Что потеряла Саудовская Аравия на фоне кризиса с Катаром?

Кризис вокруг Катара и его блокада со стороны, казалось бы, братских ему стран, взбудоражила умы многих арабских блогеров, которые сразу же взялись за перекрестные публикации в социальных сетях, в основном под псевдонимами из-за жесткой цензуры. Многие из них являются гражданами государств, обрушившихся на Доху, требуя от нее вернуться в дом и не заниматься вольнодумством, и они, конечно же, боятся оказаться за решеткой, как это может произойти с ними в ОАЭ.
Один интересный блогер взял для себя псевдоним Георгий Жуков и начал строчить статьи в сети, критикуя блокирующие арабские страны. Мы публикуем одно из его обращений к арабской общественности, в котором в 12 пунктах перечисляется все то, что теряет Саудовская Аравия в этом кризисе:

1.Саудовская Аравия утратила свой статус «старшей сестры», или точнее «брата», на защиту которого в случае беды все надеялись, и в руках которого находились рычаги влияния в арабском мире. Королевство всегда соблюдало осторожность в высказываниях, пыталось свести к минимуму трения и разногласия, которые иногда возникали вследствие различия мнений по разным политическим вопросам.
Саудовская Аравия является большой страной, имеющей серьезное влияние не только в Арабском заливе, но и в арабском и исламском мире. Также велика ее роль на международном уровне, на ее помощь полагаются при разрешении конфликтов, в благотворительной и гуманитарной деятельности.



Тот факт, что Саудовская Аравия опустилась наряду с ОАЭ, Бахрейном и Египтом до участия в «блокаде» маленького братского государства, выслала граждан Катара, вынудила собственных граждан, работавших в Катаре, вернуться домой, настолько катастрофически навредило ее имиджу, что это не идет в сравнение даже с ее кровным врагом Ираном.
Послания министерства иностранных дел и риторика прессы о том, что принимаемые меры направлены не против катарского народа, не убеждают катаровцев. И как это может убедить граждан Катара, которых высылают, их страну изолируют и при этом утверждают, что меры направлены против правительства страны. Такие действия не достойны для такой страны, как Саудовская Аравия.
Обращение к народу после того, как блокада уже организована, не превратит его чудесным образом в сторонников оппозиции и не сблизит его с теми, кто организовал блокаду и искажает имидж его страны в средствах массовой информации.
При всей своей враждебности Израиль ежедневно пропускает грузовики с продуктами питания через пропускной пункт «Карам абу Салем», расположенный южнее города Рафах, сгорая при этом от желания искоренить все население сектора Газа. Так как может Саудовская Аравия так поступать с соседним государством, кровь сыновей которого еще не остыла в Йемене, более того, страна, народ которой имеет единые корни с саудовским народом? Это большая рана, и потеря, которой саудовцы не просчитали или не предвидели, ввязываясь в эту авантюру. И последствия этой авантюры почувствует не только Катар, но и другие арабские страны залива, особенно Кувейт и Оман, которые до сих пор не присоединились к блокаде, не смотря на все давление, которое на них оказывается.

2.Саудовская Аравия потеряла свой дипломатический «вес», преимущество и особенности, благодаря которым она стояла «выше» тривиальных оскорблений и незначащих разговоров, именно так ее воспринимали обычные люди и правительства других стран мира. Это привилегия, которую Саудовской Аравии удалось сохранять в течение многих десятилетий, и это хорошо видно по публикациям египетских СМИ и заголовкам египетских изданий, на которые Саудовская Аравия взирала свысока, а если и выражала недовольство, то выражала его через официальные СМИ.
Но то, что произошло с Катаром, нарушило существовавшие правила и вышло за рамки всяких приличий и политических норм. Вдруг вся ее пресса и все ее СМИ в один момент превратились в некое подобие электронных форумов, пестрящих оскорблениями личного характера, написанными с использованием такого вульгарного языка, которого Саудовская Аравия не позволяла себе в отношении таких злейших врагов, как Иран, хуситы и Саддам Хуссейн, когда она еще только собиралась с ним воевать.
3.Частично репутация Саудовской Аравии пострадала и на уровне исламского мира, который стремился к решению важных проблем, и в первую очередь палестинской проблемы и сопротивления израильскому «противнику». Даже американская администрация, желая выступить с обращением к главам исламских стран, решила сделать это во время визита в Саудовскую Аравию, зная о ее возможностях разговаривать языком, близким и понятным мусульманам, которые доверяют ей, и верят в ее способность решать важные проблемы.

