Мирон Амусья: 5-10 июня 1967
На модерации
Отложенный
(К пятидесятилетию победы Израиля над арабами в Шестидневной войне)
Мирон Я. Амусья
<small>Этих дней не смолкнет слава,
Не померкнет никогда!
То еврейские отряды
Занимали города
Небольшая вариация почти народной песни</small>
<small>Дай руку. Спокойно…
Мы в громе и мгле
Стоим
на летящей куда-то земле.
В, Луговской</small>
Победа Израиля в 1967 — это тот редкий случай, когда так называемым альтернативным историкам трудно ошибиться — победи тогда арабы, не было бы сегодня Израиля, как и по меньшей мере значительной части его еврейского населения. Думаю, также несомненно, что проигрыш войны покончил бы с идеей своей государственности евреев на очень долгий срок, если не навсегда.
Массовая резня евреев со стороны победителей не могла бы чисто технически подняться до уровня Холокоста, однако, последовав по историческим меркам исключительно быстро после него, на значительнейший промежуток времени осталась бы не только источником боли, но и унижением евреев как нации. Такая победа полностью стёрла бы из памяти арабское поражение в Войне за независимость 1948-49 гг., превратив его просто в досадную случайность, недостойную ни внимания, ни памяти.
Идеи сосуществования арабов с Израилем, проиграй он войну, у мусульманского мира, в первую очередь у наших непосредственных и немного удалённых соседей — Египта, Сирии, Иордании, Ирака, Алжира и далее по списку тогда не существовало. Арабский мир был един, и его национализм силён. Война арабами была задумана серьёзно, а не просто как демонстрация силы, чтобы набрать некие пропагандистские очки за счёт бряцания оружием. Об этом говорит вся обстановка того времени, значительные детали которой отчётливо помнят многие из ещё живых, включая автора.
Ход Шестидневной войны, именно не её мотивы, а ход, многократно и подробно освещались в прессе, им уделялось и достойное внимание в энциклопедиях. Здесь мало разночтений. Название войны стало также употребляться и в переносном смысле, символизируя необыкновенно быструю и исключительно важную победу. Объективно, победа в 1967, закреплённая в 1973, обеспечила стабильное существование страны. Сейчас едва ли хоть кто-то из соседей Израиля рассчитывает на его уничтожение в ходе очередной арабо-израильской войны, рискни арабские страны её начать. Важный результат победы — возможность реализовать тысячелетнюю мечту, не просто вернувшись в Иерусалим, но и восстановив в этом городе столицу еврейского государства. Возвращение столицы в этот город уже стало свершившимся фактом вне зависимости от того, какие резолюции примет ООН, и кто и когда переведёт сюда своё посольство.
Победа в 1967 обеспечила Израилю не только существование, но и успешное развитие. Народонаселение страны выросло за эти годы более чем в три раза, а внутренний валовый продукт (ВВП) на душу населения — более, чем в два раза. Израиль стал важным и видным участником международного разделения труда. Примечательно, что по ВВП на душу населения Израиль подобрался довольно близко к Германии. Продолжительность жизни его граждан одна из самых больших в мире, а система социального обеспечения — одна из самых лучших. Израиль — видный и влиятельный участник многих встреч и конференций, посвящённых международной политике, страна с большим международным авторитетом. Получившие эту страну от отцов основателей, сегодняшние израильтяне имеют основание для гордости — им есть, что передать детям и внукам.
Хотя ход и результаты войны вызывают мало сомнений, обсуждение её причин и моральных аспектов победы в 1967 сразу стали предметом разночтений и слухов, не утихающих до сих пор. Для многих левых победа в 1967 стала началом «оккупации» арабов, того господства одной этнической группы над другой, которое столь ненавистно социалистам испокон веку. И хотя в реальности Израиля никаких признаков этого господства нет, леваки с буквально нарастающим рвением его разоблачают. Их коллеги во всём мире с маниакальным упорством говорят об израильском апартеиде, мнимом аналоге апартеида в ЮАР. Никаких признаков и черт апартеида в Израиле на самом деле нет, но его отсутствие не смущает «борцов», а лишь увеличивает их энергию.
