Сумгаитские события: кому это было выгодно?

На модерации Отложенный


Погром был организован армянскими экстремистами при попустительстве Центра

Великий французский писатель Оноре де Бальзак сказал: «Правда – точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье». Люди не всегда любят слышать правду, но почему-то все до одного хотят, чтобы с ними поступали по правде и справедливости. В последние дни февраля -- 25-я годовщина сумгаитских событий (1988), и в течение всех этих лет Армения, искажая факты, не перестает преподносить их как совершенный азербайджанской стороной погромный акт, пытаясь таким образом оправдать свою сепаратистскую и захватническую политику против Азербайджана...

 

Это -- «кровавый январь», Ходжалинский геноцид азербайджанцев в Нагорном Карабахе и другие преступления. Хочется надеяться, что когда-нибудь мир узнает правду и надлежащим образом посочувствует чужому горю, всплывут новые достоверные факты, которые прольют свет на эти не расследованные до конца события. Со своей стороны, автор, используя открытые источники, попытался приблизиться к пониманию подоплеки конфликта.

Сумгаитские события стали информационным оружием в руках армянских сепаратистов, направленным против Азербайджана. Армянская сторона, опираясь на собственные измышления, продолжает неправдиво освещать события в Сумгаите, категорически отказываясь принять неоспоримые факты, доказывающие, что погромный акт был организован самими армянами. И, сегодня, спустя четверть века, нет полной ясности в общественном мнении и правового ответа на этот вопрос, хотя многое, благодаря новым фактам и всплывающей правдивой информации, постепенно начинает проясняться. Все может стать на свои места, и можно, наконец, разобраться, кто стоит за сумгаитской провокацией, если задаться вопросом: «Кому это было выгодно?». 

Сейчас уже не кажется случайностью, что сумгаитские события произошли в период нахождения у власти в СССР Михаила Горбачева. Давно доказано, что Горбачев оказывал поддержку армянским сепаратистам и националистам, находясь под влиянием идей идеологов армянского национализма – Шахназарова, Аганбегяна, Капутикян, Балаяна. При этом он преследовал и собственные политические цели. Первый «пробный шар» в этом направлении, по всей видимости по заказу армянской стороны, был пущен Горбачевым еще в апреле 1985 года. Однако его попытки объявить 24 апреля «Днем геноцида армян» и тем самым, пособничая в этом вопросе интересам США, усложнить советско-турецкие отношения не нашел должной поддержки внутри страны, благодаря несогласию большинства членов Политбюро ЦК КПСС, особенно наиболее опытных Виктора Гришина, Андрея Громыко, Николая Тихонова, Владимира Шербицкого…



Следующим шагом Горбачева в его «политической игре» было отстранение от власти Гейдара Алиева. Исходя из таких действий, становиться очевидным, что беспорядки в Сумгаите нужны были кремлевскому руководителю и его «подопечным» для того, чтобы развязать себе руки в нагорно-карабахском конфликте. Армянские сепаратисты, воспользовавшись тем, что эти события не получили объективной правовой и политической оценки, начали процесс силового отторжения Нагорного Карабаха из состава Азербайджана. Их поддержал и Центр, начав информационную кампанию против Баку, которая осуществлялась и на международном уровне. Эта компания была направлена, прежде всего, на то, чтобы убедить мировое сообщество в «зверствах» азербайджанцев, проявленных по отношению к армянам и тем самым обосновать невозможность совместного проживания этих двух народов в составе одного государства.

В ходе расследований, проведенных Комитетом государственной безопасности и Прокуратурой СССР по «горячим следам» 25 лет назад были собраны неопровержимые доказательства того, что организаторами сумгаитских событий, то есть виновными в гибели 32 человек, из которых 26 армян и 6 азербайджанцев, были сами же армяне. В следственных материалах главным организатором фигурируют некий Эдуард Григорян, армянин по происхождению с двумя его братьями, армянскими эмиссарами, прибывшими с особым поручением из Нагорного Карабаха и Армении, а также агентами КГБ. Установлено, что именно он направлял группировки, состоящие из различных криминальных элементов, по адресам армян, которые отказывались платить взносы сепаратистскому комитету «Карабах» и обществу «Крунк». Это подтверждено многочисленными свидетельскими показаниями. 