Демонстративно агрессивные высказывания министра иностранных дел Саудовской Аравии Аделя Аль-Джубейра в адрес Катара перед министром иностранных дел Германии, обвинения ХАМАС в терроризме и требования к Катару прекратить поддерживать это движение, безусловно, отразится на ее способности решать вопросы с использованием мягкой силы у себя в стране и за рубежом. В глазах многих арабов и мусульман ХАМАС является последним оплотом сопротивления, и ни одна из исламских стран, за исключением Египта в 2014 году, не решилась признать его террористической организацией. И как могло пойти на такой шаг такое крупное исламское государство, как Саудовская Аравия, на территории которой находится штаб-квартира Всемирной мусульманской лиги и других крупных исламских организаций, и на которую устремлены взоры со всего мира.

Это заявление стало подарком «с небес» для Израиля, намеренного стереть с лица земли сектор Газа вместе с его населением, получив «зеленый свет» от государства, являющегося священным для мусульман, на котором лежит огромная ответственность по защите мусульманских святынь.
Или мы должны винить ХАМАС в том, что он получает поддержку от Ирана? При этом мы не забываем, как его руководство неоднократно повторяло: «Если бы арабы протянули нам руку помощи, мы бы не прибегли к помощи Ирана». Даже трудно представить, чтобы арабы отказались поддерживать ХАМАС, обвинив его в терроризме, и при этом требовать от него отказаться от помощи Ирана.
То же самое сегодня происходит с Катаром, который толкают в объятия его же врага, общего для всех арабов врага.
ХАМАС лишился поддержки Ирана в Сирии, а когда решил немного наладить отношения с Ираном, тут же в который раз лишился поддержки арабов.
Иран не стал наказывать вернувшегося к нему «блудного сына», он понимает всю значимость палестинского движения сопротивления и палестинского вопроса в целом для исламского мира. Поэтому, он не станет легкомысленно разбрасываться такими вещами.
В отличие от Ирана, Саудовская Аравия, как кажется, стала равнодушна и к этой силе, и к своей миссии, которая на ней лежит, и если она будет продолжать вести нынешнюю политику, то многое потеряет. Как можно оставаться лидером мусульманского мира, в то же время, сбросив палестинский вопрос со счетов, в интересах оккупанта?

4.Если не принимать во внимание позицию Трампа, противоречащую позиции Министерства обороны США и Государственного департамента, то можно сказать, что Саудовской Аравии со всеми ее дипломатическими возможностями за рубежом так и не удалось заручиться поддержкой стран, имеющих внушительный «вес» на международной арене, в своей кампании против Катара. Саудовскую Аравию до сих пор поддержали отсталые и бедные страны, которым, чтобы найти их на карте, потребуется «Google», как например, Габон или Маврикий.
Привлекает внимание растерянный вид министра иностранных дел Саудовской Аравии в ходе его европейского турне, целью которого было стремление заручиться международной поддержкой. Немцы встретили его заявлением о том, что у них нет доказательств причастности Катара к терроризму, но есть много доказательств о причастности Саудовской Аравии.
Таким образом, Германия, Франция, Испания, Турция и с недавних пор Россия выступают за решение кризиса путем мирных переговоров, а не путем блокады.
Если бы можно было убедить Трампа с помощью денег, то это была бы очень высокая цена. Но невозможно заручиться поддержкой каждой страны с помощью денег, особенно в нынешних сложных экономических условиях.



