А ведь русские эмигранты в Израиле так нифига и не добились

На модерации Отложенный

November 21st, 2016, 10:44 am

puerrtto

 

Гостя в Израиле, вольно и невольно погружаюсь в местные реалиии. Например, не без интереса смотрю чем живет русская улица в стране, где как пел Высоцкий, ",..на чертверть бывший наш народ". Помните мой пост про умирающий русский Сан-Франциско, который в восьмидесятых и начале девяностых бурлил и кипел от десятков тысяч эмигантов, где выступали звезды российской эстрады и народ отплясывал под песни Валерия Леонтьева и Аллы Пугачевой? Сегодня от былого не осталось практически ничего. Поколение эмигрантов восьмидесятых необратимо состарилось, а их "американизированным" детям вся эта ностальгическая романтика неинтересна. В Израиле в силу значительной численности русскоязычной общины все это продолжается в какой-то степени, но даже здесь очевиден и неизбежен закат.



Я вспоминаю Израиль начала девяностых, когда впервые здесь оказался еще маленьким ребенком. Я гуляю по тем улицам и узнаю многие лица, сильно с тех пор постаревшие и выглядящие потерявшимися в этой жизни. Просто какие-то незнакомые люди, я их никогда не знал. Даже в израильском интернет-сообществе давно спал накал страстей, когда все пытались в чем-то убеждать, доказывать как они счастливы в Израиле и какие в России все антисемиты.



Гуляя по хайфскому преимущественно русскоязычному району Адар (про него я рассказывал отдельно в статье "Большой переполох в малой России"), случайно заметил в крохотной туристической фирмёжке тетеньку в годах. Обычная эмигрантская конторка, где продают экскурсии по Израилю из серии "весь Иерусалим за 2 часа". Уставшее лицо, застывший взгляд. Там нет клиентов и уже никогда в тех количествах не будет. Эмигранты давно Израиль увидели за 20-30 лет жизни в нем, а с массовым туризмом из России подобные конторки не могут работать - не умеют, да и не тянут конкуренцию с крупными операторами. Чтобы хоть как-то заработать, там же продают непонятного свойства косметику и русские газеты. Тетенька же интересна тем, что много лет яростно меня объявляла антисемитом по всем форумам и расхваливала как она и ее семья преуспела на новой родине. Когда я шел назад, тетенька закрывала конторку. Взяла в руки тяжелые пакеты с овощами с базара (там дешевле, чем в супермаркете возле дома) и тяжело вздохнув потащила все это куда-то в переулок.

Местные эмигранты, даже в прежние "жирные" годы массового нашествия таких же мигрантов из СССР умудрялись вариться исключительно в своем котле. Загнать убитую комнатушку втридорого новоприбывшему, или впендюрить по безумной цене пылесос Кирби - вот пример успеха. Очень мало что их интересовало помимо местечковых реалий, а теперь их мирок еще более сузился, поскольку эмиграция иссякла. Кислотность повысилась, ибо вариться в собственном соку без свежей крови непросто. Грустно и смешно.

Нет, ну не все были такими, но значительная часть. Но даже в качестве инженера люди зависали на низших должностях и просидев в одном кабинете лет двадцать, выходили на пенсию. До руководящего уровня дошли единицы, имей ты хоть семь пядей во лбу.

Наткнулся тут на великолепную статью умного человека, как раз на тему того "...а пригодился ли ты там, где не родился"? Нет, я не к тому, что всем надо жить в России. И в мыслях не было. Но просто человек прямолинейно и честно развеивает мифы о "стастливой" эмигрантской жизни и сомнительных перспективах на новой родине.

Короче, читайте, это интересно -

Оригинал взят у aiven_chestnii в Операция "репатриация" или сомнительные достижения русской улицы более чем за четверть века

Совсем недавно на земле обетованной отмечали день "репатрианта". На самом деле, не знаю, кто его отмечал и что это за день такой, событие это прошло незаметно для большинства иммигрантов. Но как бы там ни было, с 1989-го года (начало "большой алии") прошло уже 27 лет.

