Праздник 12 июня все меньше несет в себе память о девяностых

На модерации Отложенный Праздник 12 июня все меньше несет в себе память о девяностых

 

   12 июня 2017, 10::35
Фото: Igor Russak/ZUMA/ТАСС
Текст: Петр Акопов

Этот праздник мы отмечаем уже 27-й раз – но только в последние несколько лет он, что называется, прижился. С каждым годом День России вызывает все меньше ассоциаций с тем, чем он изначально был, и с теми событиями, которые произошли в этот день в 1990 и 1991 годах. Теперь это день настоящего российского государственного суверенитета.

День России окончательно стал своим для наших людей после Крыма – тогда же большинство примирилось и с триколором. 12 июня воспринимают как праздник России, как ее день рождения. Но не в плохом смысле, то есть не в привязке к 1990 году и развалу СССР – а как день рождения вечной, тысячелетней нашей Родины, как ее именины. И уже не важно, что стало поводом для появления этого праздника, потому что снята ассоциация этого праздника и тех событий.

При этом, конечно, очень важно помнить то, что произошло 12 июня 1990 года – чтобы не повторять тех трагических ошибок в будущем.

Потому что принятая свежеизбранным тогда Съездом народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «Декларация о государственном суверенитете РСФСР» относится к числу самых позорных, ошибочных и трагичных документов тысячелетней русской истории. Новый парламент одной из составных частей большой России (носившей тогда название СССР) фактически выступил как разрушитель государства – что в итоге и произошло через полтора года.

Да, кризис в СССР во многом был вызван политикой союзного руководства, точнее, даже лично Горбачева – непродуманными реформами, постоянным шараханием, кадровой чехардой на всех уровнях власти (чтобы ослабить сопротивление безумной политике центра). Но это не означает, что пришедший к власти в РСФСР Ельцин должен был получать полномочия и поддержку в его стремлении бороться за власть с Горбачевым. Причем бороться любой ценой, в том числе и ценой развала страны.

Да, Россия «не первая начала». До нее подобные декларации приняли уже пять республик из 15 (три прибалтийских и две закавказских), но это не оправдание поведению не просто самой большой, но государствообразующей республики.

Да, тогдашние депутаты не думали о том, что они разваливают СССР. В декларации говорилось о намерении «создать новое демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР» – но они провозгласили приоритет российских законов над союзными, то есть фактически брали курс на ликвидацию союзной власти, а значит, и союзного государства. То есть большой, настоящей, исторической России. И непонимание этого тогдашними эрэсэфэсэровскими депутатами не освобождает их от исторической ответственности.

Так что да, сделанным 12 июня 1990 года невозможно не только гордиться – о нем можно лишь сокрушаться.

Как и о произошедшим ровно через год, когда подписавший декларацию о суверенитете председатель Верховного совета РСФСР (то есть глава парламента России) Борис Ельцин был избран президентом РСФСР. Уже через пару месяцев, после того как срежиссированный Горбачевым «путч ГКЧП» привел к обрушению союзной власти, Ельцин стал фактически единоличным правителем России. За этим последовал развал СССР, экономические «реформы» и смена социального строя.

В 1992-м, в разгар хаоса, российский парламент объявил 12 июня праздником – с названием «День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации». В народе его назвали днем независимости – так о нем писали и некоторые тогдашние либеральные СМИ (а других тогда и не было), заодно подражая названию главного американского праздника, Дня независимости, отмечаемого 4 июля.

Это название, естественно, вызывало лишь саркастические вопросы – от кого независимости? Какую независимость обрела Россия? Очень скоро люди поняли, что это была независимость от социальных завоеваний, от спокойного уклада жизни, от русских земель и тех территорий, которые собирались в составе России столетиями. Радоваться тут действительно было нечему.

Но в новом веке этот день постепенно стал отделяться от событий 1990–1991 годов. В 2002-м Владимир Путин переименовал праздник в День России – убрав привязку к тому, чем невозможно гордиться. Теперь это праздник нашего государства, нашей России – не «юной», «появившейся на свет в 1990–1992 годах», а тысячелетней, вечной. Не Российской Федерации, как она сейчас называется и в границах которой существует – а той России, которая была и царством, и империей, и Советским Союзом. И будет жить дальше – в новых формах и устройствах.

Слава России!

Текст: Петр Акопов