5.До сих пор в мире рассматривали саудовскую Аравию, как мощного дипломатического и финансового игрока, являющегося неотъемлемой составляющей решения всех проблем, преследующих Ближний Восток. Но в последнее время она сама стала частью проблем, в решении которых требуется посторонняя помощь.
С молчаливого согласия международного сообщества Саудовская Аравия взяла на себя миссию по ликвидации хуситского переворота в Йемене, сформировала большую арабскую коалицию, которая увязла в Йемене на два года, не добившись существенных изменений в ситуации.
Все ожидали, что военная операция в Йемене будет быстрой, и даже самые отпетые пессимисты не предполагали, что она может затянуться. Потому что затяжная война означает дополнительные потери для обеих сторон, особенно, если окажется, что значительных сдвигов, отвечающих кредиту международного доверия, не происходит.
Правительства стран, продающих оружие для Саудовской Аравии, начинают испытывать давление со стороны собственного общества из-за продажи дополнительного его количества. Британская оппозиция начала противодействовать собственному правительству в Парламенте, требуя прекратить продажу оружия Саудовской Аравии. Точно так же поступили некоторые члены американского Конгресса.
Если ты ведешь войну с Йеменом, и не способен справиться с экономическими проблемами внутри страны, то зачем нужно ввязываться в новый конфликт с соседней братской страной, доходя до намеков на военное вмешательство и насильственную смену режима в ней?

6.У Катара есть друзья в этом мире, к помощи которых он может прибегнуть. Катар признает, что слишком слаб для того, чтобы противостоять Саудовской Аравии, но в то же время, он достаточно силен, для того, чтобы не превратиться в игрушку в ее руках, как заявил министр иностранных дел Катара. На деле это означает, что Катар откроет дверь перед теми, кто десятилетиями мечтал проникнуть на территорию Арабского залива, то есть, Ирану и Турции. И не стоит винить в этом Катар, потому что к подобным методам прибегнет любое другое государство, почувствовавшее опасность. Саудовская Аравия пригласила около 2 млн. военнослужащих из 32 стран во время первой войны в Арабском заливе, половину из которых составляли американцы. И эти действия она посчитала необходимыми для освобождения Кувейта от оккупации и обеспечения собственной защиты от возможной мести со стороны Саддама Хуссейна.
Как можно обвинять Катар и в то же время приветствовать решение Саудовской Аравии периода войны в Арабском заливе?
Вы организовали блокаду с земли, с моря и с воздуха, во всех газетах угрожаете сменой режима, ваше министерство иностранных дел обращается к катарскому народу, настраивая его против руководства собственной страны, обвиняете Катар в терроризме и хотите, чтобы этот конфликт не выходил за рамки Арабского залива?
Если Саудовской Аравии не удастся решить этот конфликт в рамках «внутреннего дома стран Арабского залива», где решения принимаются руководителями его стран, конфликт приобретет международный характер, и его решение будет насаждаться извне. Решение о том, каким будет будущее Арабского залива, будет приниматься не его жителями, крупными державами, не скрывающими своих амбиций.

7.Племена, населяющие Саудовскую Аравию и Катар, тесно связаны между собой кровными узами, и нет сомнений в том, что их члены испытывают сочувствие и симпатии друг к другу, в конечном счете, они одна семья. И если одна из стран пытается нарушить эти связи, то ей не стоит рассчитывать на то, что ее решения будут поняты и поддержаны, даже если удастся выдворить некоторые из племен и заставить их расписаться в поддержке блокады против своих родственников в соседней стране. Поэтому ответ от племени Хаджер в Катаре своим же родственниками того же племени в Саудовской Аравии был молниеносным. Нельзя играть в такие опасные игры, где одно племя распространяется территориально на сопредельных странах залива одним родственным полотном. Никто доселе не трогал эту тонкую материю, подкупом «старейших». Эти племена проживали веками бок о бок.
Как можно справиться с такой проблемой? Создать по примеру Северной Кореи зону совместного контроля, где раз в год на несколько часов встречаются члены семей, разделенных границей, чтобы затем снова расстаться еще на год?