Григорян непосредственно принимал участие в грабежах и лично совершил убийство шестерых армян, он был задержан совершенно случайно и вначале проходил по делу как свидетель, однако его опознала женщина из пострадавшей армянской семьи Межлумян. В ее показаниях написано следующее: «Григорян ворвался в нашу квартиру, сломал стул и ударил его ножкой мою больную мать. Я несколько раз пыталась оказать ему сопротивление. Но я женщина, и моих сил не хватило. Он повалил меня на пол и начал насиловать». Были и другие свидетели. Участник тех событий Наджафов рассказал, как «банда под руководством Григоряна ворвалась в квартиру № 512 армянской женщины по имени Эмма, Григорян предложил раздеть ее догола и вышвырнуть в таком виде на улицу, позднее Эмма была зверски убита Григоряном». Еще один отрывок из показаний свидетелей: «Э. Григорян ворвался в находящуюся в первом микрорайоне квартиру М. Петросяна и ударом по голове оглушил хозяина». 



В материалах прокуратуры содержится и информация о том, как в ходе сумгаитских событий многие азербайджанские семьи, подвергаясь опасности, укрывали своих армянских соседей от бандитских бесчинств. Следствием было собрано достаточно материалов, подтверждающих активное участие главаря банды Григоряна в убийствах и разграблении сумгаитских армян. Однако следственная группа Прокуратуры СССР утаила все материалы и факты, которые могли бы изобличить истинных организаторов этих событий. Совершенно очевидно, что Григорян был только исполнителем, настоящие организаторы, те, кто передали Григоряну список проживающих в Сумгаите армян, снабдили его банду оружием, психотропными и наркотическими средствами, остались «в тени». Скрывая, возможно, истинных преступников, Прокуратура СССР расценила нападения на армян как хулиганские действия. 

Помимо этого, по указанию Горбачева, были сфальсифицированы свидетельские показания. Большинство выступивших на митингах азербайджанцев было привлечено к следствию как «экстремисты», хотя на самом деле они предостерегали участников от всяческих провокаций. Во время следствия многие сумгаитские армяне дали показания, что были спасены азербайджанцами, но и этот факт тоже умалчивался. Прокуратура СССР упорно разрабатывала версию, что бесчинство с армянами совершили азербайджанцы, хотя в оперативно-следственную группу еще в самом начале расследования поступила информация о том, что беспорядки в Сумгаите были организованы советскими спецслужбами. Однако эта информация не только не была проверена, но и все полученные материалы, изобличающие истинных организаторов, тщательно скрылись. Помимо этого, не была обеспечена проверка поступившей в ходе расследования информации о диверсионной группе, которая, выдавая себя за изгнанных из Кафана азербайджанцев, распространяла слухи о зверских убийствах азербайджанских граждан, совершенных в Армении. Также не были приняты во внимание показания потерпевших, которые утверждали, что среди лиц, совершавших нападения на армянские дома были армяне из Карабаха. К ответственности привлекли лишь лиц азербайджанской национальности и единственного армянина Григоряна, и то только потому, что его участие в этих погромах не возможно было скрыть в силу многочисленных свидетельских показаний. Другие же армянские провокаторы, тоже участвовавшие в беспорядках, избежали наказания. 

Правоохранительные органы Азербайджана неоднократно посылали запросы по этому делу в Ереван и Москву, однако оттуда приходили не содержащие никакой информации «отписки». Ни Центр, ни армянская сторона не предоставили возможности Баку провести самостоятельные оперативно-следственные мероприятия для того, чтобы выявить связи Григоряна с армянскими националистами. Больше того, полученная во время следствия информация о лицах, с которыми главный исполнитель Григорян связывался накануне и в день совершения нападений на армянские дома, при неизвестных обстоятельствах исчезла из уголовного дела. В результате остались без ответа основные вопросы: кто же на самом деле организовал беспорядки в Сумгаите, и кто стоит за сумгаитской провокацией? 



