказал, что мы вернулись к прежнему состоянию в плане интенсивности и масштабов противостояния. Напрямую мы не воюем, хотя зачастую оказываемся на грани конфликта, как в недавней истории со сбитым сирийским самолетом или с демонстративным сближением кораблей и самолетов.

Важно понимать, что армия не может заменить собой экономическую мощь страны. Китай после смерти Мао Цзэдуна 30 лет потратил на то, чтобы модернизировать свою экономику, и добился того, что стал второй экономической державой в мире. Теперь он подтягивает военную мощь к своему экономическому статусу через обширную программу по модернизации и переоснащению войск.

По многим показателям Китай уже обгоняет весь мир, но ведет себя очень осторожно. Россия, наоборот, ослабла в экономическом плане в результате кризиса экспортно-сырьевой модели экономики. Теперь мы пытаемся восполнить недостаток своей экономической мощи за счет активного наращивания и избирательного применения вооруженных сил.

В России мы видим значительное повышение потенциала вооруженных сил в плане оснащения, мобильности и боеготовности армии. Огромные деньги идут на боевую подготовку. К сожалению, все это не базируются на сильной экономике. Более того, военная мощь соперничает с другими насущными нуждами общества за ограниченные материальные и человеческие ресурсы и дает повод НАТО строить вокруг страны недружественное окружение.

В условиях нынешней конфронтации с внешним миром переход к высокотехнологичной экономике невозможен – для него требуется широкий приток капитала и технологий из-за рубежа. Поэтому со временем наращивание военной активности будет все больше подрывать экономический фундамент России, что скажется, в том числе, и на нашей обороноспособности.

Насколько состояние российских вооруженных сил соответствует тем задачам, которые стояли перед ними в последнее время?

В целом российская армия показывает высокий уровень боевой подготовки и технологического оснащения. С оперативно-военной точки зрения все операции проводятся на высоком уровне: используется высокоточное оружие, в огромном количестве испытываются новые образцы вооружений. Иногда складывается ощущение, что это и есть одна из целей сирийской кампании – испытать новое оружие на поле боя, а не на полигоне. Десятки новейших систем уже были испробованы и показали себя достаточно хорошо.

Но и противник у нас все это время был не тот, на которого рассчитано российское вооружение. В Сирии мы сражаемся с партизанами, над которыми имеем огромное превосходство с военно-технической точки зрения. Потери, хотя по новым законам они засекречены, судя по всему, мы несем минимальные, даже по сравнению с операцией в Южной Осетии. А достигнет ли Россия своих политических целей и какой ценой – это уже отдельный вопрос.

Какие новые типы вооружений вы считаете наиболее перспективными?

По новой программе наверное будут закупать меньше традиционных видов вооружений: бронетанковой техники, артиллерии, авиации, кораблей, подводных лодок – и делать упор на новые перспективные системы, которые через 10-15 лет будут определять лицо армии. В первую очередь, это информационно-управляющие системы, которые позволяют выполнять новые задачи с прежним вооружением: например, наносить высокоточные удары, более эффективно расходовать средства. Без них невозможно современное управление войсками в войнах, которые становятся исключительно динамичными – обстановка меняется каждый час.

Затем речь идет о высокоточных средствах большой дальности сухопутного, авиационного или морского базирования. Прежде всего, это управляемое ракетное оружие и всевозможные беспилотные системы, а также оружие с искусственным интеллектом. Беспилотники уже сейчас стали важным элементом информационно-управляющих систем, а в будущем превратятся в ударные средства большой дальности. Возможно внедрение беспилотных систем в сухопутные войска. Появятся боевые машины, которые будут действовать дистанционно, без экипажа. Следующий этап – морские беспилотные системы, в том числе подводные, которые могут перевернуть все военно-морское искусство, создав угрозу подводным лодкам и кораблям.

Еще одно направление – космические системы. Без систем космического класса, то есть спутников, армия сегодня просто не сможет воевать: они нужны, чтобы наносить удары, проводить разведку и оценку результативности операций. Ударные космические средства пока находятся в зачаточном состоянии, но через 10-15 лет, возможно, появятся новые системы ударов по космическим объектам. Не исключено, что станут возможны удары из космоса по целям на земле.

Долгое время эта идея существовала в воображении военных стратегов и инженеров, но на практике была малоосуществима по причине объективных законов физики и небесной механики. Сейчас размещать вооружения в космосе все еще очень дорого и нецелесообразно, но не исключено, что со временем это изменится.

Какой вы видите Россию в 2035 году?

Россия как успешная страна должна занимать как минимум третье место в мире по размеру экономики – после США и Китая. С учетом наших природных ресурсов, территории и высококвалифицированных кадров это вполне возможно. Нам нужна будет армия с достаточным потенциалом сдерживания, чтобы любая страна понимала, что выгоды от военных действий будут не сопоставимы с ущербом.

Уже сейчас по части сдерживания у России все нормально: ядерного оружия, если считать оперативно-тактическое, у нас в разы больше, чем в остальных странах мира, а с США – примерный паритет.

Во-вторых, Россия должна будет бороться с международным терроризмом, который в будущем может стать еще более опасным. Причем не только на своей и на сопредельных территориях, но и в отдаленных местах, где могут обосноваться террористы. Сегодня Россия участвует в этой борьбе, но насколько эффективно – покажет время.

Наша армия больше приспособлена для войны с регулярными войсками, но для борьбы с терроризмом нужна другая структура войск, военная подготовка, системы вооружения. Можно, конечно, направить на террористов стратегический бомбардировщик, но один его вылет будет стоить в сто раз дороже, чем весь лагерь или склад, которые удастся уничтожить.

https://www.youtube.com/watch?v=tJxQiBCjKvc 

Нам нужна будет армия с достаточным потенциалом сдерживания, чтобы любая страна понимала, что выгоды от военных действий будут не сопоставимы с ущербом

В-третьих, важно, чтобы Россия активно участвовала в миротворческих операциях ООН. Предотвращение военных конфликтов и принуждение к миру – важнейшая функция ООН и роль великой державы. Это не просто благородная миссия, но и шаг, который чрезвычайно повышает влияние и престиж государства в мире. Сейчас у нас недопустимо низкий уровень участия в этих процессах.

Наконец, в-четвертых, поддерживая престиж и статус нашей страны, армия должна способствовать развитию экономики, защищая ключевые капиталовложения и коммуникации, по которым мы поставляем или получаем важные ресурсы и продукты.

А получать надо будет много, если мы хотим перейти к инновационной модели экономики и станем играть в мировой торговле гораздо большую роль.

Пока что такой армии в России нет, но я надеюсь, что в будущем она будет создана.