"Чтобы дети не кричали, мы их расстреляем…"


Евреев расстреливали в организованном порядке, превращая казнь в рутину. Фото: Бундесархив

Белоцерковское противостояние: еврейской общине никак не удается добиться от властей Белой Церкви разрешения на увековечение памяти еврейских детей, расстрелянных здесь нацистами и их прихвостнями

Лилиана БЛУШТЕЙН

 

Руководители еврейской общины украинского города Белая Церковь обратились через международную организацию Rememberus.org с просьбой повлиять на городские власти, препятствующие установке знака в память о еврейских детей, убитых здесь нацистами и их приспешниками.

В открытом письме, которое подписала исполнительный директор еврейской общины Нателла Андрющенко, сообщается, что община вместе с известными историками города пытаются добиться разрешения на установку памятного знака на месте первого массового расстрела белоцерковских евреев в августе 1941 г. При этом речь идет именно о формальном разрешении, так как средства на этот небольшой мемориал уже найдены. Но бюрократическое противодействие пока преодолеть не удалось.

 

"К огромному сожалению, трагические события тех дней, в том числе и первый массовый расстрел еврейских детей в Украине, до сих пор не нашли свое отображение в исторической памяти города Белая Церковь, — говорится в письме. — Мы уверены, что цивилизованное и демократическое будущее Украины невозможно без должного внимания к памяти жертв Холокоста.

Помогите нам быть услышанными! Мы должны знать и помнить прошлое, чтобы не повторять таких ошибок в будущем".

Воззвание руководителей еврейской общины города Белая Церковь

* * *

Уничтожение евреев в Белой Церкви началось сразу же с приходом нацистов. Их местные прислужники принимали в этом активное участие. Одним из самых известных и жутких эпизодов этой трагедии можно назвать расстрел детей в августе 1941 года.

Как сообщает Википедия, в августе 1941 года генерал Вальтер фон Рейхенау, командующий 6-й армией нацистской Германии, приказал своим людям помочь айнзацгруппам и местным коллаборационистам с уничтожением евреев Белой Церкви. В течение следующих дней было расстреляно большинство взрослого еврейского населения города.

А более девяноста детей, включая грудных младенцев, собрали вместе и поместили в двух тесных комнатах. Самым старшим из них было по семь лет. Предположительно, эти комнаты находились в здании, где размещалась немецкая комендатура, ныне там находится магазин «Каштан» по ул. Ярослава Мудрого. Солдаты вермахта, расквартированные поблизости, пожаловались своим капелланам на громкие и нескончаемые детские крики.

Из донесения протестантского пастора 295 пехотной дивизии Корнмана командованию дивизии (перевод — институт "Яд ва-Шем":

"Вчера, 20 августа 1941 г., около 15 часов, ко мне и к военному капеллану пришли 2 священника из ближайшего отделения полевого лазарета и сообщили, что неподалеку, примерно в 500 метрах отсюда, на верхнем этаже одного из домов обнаружены 80-90 детей — грудных и дошкольного возраста, крик и плач которых слышны издали; поскольку они находятся там уже целые сутки, то был нарушен ночной покой солдат, расквартированных в соседних домах. От этих солдат и узнали священники о детях. Я пошел с ними и с капелланом в этот дом и увидел, что там, в двух маленьких комнатах, лежат и сидят дети — некоторые из них в собственных нечистотах — и, что самое главное, там не было ни капли питьевой воды, так что они очень страдали от жажды. На посту стоял украинский полицейский, от которого мы узнали, что это еврейские дети, родители которых расстреляны. Около поста находилась группа немецких солдат, у другого угла дома — еще одна группа, и обе возбужденно обсуждали увиденное и услышанное".

Два капеллана, прикрепленные к 295-й стрелковой дивизии, католический священник Эрнст Тевес и лютеранский пастор Герхард Вильчек, были возмущены состоянием перепуганных, голодных детей. Капелланы попросили командующего армией освободить детей, но он отказался.

Тевес позже говорил, что тот «оказался убежденным антисемитом».

Зарегистрированные двумя другими капелланами из 295-й дивизии, ряд писем протеста были направлены к немецким властям с просьбой о том, чтобы детей пощадили. Они добились от штабного офицера подполковника Гельмута Гроскурта лишь отсрочки планируемого расстрела детей.

В прифронтовых районах айнзацгруппы находились под командованием армии, поэтому их командиры были вынуждены подчиниться приказу Гроскурта.

