Римское право: строение без фундамента

На модерации Отложенный

Восхищают  древние  греки.  Они  нафантазировали  геометрию  с  бесконечно  длящимся  и  бесконечно  дробимым  пространством,  состоящим  из  точек,  не  имеющих  размера.  Точки  выстаиваются  в  прямые  линии,  плоскости,  фигуры  и  подчиняются  аксиомам.  Аксиомы  –  очевидные  правила  без  исключений.  Например:  через  две  точки  можно  провести  лишь  одну  прямую.  И  это  правило  годится  для  всех  точек,  где  бы  мы  их  ни  вообразили:  в  России,  в  Африке  или  в  межзвёздном  пространстве.  Из  аксиом  можно  доказать  бесчисленное  множество  других,  как  правило,  менее  очевидных  правил.  Например,  если  через  две  точки  проведены  две  линии,  то,  по  крайней  мере,  одна  из  них  –  не  прямая.


Когда-то  геометрия  была  конечным  набором  разрозненных  и  несвязанных  рецептов  измерения  земли.  Аксиоматика  превратила  эти  рецепты  в  частные  случаи  чего-то  неизмеримо  более  общего.  Фантазия  древних  греков  оказалась  столь  прекрасным  ориентиром  в  нашем  реальном  мире,  что  мы  уже  не  мыслим  жизни  без  неё.


А  вот  римское  право  так  и  не  дотянулось  до  аксиом.  Принципы  есть,  но  к  ним  нельзя  относиться  всерьёз,  потому  что  «lex  specialis  derogat  generali  (специальный  закон  отменяет  (вытесняет)  общий  закон)» –  это  чёрт  знает  что,  а  не  аксиома  и  не  принцип.  Поэтому  все  красивые  заверения  общих  законов,  например  конституции,  о  свободе,  равенстве  и  огромных  правах  каждого  ничего  не  значат.  Специальные  законы  найдут  массу  причин,  по  которым  тебя  можно  посадить,  сравнять  с  дерьмом  и  лишить  элементарных  прав,  в  которых,  как  безответственно  утверждают  конституции  разных  стран,  мы  все  равны.


Армейский  анекдот:  полковник  на  тактике  рассказывает  курсантам,  что  снаряд  летит  над  землёй  по  параболе.  Любознательный  курсант  спрашивает:  «А  над  морем?».  Полковник  отвечает,  что  это  вопрос  по  морской  тактике,  а  мы  занимаемся  сухопутной.


Фанаты  римского  права,  которые  всерьёз  относятся  к  принципу  «lex  specialis  derogat  generali»,  напоминают  мне  полковника  из  анекдота.


Когда  специальный  закон  отменяет  общий  закон,  то  общий  закон  перестаёт  быть  законом.  Он  становится  провокацией,  которая  позволяет  преследовать  людей,  принявших  эту  провокацию  за  закон.


Пока  мы  не  поставим  право  на  аксиоматические  рельсы,  когда  аксиомы  –  это  принципы,  которые  запрещено  нарушать  при  любых  условиях,  мы  обречены  жить  по  анекдотическим  законам,  при  которых  к  власти  приходят  преступники.


Право  –  это  соблюдение  прав,  а  права  –  это  разграниченные  между  людьми  дефицитные  ресурсы.  Только  из  такого  понимания  можно  получить  настоящее  право,  а  не  тот  анекдот,  типа  Всеобщей  декларации  прав  человека,  который  мы  принимаем  за  право.