Это не империя, ЭТО-убожество

На модерации Отложенный

       

Имперцы

На генеральной ассамблее ООН в сентябре прошлого года президент Франции Эммануэль Макрон назвал полномасштабное военное вторжение России в Украину «колониальным империализмом». С ним согласен и президент Польши Анджей Дуда, который считает, что «российский империализм» объявил войну Восточной и Центральной Европе.

На этом фоне весь прошлый год в бывших советских республиках были слышны обвинения в «имперскости» в адрес россиян, уехавших из страны-агрессора. «Имперскими» называют российские историю, культуру, менталитет — и иногда даже сознание. С этой оценкой соглашаются и некоторые исследователи, например, антрополог Алексей Юрчак или украинский историк Сергей Плохий в интервью российскому журналисту Михаилу Зыгарю*.

Критикам вторят даже некоторые деятели искусства и культуры РФ, открыто поддерживающие агрессию. Так, летом 2022 года директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в интервью «Российской газете» заявил, что «все мы милитаристы и имперцы».

РОССИЙСКИЕ «ИМПЕРЦЫ» ХОТЯТ ВОЗРОДИТЬ ИМПЕРИЮ?

На протяжении многих лет Кремль последовательно дает понять, что считает современную Россию великой державой, которой полагается некая сфера влияния — в первую очередь так называемое постсоветское пространство. Представление, что у России есть право вмешиваться в дела «братских народов» и даже определять путь их политического развития, обычно и называют имперством.

Некоторые исследователи (примеры: раз, два, три) ассоциируют это представление со славянофильской идеей России, согласно которой русский народ выполняет особую религиозную или квазирелигиозную миссию. И именно поэтому не поддается никакой «модернизации» и ничему подобному. 

«Мы русские, с нами Бог» — именно про это: «наша» правота обусловлена не политическими, юридическими, экономическими или какими-то другими соображениями, а «исторической миссией» и «особым путем».

Одновременно с этим на фоне полномасштабного военного вторжения в Украину в постсоветских странах, которые приняли десятки тысяч россиян, уехавших из страны-агрессора, «имперцы» превратились в своеобразное клеймо. В первую очередь, для тех граждан РФ (и в особенности «хороших русских»), кто продолжает сетовать на «отмену России» или воспроизводит имперские мифы о превосходстве русского языка и культуры.

КАК ОТЛИЧИТЬ ИМПЕРИЮ ОТ НЕ-ИМПЕРИИ? 

Общепринятого определения империи не существует. Поэтому историки, ученые, журналисты, активисты и политики регулярно, и довольно ожесточенно, спорят друг с другом о том, кто тут империя, бывают ли хорошие империи и так далее (примеры: раз, два, три, четыре, пять). 

Историки пытаются сделать из «империи» четкий научный термин и спорят о строгости его применения. Эти споры — одно из самых продуктивных и активно развивающихся направлений исторических исследований в последние несколько десятилетий. 

Но «империя» — это еще и политическое понятие. Оно довольно гибко используется, чтобы охарактеризовать агрессивную политику отдельных стран, которые в своих интересах пытаются вмешиваться в дела других суверенных стран. Часто полагают, что США ведут себя «империалистически» по отношению к странам Латинской Америки, Китай — к странам Центральной и Юго-Восточной Азии, Россия — к «постсоветскому пространству».

Очень важно подчеркнуть: слово «империя» в историческом и в политическом контексте означает разные вещи. Эти два значения, конечно, связаны: «политическая империя» — это часто «историческая империя», которая утратила былое величие и теперь «тоскует». 

Историки нередко говорят (раз, два), что СССР был «неправильной империей», имея в виду, что границы между советскими центром и периферией были сильно размытыми, а управление национальными республиками включало в себя не только классические колониальные элементы. Случается, что такие технические детали вызывают недоумение аудитории. Это происходит как раз из-за зазора между двумя значениями слова «империя»: ученые говорят о сложном, трудноопределимом историческом феномене — а от них ждут политической оценки.

О том, можно ли считать современную Россию и СССР империями, мы уже подробно рассказывали в выпусках «Сигнала» «Имперское сознание» и «Колониальная война». (Очень короткий ответ: да, если обратиться к широкому политическому понятию империи).

ВСЕ РОССИЯНЕ — ИМПЕРЦЫ?

В самом широком смысле, российские имперцы — это умозрительная категория. Она объединяет довольно разрозненные группы людей в носителей единой системы идей (или даже сознания), основанных на представлениях об «особой цивилизационной миссии» русских и постсоветской ностальгии по империи.