Из этого следует только одно, что Прокуратура СССР действовала по указанию и в интересах Центра. Факты, которые могли бы пролить свет на истинное положение вещей, были попросту изъяты из дела, а само следствие и судебные процессы прекратились уже в декабре 1988 года, так и не дав объективной правовой оценки данным событиям.
Создается впечатление, что следователям и судьям было не дозволено оценивать доказательства по справедливости, так как правдивая оценка не соответствовала целям вышестоящих инстанций и могла полностью изобличить высокопоставленных заказчиков сумгаитских событий. 

Еще одним доказательством того, что события в Сумгаите были продуманной провокацией, является тот факт, что армяне еще в конце января начале февраля 1988 года начали массово покидать город, заблаговременно снимая деньги из сберегательных касс. Находились свидетели, которые утверждали, что прежде чем покинуть свои дома, армяне опустошали их и совершали в них поджоги для того, чтобы искусственно завысить масштаб преступлений, совершенных в Сумгаите, и впоследствии во всем обвинить азербайджанцев. 

Кроме этого, неизвестными лицами осуществлялась видеозапись беспорядков по всему пути следования погромщиков. Отснятые кадры оперативно передавались западным телеканалам. Нет сомнения в том, что лица, осуществлявшие видеозапись, были заранее осведомлены о планах и маршрутах тех, кто нападал на армян.



Прогрессивные умы понимают, что в сумгаистских провокациях не так все просто, и что кому-то было крайне выгодно столкнуть два народа на этнической почве. Всемирно известный писатель Эдуард Тополь Тенгизу Гудаве из радиостанции «Свобода» по поводу этих событий высказал свое мнение: «Это спровоцировано. Я в этом глубоко уверен. Я начинал свою журналистскую биографию в Сумгаите… Со всей страны приехали самые разные люди. Я работал в газете, писал сегодня об армянине, завтра об азербайджанце… У нас в редакции было пять пишущих человек, из них два с половиной еврея, армянка, азербайджанец, мы были одного возраста и совершенно равны во всем. И когда я узнал, что потом все началось с Сумгаита, с погрома, резни – ужас, кошмар, все мои друзья оказались в этом пекле. В то время, когда я работал в Сумгаите, я занимался горным туризмом, альпинизмом и помню, в честь не то 50-летия советской власти, не то еще какой-то был праздник, мы пошли пешком. Мы прошли Нагорный Карабах, я сам своими ногами прошел весь Нагорный Карабах. Мы выходим из леса, спускаемся в деревню. Жители деревни видят, что идет цепочка людей, они не видят ни лиц, не знают ни кто такие, но когда мы подходили к деревне, не важно, была это азербайджанская или армянская деревня, у калиток нас встречали женщины с кувшином вина и хлебом в руках. Нам говорили замечательные слова и по-армянски, и по-азербайджански... Не было никакой вражды. Я это утверждаю, потому что я пил вино и в армянской деревне, и в соседней азербайджанской деревне – не было никакой вражды...».

Политолог, постоянный автор журнала «Наш современник» Ксения Мяло в связи с сумгаитскими событиями писала: «Так называемые «межнациональные конфликты» в СССР развернулись в достаточно стабильном, упорядоченном обществе и в условиях вполне приличного достатка, а также, что немаловажно, достаточно высокого уровня образованности подавляющей части населения. Чтобы из той тяжеловесной статики, которая отличала эпоху пресловутого «застоя», мгновенно перейти к острой динамике, следовало применить весьма сильнодействующие средства, и они были найдены. Это, в первую очередь, широкое и сознательное привлечение к проведению бандитских акций уголовников – причем из разряда тех, кого именуют «отморозками»; в их задачи входит пустить первую кровь, причем способами, которые должны заставить массы людей оцепенеть от ужаса. Так было в Сумгаите, Фергане, Оше…».

Армянская сторона, и сейчас стремится выдавать свою ложь за правду, искажая факты, подтасовывая документы и прибегая к другим грязным методам. И если ранее они ограничивались только пропагандой, то сейчас лоббируют вопрос признания «геноцида армян в Сумгаите». Сваливая всю вину на Баку, Армения далее продолжает фальсифицировать факты, связанные с данной проблемой, для того, чтобы настроить мировое сообщество против Азербайджана. 



