Гений и смертный чувствуют одинаково в конце перед неизбежным
На модерации
Отложенный
Фаина Раневская: "Гений и смертный чувствуют одинаково в конце, перед неизбежным"
«Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела. А только начинаешь жить».
«Не хочу обнародовать жизнь мою, трудную, неудавшуюся, несмотря на успех у неандертальцев и даже у грамотных».
«Актрисой себя почувствовала в пятилетнем возрасте. Умер маленький братик, я жалела его, день плакала. И все-таки отодвинула занавеску на зеркале — посмотреть, какая я в слезах».
«Всегда завидовала таланту: началось это с детства. Приходил в гости к старшей сестре гимназист — читал ей стихи, флиртовал, читал наизусть. Чтение повергало меня в трепет. Гимназист вращал глазами, взвизгивал, рычал тигром, топал ногами, рвал на себе волосы, ломая руки. Стихи назывались «Белое покрывало». Кончалось чтение словами: «…так могла солгать лишь мать». Гимназист зарыдал, я была в экстазе».
«…Писать должны писатели, а актерам положено играть на театре».
«Все бранят меня за то, что я порвала книгу воспоминаний. Почему я так поступила?
Кто-то сказал, кажется, Стендаль: «Если у человека есть сердце, он не хочет, чтобы его жизнь бросалась в глаза». И это решило судьбу книги. Когда она усыпала пол моей комнаты, — листья бумаги валялись обратной стороной, т. е. белым, и было похоже, что это мертвые птицы.
«Воспоминания» — невольная сплетня».
«...Поняла, в чем мое несчастье: я, скорее поэт, доморощенный философ, «бытовая дура» — не лажу с бытом! Деньги мешают и когда их нет, и когда они есть. У всех есть «приятельницы», у меня их нет и не может быть. Вещи покупаю, чтобы их дарить. Одежду ношу старую, всегда неудачную. Урод я. Как унизительна моя жизнь».
«В Крыму в те годы был ад...»
«Крым. Сезон в крымском городском театре. Голод. «Военный коммунизм». Гражданская война. Власти менялись буквально поминутно. Было много такого страшного, чего нельзя забыть до смертного часа и о чем писать не хочется. А если не сказать всего, значит, не сказать ничего. Потому и порвала книгу».
«В Крыму в те годы был ад. Шла в театр, стараясь не наступить на умерших от голода. Жили в монастырской келье, сам монастырь опустел, вымер — от тифа, от голода, от холеры. Сейчас нет в живых никого, с кем тогда в Крыму мучились голодом, холодом, при коптилке».
«Не подумайте, что я тогда исповедовала революционные убеждения. Боже упаси. Просто я была из тех восторженных девиц, которые на вечерах с побледневшими лицами декламировали горьковского «Буревестника», и любила повторять слова нашего земляка Чехова, что наступит время, когда придет иная жизнь, красивая, и люди в ней тоже будут красивыми. И тогда мы думали, что эта красивая жизнь наступит уже завтра».
«Иду в театр, держусь за стены домов, ноги ватные, мучает голод. В театре митинг, выступает Землячка; видела, как бежали белые, почему-то на возах и пролетках торчали среди тюков граммофон, трубы, женщины кричали, дети кричали, мальчики юнкера пели: «Ой, ой, ой, мальчики, ой, ой, ой, бедные, погибло все и навсегда!» Прохожие плакали. Потом опять были красные и опять белые. Покамест не был взят Перекоп. Бывший дворянский театр, в котором мы работали, был переименован в «Первый советский театр в Крыму».
«…Сейчас, когда так мало осталось времени, перечитываю все лучшее»
«…Вот что я хотела бы успеть перечитать: Руссо — «Исповедь», Герцен — «Былое и думы», Толстой — «Война и мир», Вольтер — «Кандид», Сервантес — «Дон-Кихот». Данте. Всего Достоевского».
«Я познакомилась с Ахматовой очень давно.
Я тогда жила в Таганроге. Прочла её стихи и поехала в Петербург. Открыла мне сама Анна Андреевна. Я, кажется, сказала: «Вы мой поэт», — извинилась за нахальство. Она пригласила меня в комнаты — дарила меня дружбой до конца своих дней».
«Из дневника Анны Андреевны: «Теперь, когда все позади — даже старость, и остались только дряхлость и смерть, оказывается, все как-то, почти мучительно, проясняется: люди, события, собственные поступки, целые периоды жизни. И сколько горьких и даже страшных чувств». Я написала бы все то же самое. Гений и смертный чувствуют одинаково в конце, перед неизбежным».
«Она была великой во всем. Я видела её кроткой, нежной, заботливой. И это в то время, когда её терзали.
…Проклинаю себя за то, что не записывала за ней все, что от нее слышала, что узнала!»
«Перед великим умом склоняю голову, перед Великим сердцем — колени». Гете. И я с ним заодно. Раневская».
«Из Парижа привезли всю Тэффи. Книг 20 прочитала. Чудо, умница».
«Перечитываю Бабеля в сотый раз и все больше и больше изумляюсь этому чуду убиенному».