По времени, с победой Израиля в войне 1967 связывают и проявление идей самоопределения «палестинского народа». Это тоже неправда — «народ» этот был создан КГБ несколькими годами ранее. Но военная победа Израиля привела к освобождению весьма значительных территорий из-под иорданской оккупации. И вот на этой основе были усилены требования к Израилю создать так называемое «палестинское» государство, и сформулированы требования, которые необходимо для этого выполнить. Именно, следует тотчас и, безусловно, отойти к той линии прекращения огня, на которой закончилась война за независимость в 1949 г.
Огорчительно, что превратные впечатления о Шестидневной войне появляются и у авторов, в объективности которых нет оснований сомневаться. Так, в «Огоньке» недавно появилась статья Л. Млечина[i] «Месть проигравших» с удивившим меня подзаголовком «О войне, положившей начало эпохе международного терроризма». Он прямо пишет: «Такого оглушительного разгрома не ожидали ни побежденные, ни победители. Война изменила судьбу Ближнего Востока. И породила эпоху международного терроризма». А кончает свою, в целом объективную статью, словами: «Зерна ненависти, посеянные полвека назад, дают обильные всходы». В таких формулировках, так или иначе, звучит обвинение в адрес войны, которая этих обвинений не заслуживает. Не война начала международный террор, а то же подстрекательство, которое инициировало и террор, привело к войне. И не посеяла она ненависть, а была одним из ярких и ранних проявлений этого посева, которым Израиль не занимался все годы своего существования. Ведь через шесть лет, в 1973, когда стало ясно, что террор к решающему успеху не смог привести, опять началась новая война. На мой взгляд, террор — это не месть проигравших, но оружие тех, кто своего проигрыша осознать не хочет. И искать здесь организаторов уместно лишь заметно, на тысячи километров, расширяя границы поисков.
Нередко говорится о том, что перед войной Израиль провоцировал своих соседей. Недавно в Википедии прочитал утверждение: «Ряд источников [23][24] приводят слова Моше Даяна, сказанные им в частной беседе с журналистом Рами Талем в 1976 году, о том, что около 80 % столкновений было спровоцировано Израилем». Ссылка [23] идёт на статью крайне левого журналиста с красноречивым заголовком «Почему Сирия должна восстановить контроль над Голанами, чтобы примириться (с Израилем)». А [24] есть интервью с известным ненавистником Израиля «профессором» Н. Финкельштейном!
Однако, думаю, что не только участники событий, но люди, просто помнящие, как я, тогдашнюю грозовую обстановку вокруг Израиля, не смогут поверить, что это он провоцировал войну, в которой вероятность победы представлялась совсем не очевидной. Как не вспомнить сообщения иностранных «голосов» о том, что перед началом войны в Израиле приготовили огромное количество, чуть ли не десять тысяч, могил. Не мог Израиль, чья армия уступала арабским армиям в живой силе в два, а по танкам и самолётам в три раза, провоцировать войну.
Несогласие вызвала у меня посвящённая 50-летию победы статья известного политического деятеля и журналиста М. Фейглина «Чудеса войны, или как Иерусалим был освобожден против воли правительства». Основной причиной разгрома египетских армий объявляется последовательность мелких случайностей, которые и обеспечили победу вопреки, а не вследствие, действий израильского руководства. Понимаю, что исходя из своих сегодняшних политических соображений, Фейглин почему-то считает для себя невозможным воздать должное, например, М. Даяну. Однако, по Фейглину, выиграла войну не отлично подготовленная армия, использующая, к тому же новые оперативные приёмы, вроде полётов на очень малой, порядка буквально пары десятков метров, высоте, а несколько мелких случайностей. Именно, израильский лётчик не сбил египетский бомбардировщик, на котором, как потом выяснилось, летел начальник генштаба Египта и его окружение. Бомбардировщику «удалось уцелеть, применив чудеса аэронавтики», иорданский авиадиспетчер, не отличив израильские самолёты от египетских, ошибочно сообщил королю о том, что к Тель-Авиву приближаются «сотни египетских самолетов». А король потому решил Египет поддержать!
