Катар и газовый рынок - основа конфликта в Сирии и Ираке
На модерации
Отложенный
Весной 2011 года в Сирии начался вооруженный конфликт сирийской оппозиции (Свободная сирийская армия - ССА) с правительством Асада. Неожиданно оказалось, что конфликт хорошо подготовлен – начался на гребне арабской весны, оппозиционеры уверенно «громили» режим Асада даже в Париже, ССА вооружена всем необходимым, и к противостоянию активно подключились курдские отряды народной самообороны и исламистские террористические группировки – ISIS, Фронт ан-Нусра (отделение Аль-Каиды) и другие.
Автор конфликта – Катар. Но для того, чтобы понять его причины, необходимо откатиться на 17 лет назад.
...В 2000 году Катар предложил построить катаро-турецкий газопровод в Европу со своего, разделяемого с Ираном, месторождения Южный Парс в Персидском заливе. Проект имел 2 ветки: одна через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию, вторая – через Саудовскую Аравию, Кувейт и Ирак. Обе ветки встречались в мощном концентраторе газа на территории Турции, и оттуда – в Европу. Все расходы - $10 млрд (по ценам того времени) – Катар брал на себя.
Европа со своей стороны готова была резко сократить поставки газа из России - своего многолетнего партнера, и с этой целью разработала 3-й энергетический пакет, законодательно ограничивающий Россию в газотранспортной и распределительной системе Евросоюза.
Все арабские страны были за реализацию проекта, кроме Сирии, которая отказалась предоставлять свою территорию для прокладки труб, обосновав это тем, что обязана защитить интересы своего союзника России – ключевого поставщика газа в Европу.
Против был и Ирак. И хотя в 2003 году Саддама удалось нейтрализовать, с пришедшими к власти шиитами, составляющими 2/3 населения, договориться было невозможно.
Как правильно пишется – Ирак или Иран? Теневым противником проекта – и сирийской, и иракской ниток - был Иран. Он всегда выступал против арабских стран, исходя из соображений внутренних исламских противоречий - они столь глубоки, что в 1980 году привели Иран к полномасштабной 8-летней войне с Ираком.
И уже год спустя (в 2002) Иран предложил свой проект газопровода – Nabucco, который должен был доставить газ в Австрию через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию.
Это была реальная угроза газовому превосходству России в Европе. Но собственного объема сырья у Ирана в прикаспийской части страны нет, и Россия сумела «развести» Тегеран с Туркменией и Азербайджаном - источниками поставок газа в Nabucco, и, тем самым, сорвать план строительства.
Однако более действенная причина – отсутствие средств и технологическое отставание Ирана, не позволяющее ему построить газопровод от своего основного месторождения в Персидском заливе. Но если деньги – не проблема, то технологии Тегерану никто не даст. И единственная страна, на плечах которой можно доставить иранский газ в Европу – это Катар. У него есть и газ, и деньги, значит - и технологии.
Катар – крошечное государство суннитского мира (всего 1.9 млн человек), но самое богатое, с самым большим ВВП на душу населения - $144 тысячи, и, главное – хорошо организованное.
Богатство Катара - нефть и газ. Обладает третьими – после России и Ирана, запасами природного газа. В отличие от других стран-нефтяников (за исключением арабских), всем богатством владеет королевская семья, а потому деньги не разворовываются, а интегрируются в специальные фонды, на них приобретаются современные технологии, нанимаются опытные профильные инженеры со всего мира.
Не имея газопроводов в другие страны, Катар стал крупнейшим экспортером сжиженного природного газа, производя ежегодно 120 млрд кубометров, опережая ближайшего преследователя Австралию почти в 3 раза. Половина экспорта приходится на Китай, Гонконг, Японию, Южную Корею и Тайвань.
В 2005 году для управления доходами государства был создан Катарский суверенный инвестиционный фонд – один из крупнейших в мире. Работает в Европе, США, Азии. Его активы - $340 млрд.
У него крупные инвестиции и даже контрольные пакеты в ведущих компаниях мира. Речь о производителях автомашин (например – Volkswagen), домах моды (Valentino), сетях универмагов (El Corte Ingles и Sainsbury's), аэропортах (Хитроу и Пулково), недвижимости в самых престижных районах Лондона, Парижа и Москвы, отелях (Savoy), футбольных клубах (Пари Сен-Жермен), банках (Barclays и Credit Suisse), рекламе (титульный спонсор футбольного клуба Барселона). Фонд имеет 10-процентную долю ($11 млрд) в Роснефти.
В последнее время, в соответствие со стратегией диверсификации катарской экономики, фонд активно инвестирует в сферу High Tech США - $35 млрд. Катар приобрел голливудскую киностудию Miramax, владеющей, в частности, фильмом «Криминальное чтиво». Показательно также и то, что совсем не футбольный Катар получил право проведения чемпионата мира по футболу 2022 и монополию на трансляцию матчей.
...4 июня сунниты Персидского залива – Бахрейн, Саудовская Аравия, Эмираты, а также Египет, разорвали дипломатические отношения и отменили все наземные, морские и воздушные контакты с Катаром. Позже к ним присоединились Йемен, Ливия, Мальдивская Республика, Маврикий и даже суннитский Союз Коморских островов.
Богатейшему королевству вменяется в вину дестабилизация ситуации в регионе, вмешательство во внутренние дела соседних стран, пособничество террористическим группировкам Аль-Каида и ISIS, поддержка ХАМАС, оказание финансовой помощи связанной с Ираном группировке Хизбалла. Отдельной строкой следует обвинение Катара в стремлении наладить отношения с шиитским Ираном.