«80 лет — степень наслаждения и восторга Толстым. Сегодня я верю только Толстому. Я вижу его глазами. Все это было с ним. Больше отца — он мне дорог, как небо. Как князь Андрей. Я смотрю в небо и бываю очень печальна».
«…Сейчас, когда так мало осталось времени, перечитываю все лучшее и конечно же «Войну и мир». А войны были, есть и будут. Подлое человечество подтерлось гениальной этой книгой, наплевало на нее».
«…Мальчик сказал: «Я сержусь на Пушкина, няня ему рассказала сказки, а он их записал и выдал за свои». Прелесть! Но боюсь, что мальчик все же полный идиот».
«В театре небывалый по мощности бардак»
«Мне непонятно всегда было: люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства».
«В театре небывалый по мощности бардак, даже стыдно на старости лет в нем фигурировать. В городе не бываю, а больше лежу и думаю, чем бы мне заняться постыдным. Со своими коллегами встречаюсь по необходимости с ними «творить», они все мне противны своим цинизмом, который я ненавижу за его общедоступность…»
«В старости главное — чувство достоинства, а его меня лишили».
«Прислали на чтение две пьесы. Одна называлась «Витаминчик», другая — «Куда смотрит милиция?». Потом было объяснение с автором, и, выслушав меня, он грустно сказал: "Я вижу, что юмор вам недоступен"».
«Видела гнусность: «Дядя Ваня» — фильм. Все как бы наизнанку. Бездарно. Нагло, подло, сделали Чехова скучнейшим занудой, играют подло».
«Я не знаю системы актерской игры, не знаю теорий. Все проще! Есть талант или нет его. Научиться таланту невозможно, изучать систему вполне возможно и даже принято, может быть, потому мало хорошего в театре».
«Старухи бывают ехидны»
«Старухи бывают ехидны, а к концу жизни бывают и стервы, и сплетницы, и негодяйки…»
«Старухи, по моим наблюдениям, часто не обладают искусством быть старыми. А к старости надо добреть с утра до вечера!»
«Невоспитанность в зрелости говорит об отсутствии сердца».
«Кто бы знал, как я была несчастна в этой проклятой жизни со всеми моими талантами.
Недавно прочитала в газете: «Великая актриса Раневская». Стало смешно. Великие живут как люди, а я живу бездомной собакой, хотя есть жилище! Есть приблудная собака, она живет моей заботой, — собакой одинокой живу я, и недолго, слава Богу, осталось.
Мне 85 лет.
У меня два Бога: Пушкин, Толстой. А главный? О нем боюсь думать».
«Увидела на балконе воробья — клевал печенье. Стало нравиться жить на свете. Глупо это…»
Из: Фаина Раневская «Судьба-шлюха», АСТ, Олимп, 2007
Комментарии
=
Это точно!
А может быть, именно одиночество - источник гения и таланта?... Не внешнее, нет, внутреннее одиночество.
Светлая память...
Беречь надо вас,мужичков,и лелеять)) Щаз и я заплачу...
Ничего не поменялось В человЕке за 2017 лет!
И вряд ли поменяется((
В человеке в среднем, как части Человечества, поменялось многое и поменялось в лучшую сторону. Например, жестокость значительно уменьшилась. Люди стали благожелательней, и благодушней. Другое дело, что таковы не все. Беда в том, что люди с уже изжитой Человечеством нравственностью не ставятся под контроль общества, а наоборот, становятся водителями общества. И, похоже, уверенно ведут человечество к самоуничтожению.
При том, что главная и единственная составляющая всех трех сущностей - ЧЕЛОВЕК...
Развивалась материально-техническая база, а не человек.
А ваше исключительно личное "деление на..." хоть каким либо образом на людей, общество, человечество влияет?
Если, как вы утверждаете, развивалась "человечность", то как же она допускает , что "ВАМПИРЫ"- "водители общества уверенно ведут человечество к самоуничтожению"?(!). Опять же, как вы сами утверждаете)
Где же она, эта "развившаяся"человечность?
Как думаете, червяк стал за 2017 лет червячнее или таракан тараканнее?))
А человечность именно и старается не допускать "вампиров", ограничивать возможности вампиров. Ведь каким образом берёт вампир от общества больше, чем даёт обществу? Силой берёт, победой над человеком. Для понимания я, извините, использую марксистские трактовки. Его понимание истории. Рабовладение - там вампир брал победой в бою на поле брани. Кто убил противника, тот стал богаче, присвоил себе имущество противника. Высказывание феодала: Я добыл свои богатства В ЧЕСТНОМ БОЮ (это тот уровень человечности), а он (нарождающийся капиталист) презренным ТОРГАШЕСТВОМ (это новый уровень человечности - присваивать богатства, не убивая конкурента)". Я считаю, что по уровню человечности капиталист выше феодала. Но, для капиталистического хозяйства необходим РЫНОК, на котором капиталист приумножает свои богатства. И необходимость рынка (а он сужается) приводит к необходимости борьбы ЗА РЫНКИ. Это кризис, разрешаемый войной, уже не на рынке.
===Развивалась материально-техническая база, а не человек.===
Мат...