 А еще у нас на деревне недавно случАй был: 19-ти летняя девушка местного разлива при поддержке своих брата и мамаши отвесила люлей 60-ти летней иммигрантке из бывшего СССР. Перед этим семья обидчиков облила несчастную женщину словесной грязью с выраженным расистским оттенком. Суть всей песни рассказывать не стану, желающие могут найти историю в сети (говорят гугл творит чудеса). Куда интереснее комментарии к той истории на различных ресурсах и вне интернета.

 Кто-то утверждает, что это все из зависти "местных" успехам русскоязычных иммигрантов. Кто-то спорит с ними, что успехи сомнительны, а за то время, что многие "ватики" прожили в Израиле, успели родиться и вырасти их новые начальники из коренных израильтян. Кто-то пытается примирить спорящих тем, что все мы евреи умные, талантливые и богатые, а кто-то язвительно спрашивает, почему, мол, тогда из всех богатств многие нажили в Израиле лишь старый еще не выплаченный дом на балках, потертую машину, да несколько бюджетных поездок за границу. Кого-то возмутило, что пострадавшую женщину "обозвали" русской. Ведь она, мол, еврейка, следовательно, русской быть, по его мнению, оскорбительно. Кто-то негодует по поводу выражения "кусок русской", потому что чувствует себя русским.

 Во всех этих баталиях чувствуется раскол среди наших иммигрантов, который выражается не только в драках между старой и новой алией. А раскол этот ведет к политическому бессилию русской улицы. Ведь даже при всех этих интернетных надрывах мощностью в сто мегатонн "большой" Израиль этого не замечает. До проблем русскоязычных граждан здесь вообще нет никому дела. Порой, даже нам самим. По факту, наши интересы здесь никем не представлены. Те "громкие заявления" в кнессете о пенсиях, о стеклянном потолке, о дискриминации и о многом другом слышны в основном в пресс отчетах русскоязычного сегмента средств массовой информации.

 О проблемах иммигрантов из Эфиопии слышат все. О правах арабского сектора тоже. Даже нелегалы из Африки проводят свои акции и добиваются всяческих прав. (Сейчас им отдают здание элитной школы в Тель Авиве, основанной выходцами из бывшего СССР, где в основном учились дети русскоязычных иммигрантов по высочайшим стандартам среднего образования). Деньги выделяют на религию, чтобы молились о дожде и даже на строительство экодуков для воссоединения семей животных, разделенных автострадами. Но как только речь заходит о проблемах русскоязычного сектора, то отношение примерно такое: "Они русские много о политике говорят, но реально ей не занимаются. Пусть создают Партию Политических Импотентов со слоганом: "голосуйте за ППИ". Все равно ничего не изменится. Хрен с ними и с их проблемами." В открытую, конечно так не говорят, но впечатление складывается именно такое.

 Под единым словом "русские" я собрал здесь всех русскоязычных иммигрантов. Выдумал это не я. Так нас видят коренные израильтяне, так и сами мы часто идентифицируем себя, несмотря на то, что являемся многонациональным культурным слоем. Если кому-то из русскоязычных читателей не нравится, что я условно называю его русским, то приношу свои извинения (не прошу прощения) и советую ему принять клонекс. Вообще, слишком обидчивых я убедительно прошу прекратить читать сиё на этом самом месте немедленно.
Пишу я не для того, чтобы задеть чьи-то "иммигрантские чувства". А для того, чтобы разобраться почему более чем за четверть века наша иммиграция не добилась каких-либо существенных изменений в своем загнанном статусе. Ведь чтобы лечить импотенцию, пусть и политическую, факт существования оной следует признать для начала.