8.Саудовская Аравия мобилизовала все свои силы и объявила войну в Йемене потому что хуситы, свергнувшие тамошнее правительство, для нее, как нож в спине. Что будет, если Катар вынудят пойти на более тесное сотрудничество с Ираном и Турцией, не для того, чтобы воевать с Саудовской Аравией (такого однозначно не случится), а для того, чтобы проникнуть в Арабский залив. Представим себе, что будет, если Иран проникнет в этот регион. Иран обладает большим влиянием в Ираке, Сирии, Ливане и в Йемене, а это значит, что в пользу Ирана и так отошло многое. Но все это мелочи по сравнению с тем, что Иран и Турция окажутся внутри самого Арабского залива, в самой его глубине.
И это еще не все, вот уже и Оман разрешил двум иранским военным кораблям войти в свой порт, и эта сцена повергла в растерянность всех.

9.Главным обвинением против Катара, которое пропагандируется с особым энтузиазмом, является поддержка терроризма. Подобные обвинения представляют опасность не только для Катара, но и для Саудовской Аравии, потому что весь мир, вплоть до момента написания этих строк, связывает понятие терроризма с Саудовской Аравией. Европа заявляет, что Саудовская Аравия закрыла глаза на экспорт вохабизма по всему миру, что спровоцировало распространение терроризма.
Америка и сам Трамп до того, как стать президентом, обвинял саудовскую Аравию в терроризме, а многие американские институты до сих пор продолжают обвинять арабов в терроризме, поэтому это затишье является временным. Это значит, что это дело могут возобновить в любой момент и против всех, и тогда проиграют все.

10.Турция четко дала понять, что она стоит на стороне Катара. Турецкий парламент поддержал законопроект, позволяющий разместить турецкие войска на турецкой военной базе в Катаре. Это серьезная поддержка, опрокинувшая все расчеты стран Залива. По крайней мере, теперь будет намного сложнее пытаться сменить катарский режим силовым путем.
Такое решительное послание со стороны Турции не понравилось Саудовской Аравии, и не окажется ли теперь и Турция в списках попавших в опалу? И что тогда? Сколько стран объявят ей бойкот? Турция – единственное суннитское государство, еще поддерживающее политику Саудовской Аравии в регионе, к которому потихоньку прокрадывается Иран.
Если Саудовская Аравия решится направить Турции свое гневное послание в экономическом или дипломатическом виде, тем самым она толкнет и себя в жерло вулкана, из которого не выберется никто.
Есть еще одна опасная игра, в которой некоторые пытаются участвовать – это поддержка курдов и создание головной боли для Турции. Это очень опасная игра, которую Турция воспринимает, как проявление откровенной и не скрываемой враждебности.
И если против вас Иран и толкает Турцию, чтобы она тоже была против вас, Европа соблюдает нейтралитет, Америка, как обычно, использует шантаж и делает противоречивые заявления, то в какие сражения вы еще хотите ввязаться, когда у вас на южной границе продолжается война?

11.Катар намекнул, что в случае, если США продолжат угрожать перенести военную базу Адид в Саудовскую Аравию или ОАЭ, то он предложит руководству России разместить у свою военную базу в Катаре. Это значит, что Катар и Саудовская Аравия разрешат использовать территорию собственной страны для ведения войны по доверенности, которой будут руководить две крупные державы. И руководство этих стран ни за что не откажется от вмешательства, шантажа и внесения больших перемен.

12.Распад ССГАЗ.
Таким образом, от разговоров о создании Союза стран Арабского залива и внедрения аналогичных систем в разных областях экономики, финансов, торговли, таможенных и других областях экономической деятельности, о создании единой валюты, мощной армии, обеспечивающей безопасность Арабского залива, по аналогии с Европейским союзом, от укрепления связей между народами дело перешло к вражде, блокаде, обвинениям и подстрекательству других стран к участию в изоляции. Смогут ли в будущем Кувейт и Оман убедиться в том, что их не постигнет судьба Катара?