Иван Давыдов. Западное образование запрещено
На модерации
Отложенный
Охота на книги как последовательная и продуманная политика
Россия постоянно и напряженно борется с терроризмом. На дальних подступах и внутри страны. Силовики регулярно рапортуют о задержанных террористах и предотвращенных терактах. И это все не миф (или — не все это миф). Террористы существуют, теракты не всегда удается предотвратить. И любой из нас, вне зависимости от прочих разнообразных характеристик, которыми мы сами себя наделяем и которыми наделяет нас жизнь, вне зависимости от религиозных и политических взглядов, профессии, уровня достатка, пола и возраста, является еще и потенциальной жертвой террористов. В мире, где существует терроризм, любого могут убить просто так — в этом смысл террора.
Террористы террористам рознь. Есть понятные — те, которые под видеозапись режут пленным головы, взрывают самолеты и поезда, а также древние памятники. С этими разобраться легко, они не вызывают сочувствия. Однако встречаются и более сложные случаи.
Было такое (наверняка, запрещенное в России) нигерийское террористическое движение — «Боко харам». До 2015 года мелькало в новостях, потом присягнуло на верность ИГИЛ (тоже, естественно, запрещенному в России). Нет, никакого сочувствия боевики запрещенного движения не вызывали — они тоже истребляли мирных людей. Но будило любопытство их название, в котором уже содержалась емко сформулированная цель. Слово «харам» и в наших широтах не нуждается в переводе. А вот в слове «боко» можно без особых усилий опознать искаженное английское book. Словом «книга» боевики обозначали любые культурные ценности Запада. Все то, что мешает обустраивать жизнь с комфортом: женщин, например, превращать в домашний скот, а чужаков резать без жалости. Боевики, надо отдать им должное, смотрели в корень и видели суть. Самый распространенный, хоть и сужающий смыслы перевод названия — «Западное образование запрещено».
Жечь книги в стране торжествующего антифашизма — красивый ход, демонстрирующий нашу власть над историей, богатая рифма
И да, конечно, как раз против этого Россия бьется на всех фронтах, у нас это все наказуемо и просто немыслимо. Вот только…
Первые (и, как теперь уже понятно, лучшие) годы своей жизни я провел в глухом, ничем не примечательном поселке на краю Рязанской области. Помимо прочих понятных радостей сельской жизни — леса, реки, родные просторы без края, и все, чем немного неловко в век постмодернизма восхищаться, но отчего бы и не восхититься, — там была еще библиотека. Каждую неделю в библиотеке появлялись новые книги. Да и старых хватало. Простая жизнь тяготеет к ритуализации, и каждое воскресенье я брал специально сшитую бабушкой сумку для книг и отправлялся в библиотеку — прочитанные вернуть, нечитанные взять.
Оплакивать гибель Союза — не моя стезя, смерть питавшейся людьми недоимперии — не катастрофа, а дар. Который мы, возможно, уже профукали без осторожности, но это другая история. Есть, впрочем, желание быть объективным, а значит, надо сказать: свободный рынок, каким его понимали и строили архитекторы новой России, тоже ведь был слегка людоедским и славно потоптался на культурной инфраструктуре, особенно в регионах. Особенно в мелких и непримечательных населенных пунктах вроде того, где прошло мое детство. Вместо кинотеатра там, например, руины. А вот библиотека выжила. Они вообще почти повсеместно выжили. Без государственной щедрости, но за счет самоотверженности смешных старушек-библиотекарш. И еще — отчасти — за счет различных негосударственных программ по их поддержке.
Если вы смотрите российское ТВ (надеюсь, впрочем, что не смотрите, я делаю это время от времени по служебной необходимости, и наверняка эти опыты проходят не без последствий для психики, а молока за вредность от начальства не допросишься), так вот, если вы вдруг чего-то ради смотрите российское ТВ, то знаете наверняка, что это за ужасный человек — Джордж Сорос. Сотрясатель мировых рынков, разрушитель государственных суверенитетов, коварный враг, посредством раздачи грантов и публикации учебников пытавшийся ослабить нашу обороноспособность. Хорошо, спохватились, хоть и поздно, и объявили его фонд «Открытое общество» нежелательной организацией.
И с тех пор, как объявили (кстати, в 2015-м, как раз тогда, когда запрещенная не территории РФ «Боко харам» присягнула на верность ИГИЛ, также запрещенной на территории РФ), волнами расходятся по стране новости об актах освобождения от заразы западных ценностей.
А что, Александр Сергеевич, не разжигал ли ваш Онегин ненависти и вражды по отношению к социальной группе «сочинители плохих стихов»?
Книги, изданные в девяностые при поддержке Фонда Сороса, изгонялись из библиотек — то в Свердловской области, то в Коми, иногда их даже жгли. Жечь книги в стране торжествующего антифашизма — красивый ход, демонстрирующий нашу власть над историей, богатая рифма.
И вот теперь — новость из библиотек Архангельской области. Там изымают из фондов книги проекта «Пушкинская библиотека». Сорос их даже не издавал, он просто в 1997 году решил покупать у российских издательств новые книги и раздавать библиотекам в регионах. Самые разные — от Пушкина до справочников и от Лотмана до «Сборника законов Российской Федерации». И вот 20 лет эти книги стояли на полках. Возможно, даже детям в руки попадались. Но всякому ведь патриотически мыслящему человеку ясно, что тот Пушкин, на котором печать богомерзкого фонда, — это уже не наш Пушкин. Это их Пушкин, порченый Пушкин, ядовитый Пушкин. Хорошо, хоть теперь сообразили. Дошли руки. Спасли людей от «Евгения Онегина» и «Трех сестер». А что, Александр Сергеевич, не разжигал ли ваш Онегин ненависти и вражды по отношению к социальной группе «сочинители плохих стихов»? Антон Павлович, а что там у ваших сестер под платьями? Не пояса ли шахидок? В глаза смотреть, я сказал!
Это не эксцессы исполнителей на местах, между прочим. Это политика, сознательная и последовательная. Точно так же громили (кстати, в 2015-м, как раз тогда, когда запрещенная на территории РФ «Боко харам» присягнула на верность ИГИЛ, также запрещенной на территории РФ) фонд Дмитрия Зимина «Династия», издававший научно-популярные книги. Их пока из библиотек почему-то не изымают, и остается только надеяться, что это досадное упущение вскорости будет исправлено. В некоторых, сам читал (хоть и не верится, что такое в нашей стране возможно), отрицались идеи креационизма, а это ведь статья 148, часть 1, оскорбление чувств верующих!
Здесь мог бы быть какой-нибудь финал, не лишенный пафоса. Какая-нибудь битая метафора — про государственный террор и бомбу под будущее. Но вместо длинного рассуждения будет короткий вопрос: так за что же все-таки в официальных российских изданиях принято было без любви отзываться о движении «Боко харам»? Ведь уже в названии нигерийской группировки — такая близкая, понятная и даже уже отчасти реализованная на территории Российской Федерации цель.
Комментарии
да и на севере с югом
математика одна и таже
да и др.точные науки.
история? тут запад не нужен