Что мы празднуем 12 июня?

На модерации Отложенный Российское общество, в первую очередь в лице своей правящей бюрократии, активно готовится праздновать “День независимости России”. Я сам был среди тех, кто сознательно и настойчиво добивался провозглашения независимости или, как тогда мы говорили, суверенитета Российской Федерации. Но я сегодня праздничного чувства не испытываю и торжествовать и праздновать вместе с бюрократией не буду.

Я искренне радовался, когда 12 июня 1990 года первый Съезда народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. "За" проголосовало 907, против - 13 народных представителей. Я думаю, что тогда российские депутаты не ставили своей целью обеспечить “независимость” РСФСР от Белоруссии, Украины, Казахстана и других частей Союза, от своей истории и своих же соотечественников.

И сейчас настало время вспомнить, ради чего принималась декларация, и были ли достигнуты цель, ради которой и затевалось принятие Декларации. Российская номенклатура второго эшелона хотела занять достойное место в государственной иерархии, где за нее принимались практически все жизненно важные решения союзной номенклатурой, чтобы получить доступ к реальной собственности и снимать полноценную номенклатурную ренту. Для этого ей необходимо было обособиться от союзной номенклатуры и разграничить с ней, так сказать, сферы влияния. Жаждущая реальной власти и собственной значимости российская номенклатура нашла себе союзника в демократическом движении, которое, в свою очередь добивалось установления правового порядка в РСФСР, под которым понималось исключение партийного вмешательства в вопросы непосредственного государственного и экономического управления обществом.

Сейчас уже практически никто не помнит, что в период подготовки к первому Съезду народных депутатов РСФСР в обществе возникла и господствовала идея создания правового государства. В апреле 1990 года в инициативной группе депутатов, одним из лидеров которой был сопредседатель, только что учрежденной СДПР Олег Румянцев, рождается проект постановления "О конституционных принципах РФ". Он, по утверждению Олега Румянцева, и лег в основу Декларации, главной задачей которой было изложение в связном виде основных целей предстоящей конституционной реформы РСФСР. Тогда казалось, что наступает новая эпоха активного общественного демократического движения снизу, требовавшего новых идей взамен практически исчерпавшей себя к этому времени перестройке "сверху".

Сегодня модно рассуждать о Декларации, не вникая в ее содержание.

А ведь в декларации были заложены важные принципы, не утратившие своего значения и сейчас:

обеспечение каждому неотъемлемого права на достойную жизнь,

признание общепризнанных норм международного права в области прав человека,

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России; невозможность изменения территории РСФСР без волеизъявления народа, выраженного путем референдума;

принцип обеспечения за всеми гражданами, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениям и религиозными организациями равных правовых возможностей участвовать в управлении государственными и общественными делами;

развитие федерализма: существенное расширение прав всех регионов РСФСР.


Декларация провозглашала полноту власти РСФСР, но одновременно предполагала вхождение республики в СССР, в ведение которой она добровольно передавала некоторые свои полномочия на основе нового Союзного Договора.

Сегодня мы честно должны сказать, многие идеи Декларации оказались в забвении или выхолощенными. Историческая роль Декларация оказалась в том, что она стала ступенькой в восхождении российской номенклатуры к своей ничем не ограниченной власти. Демократическое движение не сумело, а если честно, то и не препятствовало захвату номенклатурой и власти и собственности в РСФСР, а затем в Российской Федерации.

С этой точки зрения окончательно независимость России оформилась в день принятия Конституции 1993 года. Как разрабатывалась и как принималась эта навязанная народу новая Конституция отдельный разговор.

Верховный правитель России получил неограниченную власть и может с не меньшим правом, чем французский король, про себя сказать: Российское государство- это я. Даже российская элита, не говоря уже о простом народе, все надежды на соблюдение законности и правопорядка, на привлечение к ответственности зарвавшегося и проворовавшегося бюрократа, на положительное решение любого, даже второстепенного вопроса связывает с личным вмешательством Президента.

Народ, как ему и положено, безмолвствует. И покорно участвует в тех торжествах, которые устраивает бюрократия в честь сохранения и упрочения своих номенклатурных привилегий и быстрого и баснословного обогащения за счет присвоения общенародного достояния.

Для честного и думающего человека ясно одно: празднование Дня независимости - это память об утраченных надеждах и не реализованных возможностях, о непомерных амбициях демократических лидеров, трусости и жадности молодого самостоятельного российского бизнеса, инертности обычных членов демократического движения и предательстве народных избранников.

Бесследно в истории ничто не проходит. Власть неохотно отдает народу то, что она у него забрала. Поэтому, если нынешняя власть, обезумевшая от жадности и вседозволенности, не приведет по своей глупости и лености общество к краху и развалу, то предстоит трудная и, возможно, долгая борьба за реальную республику и реальное народовластие.

В этой борьбе за обновление России первоочередной задачей должны стать получение по мандату населения всей полноты власти демократических избранников на муниципальном уровне, полное раскрытие муниципальных бюджетов и прекращение разворовывания муниципальных средств, обеспечение прозрачности и реальной подотчетности муниципальной власти.