Все, что вы описываете, это постулаты "Закона джунглей", который и навязывается человечеству, так называемыми вами "ВАМПИРАМИ", как общий закон живой природы.
Однако человек, хотя и являясь ее представителем, стоит НАД животными.
Вся суть "человечности" именно в этом - отличии от зверя)
Вырастить, создать, построить СОБСТВЕННЫМ трудом, а не отобрать или принудить работать на/за себя другого), защитить и поддержать слабых, а не умертвить их...
Вот это и есть "сфера приложения человечности" ))
Ну почему же? И вы, и я за "Вырастить, создать, построить СОБСТВЕННЫМ трудом, а не отобрать или принудить работать на/за себя другого)". это основа, корень. И мы, мне так показалось, что и вы за это же. А вампир кроется в частностях, причём искусно прячется, и поэтому часто, даже чаще побеждает. И закон джунглей навязывается вампирами - с этим то же я согласен. С чем же Вы не согласны?
Борьба "человеков" с "вампирами"...
Я же считаю, что Человечество выбрало неверный ПУТЬ, ОШИБЛОСЬ...
Отсюда и все НАШИ беды)
Именно "вампиры" , в свое же оправдание и для собственной "легализации", придумали такой закон и распространили его на человека - закон джунглей!
Но даже в этом законе ИМИ подменены понятия "борьба" и "приспосабливание"...
Более того,способы и средства "приспосабливания" у человека ОСОБЫЕ, отличные от всего остального живого в природе.
Кстати, закон единства и борьбы противоположностей, именно в этот закон джунглей не вписывается)
Борьба с вампиром ЕГО методами И превращает человека в вампира!
Хамство жидовское ...)))
Оно действительно уникально!
Которые пятерых пацанчиков за раз ушатывали и не в кино для взрослых, а вполне даже собственными глазами в реальной жизни.
Ибо женщины опытом жизненным Мудрость наживают. И если прежде, еще до времен рождения Христа, больше ценился УМ, чем могли позвастать мужчины, то в наши дни правильней иметь в балансе УМ и Мудрость...
(((Мне 85 лет.
У меня два Бога: Пушкин, Толстой. А главный? О нем боюсь думать».)))
https://www.proza.ru/2016/04/19/2049 Секрет гениальности Александра Пушкина.
https://www.youtube.com/watch?v=mhciQMbi_S0
Спасибо за еще одну встречу с Фаиной Георгиевной.
Мои мысли и ощущения очень созвучны твоим, спасибо за такой отзыв!
Трагедия и комедия-стороны одной монеты)
А жизнь МЕЖДУ ними...
Это ведь мы такие мууудрые, потому что таакиие старые))
Мы тепЕрь только можем увидеть еЁ со всех сторон, потому что уже скоро будем НАД нею)
И попытаться ПРИНЯТЬ тО, что так и не сумели или не смогли ИЗМЕНИТЬ...
Надеюсь, что именно для этого и остается вот эта духовная молодость, чтобы душа осталась ЖИВОЙ!
Думаю, что и вы вокруг себя видите много своих сверстников-старичков, рядом с которыми себя чувствуете на 10-20 лет моложе, что и говорить с ними не о чем...
:-))) вижу-вижу.И это "трагедия". Но вижу и тех,кто чувствует себя еще моложе,нежели я ...И это комедия. Так что все в меру.)
"...что наступит время, когда придет иная жизнь, красивая, и люди в ней тоже будут красивыми. И тогда мы думали, что эта красивая жизнь наступит уже завтра»...."
Кто знает,если бы такие таланты,как Фаина..не мечтали об этом,возможно,красивая жизнь и не наступила бы сегодня.Кому-то она "поперек горла ",но в целом жизнь-красивая штука.И рисуется она вот такими толкателями планеты,как таланты и гении.Другой системы для ее продвижения кроме гениальности мысли и красоты таланта пока не придумали
Спасибо за прекрасную статью о любимой актрисе, Машенька!
Меня греет, что никто не оставил оскорбительного комментария. Пришли исключительно приличные люди и почитатели Великой Женщины и Актрисы.
Бывает читаю изречения недоброжелателей в её адрес и хочется дать сдачи!
Обожаю её! Думаю ТАКИХ актрис и УМНИЦ больше нет.
Её фраза - ну почему все дуры, такие женщины?! Просто супер! : ))
===================================
Совершенно согласен.
Спасибо, Машенька, за пост!
Викуся, он есть в ютюбе, это классика, посмотрите с Сашиком, не пожалеете.
Чем гениальнее человек, тем более он одинок, так и бывает к сожалению.
Хорошая статья, Машенька! .Спасибо!
Всё-таки,Ф.Раневская-великая актриса и великая личность.Впрочем,уровень актёрского мастерства напрямую зависит от масштаба личности актёра-это аксиома.
Пламенный привет с Ближнего Востока! Ваш Поэль.
гении и безумцы суть одно и то же. Просто первые сошли с ума в правильном направлении.
А таки да.
Трупы дураков и гениев выглядят одинаково.
стоит жить, пока можешь любить,
умирать же легко нелюбимым,
не боясь никого огорчить...