Оливер Стоун - Черт возьми, мне нравится мир. Мне нравится, когда мир в гармонии.

На модерации Отложенный Кадр из фильма американского кинорежиссера Оливера Стоуна «Интервью с Путиным»

Мередит Блейк (Meredith Blake)

За 30 лет своей режиссерской карьеры Оливер Стоун обрел репутацию политического провокатора. В своих художественных и документальных фильмах он предлагает зрителю неортодоксальные повествования об убийстве Джона Кеннеди и о президентстве Ричарда Никсона, а также весьма гуманно показывает иностранных лидеров, в том числе, Фиделя Кастро и Уго Чавеса.


Из-за готовности Стоуна противоречить общепринятой повествовательной линии об американской истории кое-кто зачислил его в ряды конспирологов. Его очередным проектом стал документальный фильм «Путин» (или «Интервью с Путиным»), и похоже, что он с самого начала был обречен вызвать скандал и острые споры.


В этой картине из четырех частей, показ которой начинается в понедельник, а съемки велись на протяжении двух лет, Стоун проводит с российским президентом Владимиром Путиным более десятка бесед. Темы разговоров — самые разнообразные, начиная с «Доктора Стрейнджлава» и отношения России к правам ЛГБТ, и кончая путинской любовью к дзюдо.


Ах да, еще и вся эта история про хакерские атаки на выборах.


В момент, когда внимание всей страны приковано к разворачивающейся российской саге, фильм «Путин» стал большим плюсом для Стоуна и телеканала Showtime, который много времени посвящает документальному кино на политические темы.


(Для сравнения: широко разрекламированное интервью Мегин Келли с Путиным, показанное 4 июня на NBC, длилось менее 10 минут.)


Наверное, кое-кто надеялся, что серия интервью с Путиным выльется в жесткое и напряженное противостояние, особенно если учесть название фильма, которое Стоун сознательно сделал похожим на картину Дэвида Фроста времен Уотергейта «Интервью с Никсоном». Но целью Стоуна было понять собеседника, а не поджаривать его на огне критики.


«Моя роль состояла в том, чтобы встретиться с ним и попросить его объяснить, как он видит мир и что думает, — сказал Стоун по телефону. — Слушая его, мы можем с ним не соглашаться, но нам важно выслушать его».

 

Идея этого проекта появилась во время творческих поездок Стоуна в Москву для съемок фильма о бывшем сотруднике АНБ и разоблачителе Эдварде Сноудене, который вышел в 2016 году. Режиссер встретился с Путиным, чтобы обсудить историю Сноудена, и эта встреча вылилась в целую серию записанных на пленку бесед продолжительностью 20 часов, съемки которых завершились в феврале.

 


«Не было никаких запретных вопросов, никто не требовал показать вопросы заранее. Все полностью было под нашим контролем», — сказал Стоун, который снимал картину вместе со своим давним коллегой продюсером Фернандо Сулихином (Fernando Sulichin).


Отвечая на вопрос о том, почему Путин, редко встречающийся с западными репортерами, согласился на участие в фильме, Стоун объяснил: «Он знал, кто я такой. Я уверен, фильм „Взвод" произвел там немалое впечатление. Как и „Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе"». Он также указал на свой длинный документальный фильм из 12 частей «Нерассказанная история США» с его критической оценкой американского участия во Второй мировой и в холодной войне.


Новый фильм Стоуна — это уже второй случай его сотрудничества с Showtime после «Нерассказанной истории США» (The Untold History). Это очередная и весьма своевременная картина из череды фильмов, показанных популярным кабельным телеканалом. Президент и генеральный директор телеканала Дэвид Невинс (David Nevins) в приоритетном порядке показывает политические передачи, дающие зрителю редкую возможность познакомиться с заслуживающими внимания людьми.