Армения, оккупировавшая 20% территории Азербайджана, называет сумгаитские события «актом геноцида», совершенным азербайджанцами по отношению к армянам, и обращается в различные международные структуры, пытаясь вынести этот вопрос на обсуждение в парламентах иностранных государств.

После прихода к власти общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева удалось восстановить репутацию Азербайджана в мире, которую всячески пыталась подорвать армянская ложная пропагандистская машина. До мировой общественности стали доходить сведения о том, что сумгаитские события являлись армянской провокацией. Из рассекреченных архивных материалов КГБ «всплыло», что в сумгаитских провокациях принимали активное участие эмиссары сепаратистов Нагорного Карабаха, среди которых агенты КГБ СССР Саркисян, Осипов, которые после известных событий с той же «миссией» были командированы в республики Средней Азии. Последующие события в Узбекистане и Кыргызстане прямо подтверждают то, что акции в Сумгаите, Фергане, Оше и других частях бывшего СССР организовывались и управлялись из единого центра.

В 2011 году по инициативе Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева возобновились расследования сумгаитских событий, которые только подтвердили, что заказчиками и организаторами бесчинств и нападений являлись представленные в советском руководстве проармянские силы, армянские националисты. Позиция Ильхама Алиева заключается в мирном разрешении конфликта путем переговоров на основе норм международного права и в рамках территориальной целостности страны. Однако эффективность мирного процесса он видит в поиске и принятии правдивой информации, на которой будут основываться все действия и решения участников процесса. 



Азербайджанское государство рассчитывает на справедливую политическую и правовую оценку событий в Сумгаите. С этой целью создан официальный Интернет-сайт Администрации Президента Азербайджанской Республики www.sumqait.org, на котором размещены, на трех языках, документальные материалы, содержащие информацию об основных причинах армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. А также материалы и документы, изобличающие выдуманную армянами версию «сумгаитского геноцида» и доказывающие, что погромы в Сумгаите являются заранее подготовленной провокационной акцией армян. 

С целью изобличения ложной армянской версии конфликта снимаются фильмы, публикуются и переводятся на иностранные языки статьи и книги, осуществляется информационная работа на международном уровне. До мировой общественности доводится объективная информации не только о сумгаитских событиях, но и о «кровавой» январской трагедии (1990), Ходжалинском геноциде с 25 на 26 февраля 1992 года, а также об армяно-азербайджанском нагорно-карабахском военном конфликте, о его причинах и тяжелых последствиях для азербайджанского народа.

Нынешнее руководство Армении ведет политику государственного терроризма, в результате нагорно-карабахского конфликта со своих исконных земель было изгнано около миллиона азербайджанцев, которые уже более двадцати лет проживают в лагерях для беженцев. Однако армянский терроризм направлен не только против интересов Азербайджана, но и других стран, таких как Турция, США, Грузия. Сепаратизм в Нагорном Карабахе был только началом армянского терроризма. Потом были вспышки терроризма в Абхазии, Приднестровье, Чечне, Косово, Македонии. И даже политически и экономически мощная страна США оказались незащищенной перед лицом терроризма. Нагорный Карабах стал одним из основных источников распространения терроризма во всем мире. Мировая общественность должна понять, что для того, чтобы покончить с таким опасным явлением, следует, прежде всего, ликвидировать очаги сепаратизма.



Имея рядом с собой такой сепаратистский очаг как Нагорный Карабах, Азербайджан на себе прочувствовал, что такое терроризм и одним из первых после сентябрьских событий 2001 года в США поддержала борьбу против международного терроризма. Однако необходимо дать отпор и террору, направленному против Азербайджана. Все факты, приведенные в этой статье, дают достаточно оснований для того, чтобы мировая общественность, в конце концов, признала армянский терроризм частью государственной политики Армении.

Напоследок хотелось бы выразить надежду на то, что в ходе возобновленного Азербайджаном следствия в связи с сумгаитскими событиями будут выявлены новые факты и установлены виновники, а слова Уильяма Филлипса «правота – вечное солнце, мир не может задержать его приход» – станут пророческими.