Некоторые еще называют эту идеологию «рашизмом» (мы уже подробно писали об этом понятии в одном из первых «Сигналов»). 

В последние десятилетия российская социология практически не занималась изучением идеологий, а в лучшем случае лишь ценностями россиян. Накануне голосования о поправках в конституцию РФ в 2020-м группа независимых российских социологов во главе с Сергеем Белановским провела одно из немногих исследований такого рода. По итогам они поделили население страны на чрезвычайно условные сегменты: «демократов» (44%), «неопределившихся» (39%) и «имперцев» (17%).

И «демократы», и «имперцы» — очень неоднородные идеологические лагеря. К первому, скажем, относятся как либералы, так и многие «леваки». Ко второму — как монархисты и царебожники, так и сталинисты. 

По словам самого Белановского, в основе идеологии имперцев лежат русский национализм, империализм, негативное отношение к «коллективному Западу», а также «ставка на использование силы как основного инструмента управления обществом». 

В последние годы имперцы были склонны критиковать власть за непоследовательность и слабость (как отмечают социологи, потому что Кремль, по мнению этого сегмента россиян, плохо претворял в жизнь имперские идеалы), одобряли российскую военную агрессию в Донецкой и Луганской областях Украины и, в отличие от «демократов», имели выраженную уверенность в завтрашнем дне. 

В 2020-м Белановский осторожно замечал, что российские социологи склонны к упрощениям — и чаще всего отождествляют снижение рейтингов власти с ростом демократических настроений в стране, хотя на деле все может оказаться намного сложнее. Грубо говоря, даже если социологические исследования показывают, что «демократы» численно преобладают над «имперцами», нет никакой гарантии, что «путинизм» — на пороге падения, а идеологический вектор «неопределившихся» (39%) не склонится в пользу «сильной руки».

Как отмечает профессор политологии Линкольнского университета Елена Чебанкова, в последние годы Кремль то и дело брал на вооружение самые разные идеологии, от евразийства до неолиберализма. Но он никогда не опирался на реально существующие в стране политические силы и уж тем более на массовые общественные движения. 

Проще говоря, даже если Белановский и прав насчет того, что 17% россиян склонны критиковать Кремль с «имперской» позиции, это не имеет особой политической релевантности. Путин решил начать полномасштабное военное вторжение в Украину не потому, что захотел порадовать имперцев, а потому, что сам лично считает это правильным. 

Чебанкова также обращает внимание на то, что в России, при всем многообразии идеологий и мнений по поводу неравенства, распада СССР, прав ЛГБТ-людей, экономической политики и так далее, большинство граждан выступают за сильное государство. «Сильное» не только в военном смысле, но и в полицейском, а также в смысле активного руководства общественной и экономической жизнью. То есть за патерналистское государство.

«Стандартной моделью», от которой отстраиваются эти представления, остается СССР: мало кто хочет его возрождения в прежнем виде, но почти все хотят возрождения тех или иных элементов (военной мощи, гарантированного трудоустройства или еще чего-то) советской империи. Возможно, именно эта установка и делает носителей самых разных политических взглядов имперцами — тем более, что это самых простой способ компенсировать отсутствие целостной российской идентичности.

НЕОЖИДАННОЕ ОТКРЫТИЕ, КОТОРЫЕ МЫ СДЕЛАЛИ, ПОКА ГОТОВИЛИ ЭТОТ ТЕКСТ

Для феномена, о котором идет речь в этом выпуске, понадобилось целое новое гнездо слов: «имперство», «имперцы», «имперский». А в нулевые еще была в ходу «имперка» — черно-желто-белый флаг Российской империи, ставший символом русских националистов. Так вот, еще в начале 2000-х Национальный корпус русского языка определял «имперцев» как людей, состоящих на государственной или военной службе у империи. Только к началу 2010-х в онлайн-корпусе русскоязычных текстов это слово приобрело значение, описанное в этом письме «Сигнала».

ПОСТСКРИПТУМ

В конце 1950-х в Украине поэты, музыканты и художники начали с новой силой бороться с русификацией — и были объявлены главными врагами советских властей, «особенно опасными государственными преступниками». Спецкор «Медузы» Кристина Сафонова рассказывает историю украинского филолога Василия Овсиенко, который попал в советские лагеря — и провел там больше 13 лет. 

Мы послали вам «Сигнал» — теперь ваша очередь. Отправьте это письмо своим друзьям и близким. Знание — сила. Будущее — это вы. 

* Объявлены в России «иностранным агентом». Мы указываем это из-за давления властей. С 1 декабря «иноагентом» может стать вообще любой россиянин

.

 

Автор- НЕ я.