1. Репатриация в Израиль - это миф.
 Многие произносят это словосочетание с придыханием, а порой и пишут заглавными буквами. Открываем любую энциклопедию и смотрим определение термина "репатриация". (Экономлю чернила, интернет вам в помощь). Прочитали? Подпадаете ли вы под это определение? Где вы родились? Может быть Израиль для вас является некой "исторической родиной"? Что это, блядь, вообще такое "историческая родина"? Наука (не имеется в виду политология) признает лишь понятие ПРАродина без "историческая". Кстати, последние генетические исследования предполагают, что прародинами ашкеназов (исходя из двух независимых исследований) были северо-восток Турции и северная Италия. И я, как человек прагматичный, склонен доверять научным взглядам, в которых много белых пятен, нежели дающим ответы на все вопросы, но голословным утверждениям. Однако, каким бы ни был вердикт ученых, сути понятия "репатриация" это не изменит. Не обманывайте себя. Называйте вещи своими именами. Переезд на ПМЖ в Израиль - это иммиграция. А иммиграция - это не возвращение домой, а строительство нового дома в новом месте.

2. Еврейские мотивы иммиграции - самообман.
 За свои 19 лет жизни в Израиле лично я встретил не так много людей, кто действительно вел еврейский образ жизни в стране исхода. Немного это столько, что хватит ровно двух пальцев, чтобы сосчитать. Немалая часть остальных иммигрантов из бывшего СССР превращалась в евреев так: постсоветским людям, потенциально подпадавшим под так называемый закон о возвращении, местные еврейские общества при поддержке сохнута рассказывали о хале, шаббатах, рош-а-шане и возили детей в летние лагеря. Все.

 Помню, как уже в Израиле одна девчонка из ульпана (языковой школы, где изучают иврит), поедая бутерброд на перемене, со слезинкой в глазу рассказывала мне, как ее семье не позволяли соблюдать еврейский образ жизни на родине. Я шутя спросил, что же ей запрещает прямо сейчас перестать жевать свой бутерброд с колбасой и сыром. (Смешение молочного и мясного является не кошерным. Кстати, для христиан команды "отставить" тоже не было). И мгновенно был проклят с хештегом "антисемит".

 Правда же заключается в том, что ни она, ни многие другие даже не ведали в какой части глобуса находится Израиль пока не узнали о своем праве на иммиграцию. А в 90-е в модных еврейских школах стран исхода дети порой так рисовали свои представления о шаббатнем столе: поросенок с яблоком во рту на фоне синагоги с крестами (почему-то даже с католическими). Поэтому мне смешно слушать, как некоторые наши рассказывают о том, что их подвигли на иммиграцию еврейские скрепы. Подобный самообман часто выливается в разобщенность на основе национализма и в неспособность постоять за себя единым культурным фронтом.

 Кстати, французские иудеи, которые с детства поддерживают еврейский образ жизни, не особо торопятся в Израиль. Экономически им выгоднее остаться на родине во Франции. И как бы наш премьер ни надрывался, зазывая их сюда, приезжают лишь немногие. А основная причина их приезда сейчас - теракты во Франции. На фоне этого, заявления многих русскоязычных о еврейских мотивах иммиграции слышатся не убедительно. На самом деле именно наша культурная прослойка является наиболее секулярной из всех существующих в Израиле.

 Наследие, что привезли мы - оно не еврейское. Нравится это кому-то или нет. Можно отрекаться от своего происхождения и выдумывать себе "более благородное", сутками заваливая свою ленту материалом на еврейскую тему - реальность от этого не измениться. Большинство из нас смеются над кошрутом, а местные праздники для подавляющего большинства русскоязычных израильтян являются лишь приятным дополнением к количеству отпускных дней. Впрочем, некоторые даже предпочтут работать в эти дни по повышенному тарифу. Но всемирный новый год для нас - это святое. Именно новый год, а не рождество, что является, скорее даже, советским наследием.

3. Сионистские мотивы иммиграции?
 Помню, как еще в 90-е один идейно подкованный охранник рассказывал мне, как ему "сионисту" всегда хотелось уехать из союза в Израиль, как он страдал от антисемитизма и недоедал мацы. Он обильно снабдил рассказ фотографиями своего прошлого. Чего я только не увидел на фото под его трогательное повествование. Говорю ему: "Слушай, вот тут тебе повязывают не тфилин, а пионерский галстук. У меня такой же был. Ой, а вот это комсомольский значок на свадебном пиджаке, у нас в школе старшики с такими ходили.

