Виктор Орбан: "Мы просим немецких политиков, чтобы нас оставили в покое"

На модерации Отложенный

«ЕС в составе Германии и Люксембурга, пожалуй, имел бы свой шарм»

Спор между Европейской комиссией (ЕК), начавшей расследование в отношении трёх центрально-европейских стран (Польша, Чехия, Венгрия), которые отказались принимать мигрантов по установленной Брюсселем квоте, принимает новый оборот. 

«Мы просим немецких политиков, чтобы нас оставили в покое», – заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в ответ на критику трёх «диссидентов», с которой выступили оба главных претендента на пост канцлера Германии – Ангела Меркель и Мартин Шульц. Меркель не видит повода противодействовать расследованию Европейской комиссии, а Шульц вообще исключает отступление Брюсселя от своих требований. 

Между тем венгерский лидер расставил точки над i: выкручивая руки восточноевропейским ослушникам под прикрытием положений Лиссабонского договора, Еврокомиссия работает в интересах правящей в Германии двухпартийной коалиции (ХДС/ХСС и СДПГ). В связи с приближением сентябрьских выборов в бундестаг обеим партиям хочется продемонстрировать избирателям, что воля немцев (в данном случае – в вопросе о квотах по распределению беженцев по странам - членам ЕС) должна быть в Евросоюзе законом для всех. По последним данным ЕК, из 160 тыс. мигрантов, прибывших в Италию и Грецию в 2015-2016 гг., в другие страны Евросоюза были отправлены по квотам только 20 896 человек. 

Расследование ЕК начато против тех стран, которые, в отличие от Великобритании, не готовы решительно хлопнуть дверью, не соглашаясь с давлением Брюсселя и Берлина. Хотя желание «хлопнуть дверью» уже появилось. Об этом можно судить по яркому заявлению бывшего президента Чехии Вацлава Клауса, который призвал сограждан подготовиться к выходу из Евросоюза в ответ на попытку Брюсселя «наказать, оштрафовать и принудить нас к повиновению… ˂Выход из ЕС˃ – единственный путь сохранить унаследованное нами чешское государство и спасти его для будущих поколений». И Вацлав Клаус у себя в стране не одинок. Действующий президент Чехии Милош Земан считает распределение мигрантов по квотам признаком утраты странами - членами ЕС государственного суверенитета (называется, спохватились чехи). 

В Польше давление ЕК называют шантажом, но угрозу выхода из Евросоюза не формулируют. Глава польского МИД Витольд Ващиковский убеждает сограждан, будто ЕС «не имеет права» связывать вопрос о приёме мигрантов с предоставлением Польше субсидий. На самом деле ещё как имеет! А у Польши, между прочим, не самая сильная зависимость от субсидий ЕС: у стран Прибалтики и Болгарии она посильнее, но там защитников национального суверенитета пока не видно. «У Венгрии есть экономика, а у нас только субсидии», – комментирует высказывания Орбана читатель болгарского издания «Факты». 

Опосредованное через Брюссель давление Берлина на более слабых партнёров по Евросоюзу является одновременно и давлением на немецкого избирателя.

Так, например, евробюрократия выбивает почву из-под ног партии «Альтернатива для Германии», занимающей крайне жёсткую позицию в вопросах миграции. Поэтому Виктор Орбан и предложил Берлину «не вмешивать» Венгрию «в немецкую предвыборную борьбу». 

«Не могу припомнить, – добавил венгерский премьер, – чтобы мы, венгры, когда-нибудь говорили немцам, что им следует делать. Мы всегда высказывали по отношению к ним уважение». Кстати, немецкие политики такого сказать не могут: в конце Второй мировой войны гитлеровская верхушка обошлась с адмиралом Миклошем Хорти без церемоний. Стоило ему объявить о перемирии с Советским Союзом, как его сын бы похищен известным диверсантом Отто Скорцени, после чего Хорти вместе с семьей до окончания войны провёл в Германии под арестом, а Венгрия осталась верной союзницей Гитлера до конца.

Резкие высказывания венгерского премьера вызвали лавину комментариев на онлайн-форумах ведущих немецких СМИ. Комментарии весьма интересны, ибо это голос электората. «Господин Шульц, так нельзя приобрести друзей и выиграть выборы. Не каждый гражданин ЕС хочет перейти в ислам», – предостерегает лидера немецких социал-демократов один из избирателей. 

Или вот ещё: «Орбан не нуждается ни в едином слове поучений от Меркель».

«Венгрии не стоит напрягаться. Лучше просто принять мигрантов и спокойно подождать, сколько из них через месяц ещё останутся в стране», – советует другой немецкий читатель. Приём «не напрягаться», кстати, хорошо работает в Прибалтике, но Чехия, Польша, Венгрия, тем более Австрия – страны побогаче, чем бывшие лимитрофы, и, скорее всего, значительная часть мигрантов пожелает здесь осесть. Особенно если ЕС будет жёстко регламентировать правила пребывания и полагающийся беженцам социальный пакет. 

«Думаю, Франция принимает так же мало беженцев, как и страны восточного блока. Поэтому Германия в одностороннем порядке форсирует так называемое расследование, чтобы принудить к какой-то европейской солидарности, – делится своими соображениями ещё один участник интернет-форума. – Германии стоит последить, чтобы она не осталась в одиночестве, угрожая выкинуть из ЕС всех, кто не танцует под её дудку. Правда, ЕС в составе Германии и Люксембурга, пожалуй, имел бы свой шарм». 

Ну и совсем «неполиткорректно» по отношению к Меркель и Шульцу высказался на форуме этот немецкий читатель: «Поразительна наглость, которую позволяют себе немецкие политики по отношению к Венгрии. Орбан совершенно прав, когда требует, чтобы они оставили его в покое… Он защищает свою страну от орд нелегальных беженцев. Можно только выразить ему уважение».