Получив письмо протеста от капелланов, взбешенный Рейхенау написал им в ответ:

"Вывод доклада, о котором идет речь, содержит следующее предложение: «В случае, о котором идет речь, были приняты меры в отношении женщин и детей, которые ничем не отличаются от зверств, осуществляемых противником, о которых постоянно информируются наши войска». Я должен описать эту оценку как неправильную, неприемлемую и крайне дерзкую. К тому же, этот комментарий был написан в открытом обращении, которое прошло через многие руки. Было бы гораздо лучше, если доклад не был бы публичным".

Передавая свой ответ, Рейхенау заявил:

"Чтобы дети не кричали и не мешали нашим солдатам, мы их расстреляем в ближайшее же время…"

Тевес позже вспоминал:

«Все те, кого мы хотели спасти, были расстреляны. Мы добились только того, что это произошло только на несколько дней позже, чем планировалось».

Из показаний оберштурмфюрера СС Хефнера:

"… Блобель приказал мне расстрелять детей. Я спросил: "Кто именно будет расстреливать?" Он ответил: "Ваффен-СС".Я запротестовал: "Это совсем молодые люди. Как мы сможем объяснить им, за что они расстреливают маленьких детей?" На это он мне ответил: "Тогда берите своих людей". Я опять возразил: "Как же они это сделают, когда у них самих есть маленькие дети". Этот спор длился около десяти минут. Я предложил, чтобы детей расстреляла украинская полиция, подчиненная фельдкоменданту. Ни одна из сторон против этого не возразила".

Пауль Блобель, штандартенфюрер СС, начальник зондеркоманды 4-а, командовал уничтожением евреев в Бабьем Яре (Киеве) 29-30 сентября 1941 г. и в Дробицком Яре (под Харьковом) в декабре 1941 г. С весны 1942 г. Блобель был ответственным за "операцию-1005" — сжигание трупов с целью скрыть следы массовых убийств. После войны Блобель был осужден в ФРГ и приговорен к смертной казни через повешение. Приговор приведен в исполнение в 1951 г.

Но вернемся к несчастным еврейским детям.

Хефнер описал те жуткие события так:

"Я пошел в лесополосу в одиночку. Я не имел ничего общего с этой технической процедурой (именно так автор воспоминаний назвал расстрел детей — Л.Б.). Солдаты вермахта уже вырыли ямы. Дети были вместе на тракторе (очевидно, в прицепе — Л.Б.). Украинцы стояли вокруг и дрожали. Детей сняли с трактора. Их выстроили вдоль верхней части ямы и расстреливали так, чтобы они падали в нее. Украинцы не целились в какую-либо конкретную часть тела. Дети упали в могилу.

Стоны была неописуемы. Я никогда не забуду эту сцену, на протяжении всей моей жизни. Я считаю, что это очень трудно выдержать. Я особенно помню маленькую светловолосую девочку, которая взяла меня за руку. Она тоже был расстреляна…"

По свидетельству этого эсэсовца и других свидетелей бойни, после расстрела "айнзацники" проходили вдоль рва и добивали тех детей, кто еще подавал признаки жизни.

Многие ровесники этих убитых детей, которым повезло родиться не евреями, живы по сей день и наверняка знают о том, что случилось с белоцерковскими евреями. Возможно, в расстрельной команде находились и их родители, но сыны и дочери за преступления отцов не в ответе, это аксиома.

Но помнить об этом должны все — и уходящие поколения, и будущие.

Неужели трагедия, случившаяся здесь, не способна растопить сердца чиновников? Неужели бюрократические препоны сильнее памяти о детях, замученных и убитых только за то, что они были евреями?

* * *

Несколько слов об организации RememberUs.org. Она, согласно дисклеймеру, является общественной благотворительной организацией с головным офисом в Нидхэме, штат Массачусетс:

"Мы группa волонтеров, связанных с общей целью – предотвращением случаев геноцида. Мы проводим и поддерживаем образовательные программы в США и в Украине, а также митинги памяти в Украине (Харьков, Лубны и Кременчуг). Наши волонтеры организуют различные форматы образовательных мероприятий, однодневные школьные экскурсии и, конечно же, мы сажаем деревья. RememberUs.org финансирует создание музеев в школах, поддерживает научные исследования, связанными с изучением Холокоста, и переводы найденных документов.

Волонтеры RememberUs.o