Кстати, и это вовсе не хупа, а бюст с таким родным прищуром. А это что за раввин? Карл Маркс? Классный у тебя жигуль - шестерка, ядрен батон! Чтобы на таком ездить в то время, надо было не по синагогам, а на парт собрания бегать и запад вкупе с Израилем клясть. Да и флаг на демонстрации в честь великого октября вовсе не израильский у тебя в руках. Слушай, Петрович, походу, все ты пи... Нет, короче, доверия твоим словам. Тем более, одну родину ты уже благополучно "предал". Пойдем лучше водовку пить, у меня розовое сальце из русского магазина. Кстати, тебе идет форма на этой фотке. Какой это год? 67 или 73?"

 Петрович поворчал, но выпив водочки, попустился от приступа сионизма, сублимированного из чувства вины, которое десятилетиями ему вбивали в мозг, внушая, что человек обязан любить родину и пахать ради ее блага. А затем он в сердцах поведал, что терпеть не может местных "аборигенов" и если бы не введение квот на иммиграцию в США и в Германию, то они бы всей семьей свалили туда. После того случая, всех, кто мне начинает заикаться о сионистских мотивах я спрашиваю его, что он делал в то время, когда Щаранский сидел в тюрьме.

 Может он помогал евреям приехать в Эрэц Исраэль? Денег посылал еврейской общине или спонсировал сионистское движение? На тайных переговорах добивался продажи оружия для Израиля или безвозмездно истреблял его врагов? Стоял у истоков государства, способствовал его становлению или укреплению? В чем заключается сионизм? "Я здесь живу". Арабы тоже здесь живут. Они сионисты? "Я или мои дети/внуки здесь в армии служили". Я и мои друзья тоже служили (и до сих пор на сборы бегаем по два раза в год), для интеграции в израильское общество, потому что хотели служить в боевых частях, да и особо никто не спрашивал, хотим мы или нет. Делает ли это нас сионистами? Вы своих детей спросили, планируют ли они здесь жить в отличие от друзов и бедуинов, которые тоже служат и для которых эта страна действительно является родиной? Кстати много моих знакомых еще в самом начале нулевых свалили из Израиля кто в Канаду, кто в США. Некоторые из них тоже считают себя сионистами, но Израиль предпочитают любить издалека.

 Есть такие иммигранты, кто позиционирует себя ярым сионистом, надевает кипу, но не торопится пойти в армию даже в качестве добровольца. И во время боевых действий их сионизм заключается в написании статей о Гоге и Магоге или читка лекции (порой за границей) на тему "как с точки зрения иудаизма понимать то, что на нас напали".

4. Комплекс неполноценности по поводу своего происхождения.
 (Я не имею ввиду еврейскую родословную). Да, и такое среди некоторых наших иммигрантов присутствует. Возможно феномен берет свое начало в том же СССР, где заискивали перед иностранцами, а своих за людей не считали. В современной России эта травма трансформировалась в разделение людей на "нищебродов" и "продвинутых", на лохов и пешеходов. В Израиле у многих русскоязычных старшего поколения меняется манера общения в разговоре с коренными израильтянами. Наблюдаются и совсем крайние случаи, когда кто-то делает вид, что плохо помнит русский язык, (но при этом, зачастую, делает неправильное иммигрантское ударение в слове эйфО). Все эти потуги, как минимум, бессмысленны. Коренные и остальные израильтяне все равно идентифицируют их в качестве "русим".

 Никогда подобного не наблюдал среди французов или американцев. А большинство из тех французов, с кем я служил, учился или работал с гордостью идентифицируют себя с французами еврейского происхождения, но не наоборот.
 Во взращивании комплексов виноваты еще и те, кто напрямую заставляет человека стеснятся своего происхождения. Ведь в кнессете не особо желают решать проблемы дискриминации русских. Вместо этого там какое-то время на повестке дня была упрощенная процедура гиюра. (посвящения второсортных граждан, рожденных матерью не еврейкой, в первосортные, путем древнего и дикого ритуала изнасилования психики и тела.)

