Бёрт Рутан: «Что, черт возьми, случилось?»
На модерации
Отложенный
Недовольный Бёрт Рутан
Известный авиаконструктор, вышедший на пенсию, в начале января организовал интернет-трансляцию, на которой рекламировал книгу «Как построить космический корабль». В книге идёт речь о кораблях компании Scaled Composites, основанной самим Рутаном. В трансляции также участвовал Питер Диамандис, американский инженер авиации, предприниматель, учредитель и глава Фонда X-Prize. Он заявил, что компании, связанные с развитием космоса, ждёт светлое будущее. Диамандис упомянул Google Lunar X PRIZE – премию, которая будет вручена команде, чей луноход лучше всех справится с посадкой, передвижением по поверхности спутника Земли и передачей фотографий и видео.
Рутан был настроен не столь оптимистично. «Что, чёрт возьми, случилось? Мы ничего не сделали! Почему ты не сильно разочарован?» - спросил он Диамандиса.
Тринадцать лет назад Рутана одолевали другие чувства. На пресс-конференции в июне 2004 года, которая состоялась незадолго до первого зачётного полёта частного суборбитального пилотируемого космического корабля SpaceShipOne, Рутан заявил о большом будущем агентств в области космического туризма. Он полагал, что в случае успешного полета SpaceShipOne, люди удостоверятся, что не только государственные космические агентства, но и даже маленькие компании способны отправлять всех желающих в космос.
«Я считаю, что самое важное в нашей программе – её выполнение. И я верю, что это привлечёт инвесторов, все засуетятся, и скоро мы все сможем летать в космос», - говорил тогда Рутан.
Итак, что же произошло за 13 лет? В 2004 году Scaled Composites вместе с двумя десятками других компаний участвовала в конкурсе Ansari X Prize (приз составлял 10 млн долларов). Согласно условиям конкурса, победитель должен построить пилотируемый космический аппарат для подъёма трёх членов экипажа на высоту не менее 100 км. Организаторы конкурса верили, что пробудят интерес частных компаний к освоению космического пространства. Однако этого не произошло. Большинство команд (в конкурсе выиграла Scaled Composites) обанкротились. Те немногие, кто продолжили свою деятельность, сейчас испытывают множество трудностей.
Покойся с миром, Rocketplane
Наглядный пример тому – Rocketplane. Когда Scaled Composites выиграла Ansari X Prize, компания Rocketplane решила сфокусироваться на космическом туризме. Она получила кредит от властей штата Оклахома… однако планы компании оказались слишком амбициозными. Она приобрела активы Kistler Aerospace, которая с 1990-х гг. разрабатывала ракету-носитель, а в 2006 году заключила контракт с NASA о перевозке грузов на космическую станцию. Эта работа «затмила» планы по космическому туризму. На выходе мы получили дочернюю компанию Rocketplane Global.
У Rocketplane возникли проблемы с деньгами. Компания в 2008 году заявила, что виной всему – финансовый кризис. Вскоре NASA объявило, что разрывает контракт с компанией Rocketplane Kistler, так как ей не удалось привлечь частных инвесторов разработки нового коммерческого космического корабля по программе COTS. Работы над орбитальным и суборбитальным проектами прекратились. В 2010 году Rocketplane и его дочерние компании заявили о банкротстве.
Прощай, Armadillo
Armadillo Aerospace, аэрокосмическая компания, основанная программистом Джоном Кармаком, продолжила разработку своих космических кораблей спустя долгое время после премии Ansari X Prize. Компания экспериментировала с дизайном как суборбитальных ракет, так и экипажей. В 2008 году Armadillo Aerospace заявила, что будет разрабатывать новое поколение летательных аппаратов совместно с Rocket Racing League. В проекте космические корабли должны были напоминать гигантские аквариумы. Однако на деле сотрудничество двух компаний быстро закончилось, не принеся практически никаких результатов.
Уже в 2010 году на международной конференции по развитию космоса в Чикаго представители Armadillo Aerospace рассказали о подписанном соглашении со Space Adventures – компании, которая продвигает суборбитальный космический туризм с конца 1990-х годов.
«Я был впечатлён!» - сказал президент и исполнительный директор Space Adventures Эрик Андерсон об Armadillo Aerospace во время конференции.
С 2010 года Armadillo Aerospace сосредоточилась на разработке многоразовых суборбитальных ракет. Однако три года спустя Кармак заявил, что компания вошла в «режим спячки» из-за проблем с деньгами. «Я потратил сумасшедшие деньги на Armadillo», - сказал Кармак, имея в виду, что он вкладывал млн долларов в год в компанию. Большая часть команды Armadillo Aerospace основала новую компанию, Exos Aerospace, которая занимается не космическим туризмом, а разработкой ракет для исследования верхних слоёв атмосферы. Space Adventures продолжает продавать суборбитальные космические полеты вместе со своими более известными поездками на космическую станцию, но теперь у неё нет партнера.
Живи долго XCOR Aerospace
Одно время XCOR Aerospace был самым большим конкурентом в области суборбитального космического туризма, возможно, до появления Virgin Galactic. До того как компания стала претендентом на премию X Prize, она занималась разработкой суборбитального космического корабля «Lynx», на борту которого могли находиться пилот и один пассажир, и который мог стартовать в космос прямо с взлетно-посадочной полосы с помощью тяги ракетного двигателя.
Компания XCOR также испытывала финансовые трудности в процессе разработки, не имея богатых покровителей наподобие Джеффа Безоса, как у Blue Origin, или Ричарда Брэнсона, как у Virgin. К концу 2015 года большинство учредителей покинули компанию, а в мае 2016 года новое руководство заявило о намерении заморозить разработку Lynx и сосредоточить все усилия на проектировании двигателя для United Launch Alliance (совместного предприятия, принадлежащего The Boeing Company и Lockheed Martin Corporation).
Однако компания не отказалась от идеи дальнейшей разработки Lynx. Согласно заявлению пресс-секретаря Марко Мартинеса-Вентури, оборудование, сконструированное для прототипа корабля Mark 1, остаётся в подразделении компании в Мохаве, штат Калифорния. Там несколько человек занимаются пересмотром проекта и составлением соответствующей документации.
Мартинес-Вентури осознавал, что дальнейший прогресс будет зависеть от способности компании привлечь больше инвестиций. По его мнению, несмотря на все приложенные усилия в продвижении программы, завершение создания прототипа будет зависеть от её финансирования. Начало программы лётных испытаний, как и завершение строительства корабля, также зависят от финансирования. В мае он проигнорировал запрос о возобновлении работы над Lynx.
Итак, что же произошло? Возможно, Рутан ошибся и просто не мог предположить, что никто, кроме него, не способен отправить в космос суборбитальный космический корабль. У него был огромный технический опыт наряду с финансовой поддержкой Пола Аллена. Более того, SpaceShipOne скорее был ориентирован на получение премии X Prize, чем на оказание регулярных коммерческих услуг. Корабль SpaceShipOne больше никогда не совершал космических полетов после получения премии в октябре 2004 года. Так же, как и любой другой из пилотируемых суборбитальных космических кораблей.
Сетования Рутана в январе расстроили даже Диамандиса, который в далёком 2004 году не мог даже предположить, что к 2017 году они не смогут отправлять частных туристов в космос. Смешно.
«Я поражаюсь любой улыбке на ваших лицах», - сказал Рутан.
Возможно, если в ближайшем будущем Blue Origin или Virgin Galactic начнут отправлять туристов в космос, то известный конструктор наконец перестанет хмуриться.
Комментарии