Покупка автомобиля в СССР. Как это было

На модерации Отложенный

Покупка легкового автомобиля в СССР была возможна для граждан только тремя способами. Первый способ покупка автомашины за особые заслуги перед Родиной, когда за героические поступки предоставлялась возможность стать индивидуальным владельцем. Второй способ, являлся апофеозом распределительно-плановой системы и представлял собой так называемою очередь на предприятиях, когда простояв в профкоме около пяти-шести лет предоставлялось право на покупку автомашины и счастливый обладатель открытки из автомагазина мог купить новый автомобиль по государственной цене. Существовал и третий способ, когда стать владельцем автомобиля можно было, купив оный в комиссионном магазине. Первые два способа были естественно более сложны, нежели третий, однако и в последнем случае все не было так просто. Опытный читатель вспомнит еще и лотерею, но такой способ стать владельцем автомобиля был еще более фантастичным, хотя кто-то иногда выигрывал.


Итак, что же из себя представляла покупка автомобиля в комиссионном магазине в конце 60х начале 70х годов. Самым важным препятствием в покупке автомобиля было по мимо финансов пресловутая «обезличка», когда вы не могли подобрать покупателя своему автомобилю напрямую, а были обязаны сдать автомобиль на площадку комиссионного магазина. По мысли организаторов такой торговли это должно было препятствовать спекуляции. Ведь продавец уже не мог договориться с покупателем о цене, а автомобиль оценивался оценщиком по остаточной стоимости с учетом износа. Но не тут то было! Работники магазина за определенную и весьма немалую для советского человека мзду осуществляли «связь» продавца и покупателя. Весь этот процесс хорошо был показан в фильме Ивана Дыховичного «Копейка». Не буду утверждать, что все машины продавались именно так, но большинство, живых и свежих, автомобилей в городе Ленинграде продавалось, в те времена именно таким образом. Если государственная цена за новый ГАЗ-21 составляла минимум 5500 советских рублей, то на «черном рынке» автомобиль мог стоить гораздо больше. Лица, у которых водились деньги, иногда давали за новую Волгу и две и три цены нового автомобиля. Подержанные же машины никогда не теряли в цене, разница между госценой и ценой продажи была весьма значительна. Что делать, автомобили были в дефиците…
В качестве примера расскажу историю, как мой дед смог стать счастливым обладателем своей машины в 1970 году.


Итак, фронтовой друг моего деда был директором известного магазина торговавшего телевизорами в центре Ленинграда в месте знакомому каждому ленинградцу – «У пяти углов». Человеком он был довольно зажиточным, и конечно у него была Волга. Если кто то хочет еще больше проникнуться атмосферой того времени то пусть вспомнит сцену из рязановского фильма «Берегись автомобиля». Помните, в магазине у Димы Семицветова?


Так вот, этот директор решил, что в связи с болезнью жены (а она болела раком) ему пора двигаться на историческую родину, в Израиль. И ему конечно нужны были деньги. Но все не так просто! Ибо, автомашину у него полгода как угнали и уже даже нашли в солнечном городе Тбилиси! Представьте, друзья – угнали и нашли. Фантастика! И вот если бы мой дед согласился бы пригнать машину из, как говорят юристы «чужого незаконного владения», то за какие-то смешные 3000 советских рублей он продаст ее моему деду, учитывая их совместный опыт боевых действий.Характерный еврейский подход, не правда ли? Да простят меня евреи! Конечно, мой дед не спал после этой беседы ночь и на утро согласился.
Была выписана доверенность на перегон, оформлен отпуск за свой счет в марте (на работе сильно удивились), были выслушаны стенания моей бабушки и куплен билет на самолет. Так и представляю своего деда в аэропорту с чемоданчиком инструментов, пустой канистрой для бензина, поднимающегося по трапу в самолет…


Мой дед прошел две войны, финскую и отечественную, был героем обороны Гангута и Ленинграда и видимо воспринял подобное весьма прозаично. Что может быть хуже войны?
Итак, он прибыл в столицу Грузии. Он обратился в местное отделение милиции, предъявил документы и доверенность, а также документы из следственных органов о перегоне машины законному владельцу. И тут началось все самое интересное. Оказывается, что машина находится на территории частного дома у тбилисца, который купил эту угнанною Волгу. Видимо советская власть там никогда не работала и местные милиционеры не хотели совсем портить отношения с уважаемым человеком и даже после обнаружения Волги дали ему попользоваться ею, пока, суть да дело. В общем, моему деду было предложено самому без сопровождения представителей местных органов явиться под белые (скорее карие) очи нового владельца и забрать у него машину. Что мой дед и сделал. Однако, его даже на двор не пустили, а в милиции предложили разбираться самому. Дед увидел машину через дыры в заборе, пошлялся по городу до ночи, а ночью взял и угнал машину второй раз. Деточкин – отдыхает!

Далее, читатель может дорисовать себе и погоню и долгую дорогу через Кавказские горы в Ленинград. Не знаю, как все было на самом деле, ибо дед мне этого не рассказывал и этот эпизод был некой семейной тайной. Так как, «наши люди на такси в булочную не ездят» и вообще мало ли чего. Так или иначе, но спустя неделю, машина была пригнана в Ленинград. Дед потом сутки отсыпался. Затем состоялся судорожный марафон по сбору денег на покупку и оформление вожделенной Волги, с которой дед, понятно уже сроднился, как Новосельцев с конем. Далее все было уже более рутинно и спокойно. Машине моего деда был присвоен госномер 52-36 ЛЕС и она катала нас всех до конца 80х годов. Вот такая история…