 Одно время в удостоверении личности существовала графа "национальность". Потом ее отменили, но в МВД есть подробные анкеты на каждого. То есть, уже на этом уровне общество искусственно разделяют на тех, кто еврей и на тех, кто поражен в некоторых гражданских правах, таких, как возможность вступить в брак в Израиле (многие, даже родившиеся здесь, не имеют на это право). Расизм продолжается и после смерти, когда не еврея хоронят на специальных кладбищах. Например, если один из супругов еврей, а другой "второго сорта", то похоронить их рядом весьма проблематично. Каждый год в день памяти павших за Израиль в медиа среде происходят бурления по поводу того, на могилы каких солдат в первую очередь пойдет главнокомандующий армии. Ведь и бойцов хоронят хоть и на едином военном кладбище, но разделенными заборчиком. А коренные израильтяне из Петах Тиквы, например, гнушаются быть похороненными даже с теми русскоязычными, кто является евреем по галахе.

 В интернете можно найти множество красивых объяснений такому дикому явлению в стране высоких технологий. Некоторые даже объясняют это необходимостью ради сохранения автохтонности веры и нации. Но самым точным словом для подобного проявления крайнего расизма будет слово "гонево". Хотите гон высочайшего пилотажа? Почитайте о том, как с великой заботой о не еврейском населении Израиля, для него планируют открыть еще одно специальное кладбище. (Ничего не имею против русскоязычного депутата Развозова, он то как раз старается, учитывая средневековые реалии). Израильское общество больше интересуют права геев, нежели права гоев (ничего не имею против геев, но факт). Конечно, подобная среда способствует тому, что у части населения на сознательном или подсознательном уровне появляются комплексы по поводу своего происхождения, а у другой части проявляется национальный нарциссизм в виде фетиша, заключающегося в приписывании себе всех заслуг еврейского народа (правда, на вопрос о личных достижениях они отвечают уклончиво).
 А еще многие ошибочно считают, что "не надо показывать русскость" имея ввиду забитость. Нет. Не надо показывать забитость. Русскость и забитость не одно и тоже. Такие вот комплексы - еще одна серьезная причина разрозненности и политической слабости русской улицы в Израиле. И это при том, что немало премьеров и президентов нашей страны были выходцами из России, или по крайней мере имели корни оттуда.

5. Некоторые (очень многие) русскоязычные из старой алии до сих пор чувствуют себя здесь гостями.
 Это после четверти века жизни в Израиле в качестве граждан. Треть всей истории государства Израиль. Часто на критику Израиля они реагируют с травматическими истерическими нотками, выдающими наличие, скорее, стокгольмского синдрома, нежели "ура патриотизма". Несмотря на то, что они часто произносят такие словосочетания, как "наша страна", "у нас", "в нашем государстве", как только в их присутствии начинаешь критиковать Израиль, слышишь упрек, вроде: "нельзя так говорить о государстве, которое тебя приютило и все дало" или "со своим уставом в чужой монастырь не лезь". По советской привычке "патриотам" важнее то, что о них говорят ТАМ, чем то, как к ним относятся здесь. Вообще, в 21-м веке, большинство слов, имеющие окончание корня "от" и последующий суффикс "изм" являются синонимам за редкими исключениями. Попробуйте.

6. Привычка молчать и боятся показаться нытиком.
 Так уж повелось, что в бывшем СССР людей приучали молчать, тянуть лямку и радоваться жизни при этом, (здесь надежда на новое поколение иммигрантов, которому не впаришь анал по принуждению, выдавая это за секс по согласию). А в Израиле, кто молчит, на том и едут. Рефлексы раба у некоторых выражаются в его громких заявлениях о "русском стоне", если он слышит, как кто-то из иммигрантов на что-либо жалуется. Смотрите, мол, какой я: мне все нравится, я всем доволен, тяну свою баржу по песку и не ною. На самом деле ноет, но делает это за спиной хозяина, выдавая на публику лишь браваду, и проецируя свое подпольное нытье на других: "как же давно я слышу этот русский стон".

