Из «страны восходящей картошки» хотят сделать IT-державу

На модерации Отложенный

В Белоруссии затеяли реформу, собираясь заместить традиционные отрасли современной «экономикой знаний».

Последние несколько месяцев высшее руководство Белоруссии демонстрирует необычное поведение. У всех на глазах оно формирует принципиально новый вектор экономического развития страны — высокотехнологический. При этом и от прежнего вектора («разовьем все советское, что сохранили») — никто не отказывается. Судя по всему, уже в скором будущем Белоруссии предстоит пережить столкновение этих двух парадигм. Что, впрочем, — не самый худший вариант.

По сути, с начала нынешнего года в окружении Александра Лукашенко сформировалось две группировки чиновников экономического блока. Первая представлена правительством (премьер-министр и вице-премьеры, ключевые министры), а также руководством верхней и нижней палат парламента. Это они продолжают разрабатывать «планы развития» до 2020, 2030 и прочих годов, делать ставку на машиностроение, АПК и размытые «интеграционные проекты» с Россией.

Вторая группировка сформировалась из молодых чиновников администрации президента. Они делают ставку на развитие Белоруссии как «IТ-страны» — это не условное обозначение, а название конкретного проекта. Развитие планируется по двум направлениям. Первое —  превратить страну в идеальное место для базирования IТ-компаний. (Сегодня в Европе таким местом считается Ирландия.) Как рассчитывают авторы концепции, предложенные ими меры приведут к тому, что через несколько лет в Белоруссии откроются офисы и центры разработки (R&D) Microsoft, Oracle, Facebook и других корпораций. Благодаря чему общая выручка от экспорта IТ-услуг будет исчисляться десятками миллиардов долларов.

Второе направление — интеграция высоких технологий в промышленность и агропром Белоруссии. Но речь тут идет не о том, чтобы каждой корове в ухо вшить микрочип, а каждый трактор снабдить GPS-системой. Авторы новой концепции хотят перенести в традиционные секторы народного хозяйства современные технологии управления и ведения бизнеса, уже отработанные успешными белорусскими IТ-компаниями. Хотя, конечно, для этого из промышленности и АПК придется убрать целое поколение «красных директоров», привыкших к планово-командной экономике и неспособных (в большинстве своем) мыслить по-новому.

Расширить один парк на всю страну

С недавних пор среди западных журналистов повелась мода называть Белоруссию восточноевропейским лидером высоких технологий. Так в феврале Financial Times опубликовала репортаж из минского Парка высоких технологий под красноречивым названием «Белорусская технологическая мечта» с подзаголовком «Бывшая советская глухомань пытается изобрести себя как инновационный центр».

В самом деле, белорусский Парк высоких технологий (ПВТ) оказался уникальным проектом — в том, плане, что он стал единственным удачным примером государственно-частного партнерства в стране. ПВТ был создан в 2005 году специальным указом Лукашенко. Белорусские власти декларировали желание создать центр развития высокотехнологичной, ориентированной на экспорт продукции. Хотя в реальности Парк стал «заповедником» для фирм, занимающихся офшорным программированием (то есть разработкой ПО для зарубежных заказчиков.) С 2006 года компании, работающие в IT-индустрии, могут зарегистрироваться в качестве резидентов ПВТ для получения целого ряда особых налоговых льгот.

Резиденты Парка освобождаются от уплаты большинства налогов, сборов и иных обязательных платежей, налога на прибыль и НДС по оборотам от реализации высокотехнологической продукции. Предусмотрены преференции при уплате подоходного налога; кроме того, резиденты Парка могут уплачивать обязательные страховые взносы в уменьшенном размере.

Это был удачный ход в том смысле, что позволил сразу прекратить массовый до этого отъезд талантливых белорусских IT-специалистов за рубеж. Особые условия хозяйствования позволяют резидентам ПВТ предлагать своим сотрудникам зарплаты в 7-10 раз более высокие, чем в среднем по стране. Причем привязанные к доллару США.

Как результат, «айтишники» в Белоруссии быстро стали привилегированной кастой. Сегодня «стать программистом» — мечта большинства белорусских детей. На сегодняшний день под эгидой ПВТ работают 164 компании и 30 тыс. инженеров-программистов. Общая прибыль белорусской «Силиконовой долины» за прошлый год приблизилась к миллиарду долларов.

С другой стороны, в последние годы стал очевиден перекос: белорусские IT-компании отдают предпочтение сервисной модели (программирование под заказ) вместо продуктовой (создание собственных завершенных продуктов). При этом если собственный успешный продукт и создается, то его авторы быстренько либо продают его стратегическому инвестору из-за рубежа, либо сами меняют белорусскую юрисдикцию на какую-либо более безопасную (США, Кипр, Литва, Польша).

Еще одно совпадение — большинство успешных белорусских IT-проектов создавались за пределами ПВТ. Это мессенджер Viber (продан японскому инвестору), компьютерная игра World of Tanks (штаб-квартира на Кипре), приложение Masquerade (продано компании Facebook), сервисы Maps.me (продан российской Mail.ru Group) и Panda doc (развивается как американская компания). Во всех перечисленных примерах проект изначально создавался белорусами — но добившись успеха создатели эмигрировали (или переносили штаб-квартиры за рубеж), а в Белоруссии оставались только центры разработки и поддержки пользователей — то есть офисы с командами программистов.



