Мы стройкам АТЭСа взглянули в лицо
На модерации
Отложенный
Строятся новые дороги, разноцветные переходы, а вместе с этим рушатся судьбы сотен людей…
Одно дело — слышать, что кто-то что-то строит, и совсем другое — посмотреть на процесс своими глазами. Для этого нужно всего ничего: сесть на машину, и проехать от Зари до самого синего моря, на Дефризе. Размах увиденного впечатляет. Хотя некоторые вопросы есть, куда же без этого…
Если остров Русский для журналистов — «терра инкогнито», и СМИ без высочайшего разрешения туда фиг пустят, то стройки на федеральной трассе прикрыть от людских глаз не получится. Вон они, работники, все как на ладони! Смешно: как объектив фотоаппарата увидят, так сразу каски на себя напяливают. Но мы не будем ябедничать, и писать, где мы таких видели. В конце концов, голова у всех своя, и если кто-то не желает ее беречь, дело хозяйское…
Сначала о хорошем. Ехали мы по трассе, и радовались. Вроде как ремонт дороги есть, а вроде как и нет. Особых пробок тоже. Потому что строители как чего где нароют, так сразу асфальтом припечатают. Конечно, асфальт тот недолго пролежит, но зато свою миссию выполнит: сбережет нервы и бензин автомобилистов. Между прочим, строители утверждают, что налогов подобной практики — постройки дорог без прекращения движения, в России не наблюдается. А вот интересно, почему подобную же технологию нельзя при ремонте городских улиц применять? А то вон, начали с Алеутской во Владивостоке шкуру сдирать, и город на две недели стал колом. И еще обнадеживает, что на федеральной трассе работают рабочие славянской национальности. Увы, качество узбекского ремонта улиц Владивостока пробило большую брешь в дружбе народов…
Первую глобальную строительную «движуху» нашли мы в районе известного комплекса русских бань. Там, наперерез федеральной трассе, пройдет дорога от поселка Новый на Патрокл. Под этот глобальный проект много чего сносить будут, в основном — расположенные в престижном районе коттеджи. Говорят, здесь сотка земли в районе десяти тысяч долларов тянет. А сколько стоят возведенные здесь капитальные строения? Известно, бедные люди в этом районе, да за железными заборами, не живут. И если можно было плюнуть и растереть, скажем, на жителей того же Фуникулера, у которых в массе своей не оценивали ни бани, ни гаражи, ни те же заборы, ни прочие придомовые строения, то, полагаем, здешние обитатели, мягко говоря, будут активно возражать против подобного подхода. Потому как, сдается нам, у местного народа придомовые пристройки потянут не на один десяток тысяч долларов.
Любопытно, во сколько саммиту АТЭС выльется глобальное переселение здешних зажиточных собственников? — А вас будут сносить? — поинтересовались мы у девушек- работниц банного комплекса.
— А мы думали, может, вы нам скажете! — ответили веселые банщицы. — Пока молчат, не говорят ни да, ни нет. А народу местному уже с зимы предупреждения разослали…
Следующий пункт назначения — стела Владивостока. С недавних пор символ города, моряк — тихоокеанец, оделся в строительные леса. Рядом, на земле, стоят бидоны с краской, а на самом моряке висит рыжий симпатяга Серега, монтажник – высотник. Идет реконструкция памятника. Рядом со стелой раскинулось громадное поле, наверное, больше футбольного. Здесь будут делать глобальную развязку, на фоне которой, как обещают строители, первоначальная трасса просто потеряется. Объем работ, судя по виду, здесь глобальный. А вот чтобы народа много работало, сказать нельзя. Может, так оно и положено, по технологиям...— Когда дорогу сдадите? — попытались мы выяснить у начальника строительного участка.
Но человек-кремень, сибиряк, как потом выяснилось, стойко хранил свою рабочую тайну. Потребовал показать документы, и рассказать, кто нас на стройку прислал. А потом пообещал сдать охране объекта. В общем, пришлось отступить, во избежание конфликта территорий.
Гораздо более гостеприимными по отношению к журналистам оказались строители надземного перехода в районе Подгороденки. Может, потому что рабочие все из Примавтодора, то есть наши ребята, приморские. Рассказывают, что живут на стройке хорошо. Условия отличные, грех жаловаться.
— А что у вас сегодня на завтрак было? — задали мы конкретный вопрос строителям.
— Да много чего, — наперебой начали перечислять ребята. – Сыр, колбаса, масло, яйца, манная каша, суп харчо. А на обед- два вида салата, борщ, суп сайровый, каша гречневая либо с подливкой либо с котлетой.
— А как насчет выпивки?