 Коренные же израильтяне привыкли ныть по любому поводу вполне открыто. Стимул к прогрессу всегда подают ленивые и недовольные (а еще женщины и дети, без которых рухнула бы мировая экономика: "хочу себе такой/ую, ты же обещал"). Довольные и работящие лишь осуществляют задумки ленивых.

 По надобностям своей профессии (инженер - разработчик), бывает, катаюсь по различным предприятиям, встречаюсь с людьми. Инженеры и доктора наук, как правило русские. Потом иду на этаж директории. Там как всегда Коэны, Авихаи, Шалевы и пр. Только единожды видел директора завода выходца из СНГ. (И то это был стартап). Остальные не выше менеджеров среднего звена. Это при том, что по некоторым данным, 15% населения Израиля составляют именно русскоязычные. (Я не в ИТ работаю, там, может, и другая картина).

 Как известно, смазывают те "детали", которые скрипят, забывая об остальных. Вот и пашут наши работяги по 15 лет на одном месте без продвижения. И гордятся тем, что: "меня начальник любит, ведь я работаю за троих и составляю конкуренцию". Блядь, какую конкуренцию, когда среди коренных израильтян даже существует нарицательный термин "тафкид руси" (русская должность)?! Имеются ввиду самые трудоемкие, не всегда чистые, низкомеханизировнные и низкооплачиваемые места работы. В таких местах даже доски почета есть, как в СССР. Все без улыбок (А хули тут радоваться). Кто на них? Вот он, Павел Николаевич (имя изменено) - инженер ударник со своими подчиненными. У него флаг Израиля в руке и что-то на шее... наверное, лямка от барабана. А, нет, это чья-то волосатая нога. И будет он молчать и не ныть, боясь подать "русский стон", да хвалясь, как на их месте работы больше никто не выдерживает и не умеет работать. Конечно, свою роль во всем этом играет еще и восточное кумовство, но неумение "ныть" только усугубляет положение.

7. Пассивность и отсутствие сплоченности.
 После армии во времена студенчества я работал начальником смен в разных охранных фирмах. Никто столько друг на друга не стучит сколько это делают наши. Помню, как некоторых подчиненных обманывали при расчете зарплат, что очень распространено в охранных фирмах. Предложил подать коллективный иск. Суммы за несколько лет работы набегали немаленькие. Но люди боялись. Реально боялись, предпочитая вот так вот пахать, чем потерять место работы. В результате меня же и сдали с моими инициативами. Ну что тут скажешь? Я все три дела с блеском выиграл, поездил по миру и вложил деньги в учебу. Интересно, те все на том же месте работают? Наверное еще и без пенсионных отчислений...

8. Не всегда ясна позиция тех политиков, которых русскоязычные считают своими, идя на избирательный участок.
У меня нет достаточно данных, подкиньте инфу. Действительно ли они говорят одно и то же на русском и на иврите? Приведите примеры, чего добились за все эти годы для русской улицы те, за кого голосовало большинство русскоязычных?

9. Миф о существовании общего плавильного котла в Израиле, пожалуй, является одним из главных и вредных.
 Здесь каждый национальный слой защищает свои интересы. Не следует тщетно пытаться переплавиться и стараться быть "местными". Пора осознать что мы уже местные. Пока многие из нас не осознают себя, как честь уникального культурного слоя, они так и будут жить со скрытым или явным чувством неполноценности, пытаясь воспитать в себе то, что им вовсе не свойственно, а зачастую даже чуждо. Решение проблем следует начинать с верной идентификации самих себя. Да, мы многонациональный русскоязычный культурный слой. Но у нас много точек соприкосновения. И они у подавляющего большинства из нас лежат не в плоскости еврейских традиций или сионистских рвений.

Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер http://twitter.com/puerrtto
Фейсбук http://www.facebook.com/lapshin

Alexander Lapshin

В тюрьму по собственному желанию (Александр Лапшин, puerrtto)