«Теперь, через 12 лет после создания Парка высоких технологий, белорусское руководство хочет „масштабировать“ его до размера всей страны. Или, иначе говоря, заместить традиционную экономику — экономикой нового уклада, тем, что за рубежом называют „экономикой знаний“, — комментирует происходящее „Росбалту“ белорусский экономист Андрей Аксенов. — Официальное объяснение этому — то, что у Белоруссии нет значительных природных, сырьевых ресурсов (кроме калийной соли), как у России или арабских стран. Реальная же причина — глубокая убыточность традиционных отраслей — сельского хозяйства, машиностроения и легкой промышленности. Реально бюджет сегодня держится на трех источниках прибыли: экспорте калийных солей, экспорте продуктов питания (в Россию) и экспорте продуктов переработки российской беспошлинной нефти (в Европу)».

Суть IT-реформы

По данным исследования агентства Ernst&Young, Белоруссия уже сейчас считается очень привлекательной страной для IТ-компаний на Востоке Европы. Стоимость разработчика в Белоруссии, по данным EY, составляет $2652 месяц — это больше, чем в России, Литве, Латвии и Польше. При этом сумма расходов нанимателя на выплату зарплаты — всего $140 при зарплате в $2000. Это значительно ниже, чем в Европе и даже Украине. Как результат, среднемесячная зарплата в компаниях-резидентах Парка высоких технологий постоянно растет. В 2012 году она прибавила в долларовом выражении 17%, в 2014 — 14%, а с 2015 года плавно прирастает на 5% ежегодно.

Уже сейчас Белоруссия находится на третьем месте в Восточной Европе по совокупному среднегодовому темпу роста экспорта компьютерных услуг — 133% против 129% у Польши. Показатель экспорта IТ-услуг на душу населения в Беларуси — $86,2. Выше, чем в России ($17), хотя ниже, чем в Латвии ($122,4). Однако даже такие успехи теперь не удовлетворяют белорусское руководство. В середине марта лишился своей должности основатель и бессменный глава администрации Парка высоких технологий Валерий Цепкало. Его место занял молодой президентский протеже — Всеволод Янчевский, который до этого был помощником президента и руководил главным идеологическим управлением Администрации.

Возглавив ПВТ, Всеволод Янчевский стразу заявил, что Белоруссия действительно движется к тому, чтобы стать «IT-страной»: «У нас для этого есть все предпосылки — очень много талантливых людей, в нашей стране рождаются замечательные идеи. И, я абсолютно уверен, здесь будет действительно прорыв. Я уверен в том, что Беларусь будет региональным лидером, лидером в Восточной Европе. Мы увидим это в самое ближайшее время». По его словам, достижения Белоруссии в IT-сфере уже широко известны за рубежом, а теперь созрел момент для выхода сферы высоких технологий на новый этап.

И уже 21 апреля, выступая с ежегодным посланием парламенту и белорусскому народу, Александр Лукашенко сказал, что поручил разработать документ, который позволит привлечь в Белоруссию ведущие IT-компании со всего мира. А базой для роста станет ПВТ.

«Искусственный интеллект, беспилотные автомобили, цифровые валюты… Перечислять можно долго. Наша задача — предоставить такие условия, чтобы мировые лидеры в этих сферах открывали в Беларуси свои представительства, центры разработок и создавали востребованный в мире продукт с высокой добавленной стоимостью, — сказал Лукашенко. — Сейчас собираются любые идеи, которые позволят убрать препятствия на пути развития IT-сферы. Жду масштабного нормативно-правового акта, который определит лучшие условия для работы в Беларуси компаний со всего мира».

По словам информированных источников в президентском окружении, пока новый нормативный акт только разрабатывается. Но уже точно известно, что его основной целью станет создание уникальных преференций для крупных западных компаний. Официальный Минск рассчитывает привлечь от них инвестиции в создание в стране современных производств. А вот какой будет судьба собственных белорусских IT-компаний, пока не так понятно. Сейчас они процветают, но при любой удобной возможности переводят свои активы и финансовые потоки за рубеж. Например, знаменитая Wargaming (создатель World of Tanks) для этого даже купила банк на Кипре.

«Американцы, корейцы и японцы управляют всеми технологиями. На аутсорсе работают гениальные ребята в Беларуси. Они за копейки производят продукт, его забирают, и Америка с крупными западными странами продает его по всему миру. Мы же говорим о том, чтобы производить продукт в Беларуси. Чтобы Беларусь стала одним из мировых центров в IТ, и это можно сделать. Нужны только изменения в законодательстве. Компании будут производить продукт, который принесет стране сотни миллионов долларов, а Беларусь станет IТ-страной», — цитирует ресурс Digital.Report российского олигарха Михаила Гуцериева, имеющего в Белоруссии обширные коммерческие интересы.

Интересно, что сейчас проект «IT-страна» подается как интеллектуальный продукт государства — в лице того же Янчевского и других приближенных к президенту чиновников. Но в реальности проект экономической реформы под названием «IT-страна» был разработан и опубликован еще в 2010—2011 годах группой независимых экспертов под руководством крупного IT-бизнесмена — гендиректора компании «Белхард» Игоря Мамоненко. Однако в Белоруссии, где президент публично именует бизнесменов «жуликами» и «вшивыми блохами», не принято признавать подобные вещи.

Денис Лавникевич, Минск