Эксперт: Остановить белорусизацию уже будет сложно
На модерации
Отложенный
Кто поверил в тренд белорусскости и дал ей толчок?
Тренд на белорусизацию в обществе и бизнесе начался в 2010 году, а после событий в Украине в 2014 году он стал усиливаться, считает эксперт по культуре Либерального клуба Вадим Можейко.
Государство в росте популярности белорусского языка, по мнению эксперта, в лучшем случае стоит на третьем месте после гражданского общества и бизнес-инициатив. Хотя оно в последние несколько лет активнее поддерживает процесс или хотя бы не мешает белорусскоязычным проектам.
− У гэтым моц і слабасць беларусізацыі. Слабасць, бо няма крокаў, якіх чакае частка грамадства. Але тое, што трэнд беларусізацыі распачаты не дзяржавай, азначае, што не ёй ён будзе і скончаны, − такое мнение высказалВадим Можейко во время Острогорского форума.
В определенных кругах общества использование белорусского языка стало модой или даже трендом. Но до широкого использования белорусскому языку еще далеко, отмечает эксперт. Сначала предстоит пройти стандартные психологические стадии неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и, наконец, принятие.
Белорусы уже поделились на группы, проживающие разные стадии принятия белорусизации.
— Еще пару лет назад можно было полностью смело, не боясь ошибиться, отрицать рост популярности белорусского языка. Это и было бы чистой воды «отрицание», которое до сих пор теплится у большой части общества, — сказал Вадим Можейко. — При этом за последние семь лет количество белорусскоязычных брендов увеличилось больше чем в полтора раза. А белорусскоязычной рекламы, которая принимала участие в фестивале «AdNak!», − больше чем в 3 раза.
«Гнев» хорошо виден среди людей, которые не доверяют государству и не воспринимают его инициативы.
Часть белорусов уверены, что о настоящей белорусизации можно будет говорить только тогда, когда в каждом районе появится белорусскоязычная школа или все чиновник начнут говорить на родном языке. Они проходят стадию «торга».
— Как только государственные органы подхватили тренд на вышиванки и использование белорусского языка в некоторых проектах, гражданское общество возмутилось, испугавшись, что власти перехватят инициативу и повернут процесс в неправильную сторону. Этот этап можно назвать «депрессией», — говорит Вадим Можейко.
Первым на мягкую белорусизацию поставил бизнес
Среди тех, кто однозначно признает, что процесс белорусизации не просто начался, но в определенной мере развивается, стоит бизнес.
− Бизнес думает не о том, как относиться к белорусизации, а о том, как с ней работать. И если он видит, что белорусскоязычная коммуникация, использование языка и продвижение белорусской культуры реально работают, то принимает это и использует в своем бизнесе, − говорит Вадим Можейко.
В это время интеллектуальные элиты, десятилетиями вкладывающие силы и ресурсы в белорусскость, продолжают отрицать или опасаться признавать, что та самая мягкая белорусизация уже наступила.
Государство за трендом не успевает
Шеф-редактор газеты «Наша нива» Андрей Дынько считает, что говорить о масштабной белорусизации еще рано.
− Колькасць беларускамоўных школьнікаў з 1995 па 2006 год скарацілася да 22%. А потым яшчэ больш, то бок толькі 10% беларускамоўных школьнікаў пачнуць новы навучальны год, − рассказывает Андрей Дынько.
Но и белорусскоязычные школы остаются таковыми только на бумаге, считает шеф-редактор. Преподавателей, способных учить детей на белорусском языке, не хватает, и их профессионализм вызывает вопросы.
Экспертотмечает, что в личных беседах чиновники не раз высказывались о том, что хотели бы делать какие-то шаги для углубления белорусскости, но опасаются реакции Москвы. Вот почему ожидать грамотной последовательной культурной политики в ближайшие годы не приходится.
Поддержка государства важна, потому что оно обладает более эффективными инструментами популяризации языка. Но то, что государство не играет первую скрипку в вопросе популяризации белорусского языка, пока сказывается положительно на влиянии тренда в определенных кругах.
− Те же вопросы преподавания в школах, когда инициатива обучения детей на белорусском языке исходит от родителей, а в старшей школе — от самих детей, наоборот хорошо и обеспечивает стабильный спрос, − отмечает Вадим Можейко.
Если бы инициатива исходила от госструктур, белорусскость могла бы восприниматься как навязывание и вызывать отторжение.
Так как инициатива лежит на плечах гражданского общества, остановить белорусизацию уже будет сложно, считает эксперт.
----------------
М.П. Словил себя на мысли, что я в языковом вопросе как Алексиевич. Живу на русском.
Но, как и она, понимаю, что нужна "агрессия" матчынай мовы. И если эксперты считают, что эта агрессия началась, то и прекрасно.
Привет поцреотам
Комментарии
На беларускай мове пiшуць беларус.
А на русской - белорус
Комментарий удален модератором
Может оставим этот спор попам с ксендзами, как более учёным людям?
Бизнес же уверенно учится ботать и китайскому.
"Учёный кот, устав от РАН, ушёл, иль услан прямо в БАН (Академия Наук РБ)".
Думаю, что ждать осталось не так уж и долго.
Так что, Миколай, будем посмотреть, как говорят в Одессе.
Так что, их дети теперь будут учить, какой язык используется в Беларуси? Своих батьков не научили, других сможете?