Странную и весьма необычную историю о выборах 2016 года можно проследить по документальным картинам этого канала, начиная с фаворита фестиваля «Сандэнс» фильма «Винер», где повествуется о склонном к скандалам политике Энтони Винере (Anthony Weiner) и его жене, помощнице Хиллари Клинтон Хуме Абедин (Huma Abedin).

Еще был «Цирк» (The Circus) Марка Халперина (Mark Halperin) и Джона Хайлманна (John Heilemann), позволивший взглянуть на президентскую гонку из-за кулис; а теперь вышел «Белый дом Трампа». В июле на канале будет премьера фильма «Риск» (Risk) Лоры Пойтрас (Laura Poitras), нарисовавшей критический портрет основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа.


«Люди хотят понять, и как мне кажется, то, что мы им даем, дает надежду на более глубокое понимание происходящего, чем то, что обеспечивают новости на кабельном телевидении», — говорит Невинс. Он добавляет, что к съемкам документалистики относится точно так же, как и к съемкам фильмов со сценариями — начиная с героя и его личности.


«Что бы мы ни говорили о политических взглядах Оливера, — заявляет Невинс, — он позволяет Путину говорить от себя, а нам дает возможность выносить свои суждения».


В изображении Стоуна Путин предстает перед нами в качестве проницательного, трезвого и очень дисциплинированного руководителя, хотя в нем присутствует элемент саморекламы, когда он отпускает несколько скабрезные шутки о мытье в душе с геями и о менструальных циклах у женщин. (У него были и очень остроумные высказывания, скажем, когда Стоун подарил ему диск DVD с записью «Доктора Стрейнджлава», а Путин обнаружил, что коробка пуста. «Типично американский подарок», — сказал он.)


В двух эпизодах, которые стали доступны для СМИ, Стоун поднимает весьма непростые и болезненные темы, скажем, о ситуации с правами ЛГБТ в России. Но он также выдвигает довод о том, что Соединенные Штаты и их европейские союзники отчасти сами виноваты в ухудшении отношений с Россией. Стоун утверждает, что Путина, которого обвиняют в убийствах оппонентов, западные СМИ пытаются несправедливо опорочить.


И он настаивает на своем. «Даже Гитлер был более популярен», — заявляет режиссер.


Стоун также весьма скептически относится к заявлениям о российском вмешательстве в выборы. В прошлом году он заявил Кристиан Аманпур (Christiane Amanpour) из CNN, что хакерские атаки на Национальный комитет Демократической партии были «большой фикцией», и предположил, что это «дело рук своих». Выступая в социальных сетях, он критикует Washington Post и New York Times за репортажи «в застойном духе холодной войны… в которых русских обвиняют почти во всем». (Его сын Шон Стоун (Sean Stone) ведет программу в Russia Today.)


Стоун заявляет, что его цель — дать историческую перспективу, чтобы «никто не раздувал проблему с хакерскими взломами». «Я думаю, такое бывает и в Америке, но в данный момент мы гоняемся за скандальными заголовками. Это такая сегодняшняя тирания», — отмечает режиссер.


Хотя некоторые критики считают, что новая звезда NBC Келли провела сильное интервью с Путиным, Стоун полагает, что она ошиблась, «установив с ним враждебные отношения. Если бы я поступил так с Путиным, наши разговоры не продлились бы долго. Со своим персонажем надо налаживать отношения и формировать доверительную атмосферу. Я там не для того, чтобы показать, какой я крутой. Это мне ничего не дало бы».


Кое-кто обвиняет Стоуна в том, что он — апологет Путина. Марлоу Стерн (Marlow Stern) заявил на страницах Daily Beast, что режиссер «подлизывается к диктаторам» и занимается «восхвалением героев».


Стоун оспорил это заявление.


«Я просто люблю диктаторов, это действительно так, — сказал он с саркастической усмешкой. — Черт возьми, мне нравится мир. Мне нравится, когда мир в гармонии. Я думаю, что США и Россия могут стать замечательными партнерами… Почему ситуация ухудшилась до такой степени?»