В течение суток Катар практически полностью потерял прекрасно налаженный рынок авиаперевозок, медиа-пространство и другие связи с суннитским миром.
Что же произошло и что это – политика или проявление внутри-исламской розни?
До сих пор между Катаром и Ираном действовало холодное соглашение – каждый берет из месторождения Южный Парс столько, сколько может выкачать. И, несмотря на общую цель – доставку газа с одного месторождения в Европу, они действовали порознь – каждый продвигал свой газопровод.
Ставка на Сирию себя оправдала – Асад ослаблен, сегодня он контролирует лишь 45% своей территории, а после его «полной победы над врагами» за стол переговоров сядут победители и доноры, чтобы определить – кто и на каких условиях будет финансировать восстановление Сирии.
И окажется – главными спонсорами этого процесса будут сунниты, фонды ООН и Евросоюз. Но при этом будут учтены интересы Сирии, России и других участвующих в победе стран. По логике – и Ирана тоже.
Россия не в силах остановить процесс прокладки газопровода из Катара в Европу через Турцию, но за столом переговоров сможет получить преференции в Европе. Речь о Северном потоке-2, газопроводе Opal (шунтирующем транзит через Украину), половину которого у России уже «отжали» в соответствие с упоминаемым выше 3-м пакетом, и Турецком потоке, препятствовать которому Евросоюз не будет.
Почему же в один день все изменилось?
Разведки США, Израиля и суннитских стран получили подтвержденную информацию о тайных планах Катара и Ирана, о том, на каких условиях Тегеран сумел склонить Доху отказаться от сирийского маршрута и проложить совместный газопровод в Европу через иранскую территорию.
В катарском досье есть любопытная «оговорка по Фрейду»: когда арабы закрыли для катарских авиакомпаний свое воздушное пространство, те стали летать через Иран. Это более удобно по разным критериям.
Есть и инверсия: по требованию Дамаска, Иран, несмотря ни на что, будет включен в состав переговорщиков, а он на передачу суннитам Восточной Сирии, где пройдет их газопровод, не согласится. Вы говорите – тогда они не дадут денег? Ну, и не надо – черт с ней, Сирией – ну, не восстановят ее за 5-7 лет - сама восстановится за полвека. Это кого-то волнует?
Европейский след в «суннитском демарше» более чем правдоподобен: европейцам выгоднее получить катарский газ через Иран, а не через Сирию – они экономят на колоссальных средствах на восстановление Сирии и сохраняют действие 3-го пакета, не внедряя 4-й, который уже готов к вынужденному принятию его Евросоюзом.
Менее правдоподобен «американский след», зато конспирологии в нем хоть отбавляй. США, имея на территории Катара крупнейшую базу ВВС в регионе с 11 тысячами военнослужащих, действуя на упреждение, разработали план демарша. Расчет на то, что Катар должен дрогнуть и отказаться от туманного пока иранского направления. И они не ошиблись - Доха растерялась и в первые же сутки начала отрабатывать задний ход - выжить в условиях изоляции и блокады Катар не способен. Не газом единым...
Но и Иран не дремлет – его аргументы выхода Катара из суннитского плана газопровода более чем весомые. Прежде всего – стоимость иранского маршрута, как минимум, вдвое ниже. И потому - затраченные на войну в Сирии деньги Катар вернет за счет более дешевой «трубы». Кроме того – в таком раскладе Катару не придется вносить долю в суннитскую сумму на восстановление Сирии. А она не менее $40 млрд.
Во-вторых, проложив газопровод через Иран, ирано-катарская парочка выбивает из игры российского конкурента, освобождая от обязательств Евросоюз и увеличивая объем своих поставок. Себестоимость сырья в совместном проекте существенно снижается, а значит – растет прибыль.
...«Сирийский план» газопровода из Катара сорвали 2 события - вступление России в сирийскую войну и снятие американцами санкций с Ирана.
Удалось ли суннитским королевствам скрыть истинные причины демарша? Пожалуй, да – эксперты и аналитики, почему-то, набросились на конфликт со стороны отношений внутри стран, не видя и не трогая газовой стороны дела.
На поверхности, разве что, тот факт, что Катар повез свой сжиженный природный газ в Великобританию не через закрытый для него Суэцкий канал, а вокруг Африки. Что значительно дороже.
...Разобраться в сложном хитросплетении отношений – как суннитов между собой, так и арабов Персидского залива с Ираном, могла бы помочь классическая матрица связей. Но не поможет – настолько все в ней запутано. Впрочем – судите сами.
Июньские теракты в Иране, казалось бы, лишь подтверждают навязанное шиитами и их союзниками обвинение - ISIS воюет на деньги суннитов и в их, разумеется, интересах.
Но уже на следующий день ISIS делает резкое заявление в адрес королевской семьи саудитов, мол, после Ирана - ваш черед.
Вы скажете – это тактический ход, направленный, как раз, на то, чтобы отвести подозрение от спонсора террористов. Может быть, может быть... Но после такого «хода» акции саудовских компаний резко упали. И обратите внимание – ISIS ни словом не трогает Катар...
И последний штрих – нашу «сладкую парочку» поддержала Турция, после чего сунниты оказались отрезанными от газопроводов. И спектакль – только начинается. Каким будет его сюжет – нам предстоит увидеть.
Королевства кривых зеркал – самое релевантное название нефтегазовым пигмеям с деньгами колоссов в Зазеркалье, где положение вещей и отношения героев доведены до абсурда.
Комментарии
Наезд на Северный поток - 2 только подтверждает истинную причину конфликта
Цена доставки тоже складывается с ценой товара