За что боролись?
На модерации
Отложенный
За что боролись?
Пока заявления руководства центрально-азиатских
государств и ранее сделанные перспективные оценки
запасов энергоресурсов поддерживают на высоком уровне
интерес к Центральной Азии со стороны многих стран.
Мировые державы даже вступили в борьбу за утверждение своего влияния на трубопроводную архитектуру Центральной Азии практически сразу после развала Советского Союза. Задача преодоления зависимости от одного маршрута поставки энергоресурсов на мировые рынки для них стала иметь очень большое значение.
Основные экспортеры центрально-азиатских энергоресурсов с каждым годом все более уверенно заявляют, что диверсификация каналов транспортировки является одним из приоритетных направлений стратегии энергетической безопасности. Так, нефтеносная страна Казахстан дала понять, что «придерживается стратегии диверсификации экспортных энергетических маршрутов». Туркменистан как газовый лидер региона также считает целесообразным двигаться в сторону многовекторности своих газовых потоков.
Вместе с тем, отсутствие в регионе развитой трубопроводной инфраструктуры, благодаря которой можно было транспортировать энергоресурсы в различных направлениях, вынуждает энергопроизводителей постоянно идти навстречу потребителям, предлагающих разного рода проекты.Расположение Центральной Азии на стыке быстроразвивающихся стран и регионов позволяет ей создать маршруты транспортировки углеводородного сырья во всех четырех географических направлениях: восточном, западном, северном и южном. Но!
«Средняя Азия – Центр» (САЦ) является крупнейшей газотранспортной системой, которая была построена в конце 60-х годов!!! прошлого века.
Можно сказать, что трубопроводная архитектура в центрально-азиатском регионе до конца не сформировалась, но уже давно идет борьба за её переформатирование. Страны Центральной Азии, активно используя противоречия между основными внешними игроками региона, стремятся развивать максимально возможное количество маршрутов доставки энергоресурсов.
Но сегоднядаже самые оптимистичные прогнозы роста добычи газа в Туркмении, Узбекистане, Казахстане не покрывают объема необходимого экспорта. Очевидно, что центрально-азиатский регион в будущем не способен одновременно поставлять газ всем желающим по той простой причине, что внутреннее потребление достаточно велико и на долю экспорта остается малая толика. При этом странам региона необходимо строить бизнес и развивать внешнеэкономические связи.
А если данные о запасах месторождений в странах Центральной Азии не подтвердятся, то проявления заинтересованности в доступе к энергетическим ресурсам этих стран значительно уменьшатся, вследствие чего страны региона вообще потеряют возможность участвовать в геополитической игре.
Комментарии