— Да никак! Если человек с этим делом попадает, то автоматически с работы вылетает.
Дураков нет, такой зарплаты лишаться!..В самом деле, в районах края о таких деньгах, которые получают автодоровцы, можно разве что мечтать. Как нам рассказали строители, минимальный заработок – тыща в день, это без кормежки. Бывает, доходит до двух, а то и двух с половиной. Работа вахтенным методом, с 8 утра до 8 вечера. Вечером отдых простой — кто в душ, кто в баню. Помылся, постирался, посмотрел телевизор, тут и спать пора. Подъем в шесть, сильно не разгуляешься…
— Переходов, подобных нашему, на трассе будет выстроено порядка 18 штук, — рассказал Олег Волохатюк, бригадир. – Один переход строится два-три месяца, наш мы в скором времени сдаем. Несущая балка перехода рассчитана на 18 лет, то есть такое время она должна простоять без капремонта…— А когда объект сдаете, шампанское о несущую балку разбиваете:- поинтересовались мы дорожными традициями.
— Да нет, мы же не на море! — засмеялся бригадир. — А вы знаете, что у нас все переходы по дороге разного цвета будут? Вот этот, к примеру, синий. Еще зеленые будут, желтые. В общем, всех цветов радуги!..
Едем дальше. Пытаемся до Дефриза добраться. Сильно хочется посмотреть на то самое место, откуда пойдет мост на ножках через залив. Тем более, что уже страхов по этому поводу написали достаточно. Мол, вместо обещанных свай делают в море насыпь, и поэтому залив скоро тиной порастет, а вместо рыбы там лягушки квакать начнут. В общем, повернули мы у Тавричанки и поехали прямо к синему морю…Как выяснилось, это мы погорячились налево свернуть! Потому как дороги на Дефриз больше нет, остались от нее рожки да ножки. Большегрузная техника сделал свое черное дело- «седанам» на том пути хана. Впрочем, что там машины… Людей жалко. Жители местного поселка в ближайшем будущем не только окончательно добьют свои «тачки» на здешней дороге, но и без крыши над головой останутся. Как, к примеру, пенсионер Виктор Михайлович Коваленко. Колоритного дедушку мы прямо на дороге нашли, с лопатой в руке.
— Был бы у меня автомат, пошел бы, поубивал бы всех строителей! — не задумываясь о последствиях, сказал нам бесхитростный Виктор Михайлович. — Говорят, собирай вещи, и уходи из дома. А куда?.. Ничего не понимаю. Я тут с 1955 года живу, всю жизнь прожил, детей вырастил, а теперь куда деваться? Все наши дома сносят, по Морской улице. Что хотят, то и творят…— Оценку дома делали?
— Все делали. Только какая цена, не знаю. Вчера был в Сбербанке, говоря, никаких перечислений нет...Буду с моря погоду ждать. Если зима, значит, хвост в воду и замерзать. А куда сейчас пойдешь!.. Кто тебе, чем поможет?Вот таких стариков жальче всего. Куда им там разбираться в юридических тонкостях, хотя бы пытаться отстоять свои права… Все таки это очень не по — людски: жил себе дедушка у синего моря, ловил рыбку, никого не трогал, и думал, что так будет всегда. А потом пришло родное государство, и послало дедушку на… Далеко, в общем. И куда ему сейчас идти, в самом деле? Вот снесут его дом, да разве купит он себе такой же, тем более, на «золотых» прибрежных участках? Благо, если бомжом не станет…Вместе с местными жителями попали под раздачу и владельцы роскошных капитальных коттеджей. Вот уж, поистине, живя в России, последнее дело загадывать, что с тобой будет завтра. Построили люди домики, вдали от дороги, у кромки берега — казалось, вот оно, тихое приморское счастье. Так ведь нет, трах-бах-саммит…И ищи теперь правды у государства! Кто найдет — тому приз…
А до крайней точки стройки мы все же доехали. Там тоже сибиряки работают. Нравится им: вид вокруг изумительный, воздух — просоленный, а главное – ничего подобного в жизни никто не строил! — Никакого ущерба бухте не будет, — заверили нас. — Вся эта насыпь, которую вы сейчас видите, потом уберется. Мост будет строго по проекту, на сваях…Назад решили ехать новой дорогой, которая на первый взгляд выглядела довольно привлекательно. Во всякой случае, не была раздолбана до такой степени, как старая. Однако путь наш был недолог. Ибо дорога уперлась прямиком в дом. Его пока не снесли, но стоять ему осталось недолго…
Лада Глыбина, специально для
VestiRegion.ru
ФОТО
Комментарии