Первый крестьянский санаторий в мире

На модерации Отложенный

 

Санаторий «Ливадия» (в прошлом Первый крестьянский санаторий) был открыт согласно ленинскому декрету «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» от 21 декабря 1920 года.

Документ предусматривал передачу дворцов царской династии, дач и особняков помещиков под санатории и здравницы для рабочих и крестьян. Первые отдыхающие потянулись на крымский курорт уже весной 1921-го. А уже в 1924 году только на Южном берегу Крыма лечилось и отдыхало свыше 30 тыс. человек. Однако именно главная царская резиденция по замыслу новых властей должна была стать образцом отдыха.

Поэтому к открытию здравницы готовились несколько лет. Оборудовали спальные корпуса, водолечебницу, лаборатории, рентген-кабинет. 28 июня 1925 года в бывшем Ливадийском дворце состоялось торжественное открытие первого в мире курорта для крестьян. На митинге выступил нарком здравоохранения Н. А. Семашко, принимавший непосредственное участие в организации здравницы.

Читал свои стихи и крестьянский поэт Демьян Бедный. Впрочем, известный певец революции Владимир Маяковский тоже гостил в царских палатах. Но двумя годами позже.

После одного из выступлений перед крестьянами-курортниками даже появилось стихотворение «Чудеса», где автор выразил гордость за свою страну, за новую жизнь в Ливадийских дворцах:

«Пусть тот,
кто Советам
не знает цену,
со мною станет
от радости пьян:
где можно еще
читать во дворце —
что?
Стихи!
Кому?
крестьянам!»

(В.Маяковский, 1927 год)

А вот время самих выступлений часто звучал призыв:

«….насытясь
водной блажью,
иди, рабочий,
и ложись
в кровать
великокняжью».

Первые крестьянские курортники и впрямь чувствовали себя здесь великими князьями. Такому отдыху невольно позавидуют современные отдыхающие.

Ведь срок пребывания крестьян на курорте был определен в 6 недель, но очень часто сроки продлевались с целью закрепления лечения. Бесплатным было не только лечение, но и дорога до санатория и обратно. К тому же, при выписке курортники обеспечивались продуктами питания на все время нахождения в пути. Даже, если путь к морю с далекого севера составлял несколько суток.

Впечатляет и распорядок дня. Подъем в 7 утра. Затем зарядка, плотный завтрак, обход врачей, процедуры, прогулки по царскому парку и двухчасовой «мертвый час».

После ужина обязательные «часы знаний». Для курортников работали кружки: по ликвидации неграмотности, музыкальный, драматический, кружки кройки и шитья, вышивки. Читались лекции по вопросам сельского хозяйства, антирелигиозным вопросам, политическим, оздоровительным.

Были также вечерние киносеансы и спектакли самодеятельности. Самым популярным местом во дворце был 6-комнатный музей, где экспонировались царские принадлежности: мебель, посуда, утварь, гардероб императрицы. На каждом экспонате ценник. После посещения такого музея курортники выходили под большим впечатлением и с твердой верой в идеалы революции.

В методических рекомендациях «О способе отбора больных крестьян для лечения на курортах» говорилось, что в Ливадию комиссия обязуется направлять исключительно крестьян от сохи, и никто из сельских властей и служащих на койки эти не может быть отправлен. Это предписание строго выполнялось.

Ливадийский санаторий постепенно расширялся. Рядом с дворцом со временем были построены новые корпуса, и к 1931 году он превратился в огромный климатический лечебный комбинат для трудящихся.

Здравница была своего рода витриной. Почти каждое второе посещение международными делегациями СССР заканчивалось в Крыму и непременно Ливадии.

А как же иначе? Ведь местный санаторий был единственной крестьянской здравницей в мире.

«Правда о Советской эпохе»