Чем новые антироссийские санкции США отличаются от прежних?

На модерации Отложенный

Сегодня российские СМИ и политикум ликуют по поводу того, что Палата представителей Конгресса США отложила голосование по новым антироссийским санкциям. Но это лишь непродолжительная отсрочка перед апокалипсисом.

Новый санкционный механизм, разработанный в Сенате США, принципиально отличается от карательных мер против России, принятых при прежнем президенте США Бараке Обаме, отмечает Алексей Кущ в статье в интернет-издании «Деловая столица». В отличие от обамовских разрозненных указов сенаторами под руководством республиканца Митча Макконнелла разработан механизм, учитывающий «всю тяжесть содеянного». Теперь станет невозможной постепенная отмена санкций – только в полном объеме при выполнении Россией всех своих международных обязательств. То есть нельзя будет частично снять санкции за выполнение Минских соглашений без возвращения Крыма Украине.

Важным моментом является передача полномочий по отмене санкций от президента Сенату: «Таким образом, «любить по-русски» у Дональда Трампа уже не получится».

В новом санкционном механизме заметно возросло количество «ингредиентов»: кроме нефтянки и оборонки, теперь под санкции могут попасть газо- и горнодобывающие отрасли, энергетика, металлургия, транспорт. Вдвое (с 30 до 14 дней) может быть урезан срок привлечения банками РФ внешнего финансирования. Возможны также ограничения на государственные евробонды и облигациифедерального займа РФ. Разрешены ограничения и на инвестиции в газо- и нефтетранспортную инфраструктуру (то есть все, что связано с трубопроводами). А еще министру финансов США дается право самостоятельно налагать санкции на юридические и физические лица РФ (например, при подозрении их в пособничестве международному терроризму).

Санкции официальные и еще более страшные неофициальные.

Есть официальные санкции, которые многие и часто критикуют за их скромную эффективность.

Но есть и неофициальные санкции, которые намного страшнее официальных. Например, снижение мировых цен на углеводороды. Или захват традиционных (или желанных) российских рынков сбыта – как это происходит с Китаем, который уже потерял интерес к газпромовской «Силе Сибири», переключившийся на более выгодное предложение Америки – сжиженный природный газ.+

Но есть еще и третий тип санкций – самоцензура инвесторов. Потенциальные инвесторы теперь должны учитывать возможность введения новых санкций против России и закладывать подобные риски в свои бизнес-проекты. Пример: за год – с 2013 по 2014 гг. – иностранные инвестиции в российскую экономику сократились на 70 процентов. Нужно ли напоминать, после каких событий это случилось?

Санкционная политика США – это настоящая гибридная война в сфере финансов. Как только экономика РФ в какой-то мере приспособилась к низким ценам на нефть и газ, Америка находит новые цели для своих ударов. Например, вытеснить Россию с китайских рынков, ограничить финансовые возможности ключевых отраслей экономики и т.д. – в будущем потенциально вплоть до отключения финансового рынка РФ от системы международных платежей SWIFT. Сопротивляясь, Россия вынуждена будет распечатывать резервы Центробанка РФ и Фонда нацблагосостояния, обрушивать национальную валюту, что приведет к перманентной стагнации российской экономики.

Как долго сможет Россия выстоять в такой гибридной финансовой войне? Максимум до 2019-2020 гг. Отсчет пошел.