Но обеспечило победу Израилю, согласно У. Мильштейну, цитируемому Фейглиным, то, что «старания египетского летчика уклониться от удара так напугали несчастного начальника штаба, что он прямо из самолета послал в армию приказ о немедленной эвакуации всех войск с полуострова Синай».
Фейглин пишет, «что все танки и армия Египта окопались на Синае по образцу советской военной доктрины, и выкурить их оттуда можно было только ценой большой крови …. После этого приказа начальника … война на Синае превратилась в основном в погоню за отступающими в панике египтянами». С картиной чудес Фейглина согласиться крайне трудно. Такую войну выиграть могла лишь армия, народ, руководство, которые ясно понимали — проигрыш ими войны смертельно опасен для каждого израильтянина и страны в целом.
Иногда говорят, что в ожидании агрессии, Израиль начал войну превентивным ударом. Хочу уточнить существенную здесь терминологию. Определение агрессии в версии МИД СССР я прочитал в 1ом томе 3его издания Большой Советской Энциклопедии, вышедшем в 1969. Уже там отмечалось, что перекрытие проливов военной силой, ограничивающее судоходство страны, есть акт агрессии по отношению к ней. А вот определение агрессии, утверждённое резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года: «Статья 3. Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии: …с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; …». А на агрессию её жертва не обязана отвечать симметрично, но имеет право на ответный удар там и тогда, где и когда сочтёт нужным.
Напомню часть переченя действий сторон по Википедии: «22 мая президент Египта Насер, разместив гарнизон в Шарм-эш-Шейхе, объявляет блокаду Тиранского пролива, закрыв израильский порт Эйлат. Насер заявляет: «Если Израиль хочет войны — Добро пожаловать!»;
23 мая Саудовская Аравия объявляет о готовности принять участие в военном конфликте;
23 мая Израиль заявил, что «помехи, чинимые израильскому судоходству в Тиранских проливах, будут рассматриваться как акт войны, равно как и вывод войск безопасности ООН (UNEF), отправка иракских войск в Египет и подписание военного пакта между Египтом и Иорданией». Он оставляет за собой право начать военные действия«.
Таким образом, именно 22 мая есть фактическая дата начала войны Египта против Израиля. Однако, подвергшись агрессии, Израиль безуспешно продолжал взывать к совести в первую очередь США, которые, добиваясь его ухода в 1956 из Синая вообще и из Шарм-эш-Шейха в особенности, дали, вместе с Англией и Францией, гарантии обеспечения свободного прохода израильских кораблей через Тиранский пролив. Гарантии, как это водится, были позабыты.
Нередко, особенно в русскоязычной прессе, можно встретить утверждение, что СССР перед войной делал многое, чтобы удержать рвущийся к войне Египет, и не допустить конфликта. Однако это противоречит многому, включая и мои воспоминания о буквально сорвавшейся с цепи в своём антиизраилизме прессе. Это противоречит и печально памятным выступлениям в СБ ООН постоянного представителя СССР Н. Федоренко, кстати, член-корреспондента АН СССР, которые отличались совершенно открытым крайним антиизраилизмом и едва прикрытым антисемитизмом. У меня в ушах до сих пор его слова «приходит какой-то Мойша Даян и врёт», с ударением на Мойше вместо Моше и интонациями, ожидаемыми от куражащегося уличного хулигана, а не от учёного — профессионального филолога и востоковеда.
Трудно поверить в реально удерживающие усилия СССР, особенно после объявленного им уже 10 июня 1967 г. разрыва дипломатических отношений с Израилем. Замечу, что отношения были восстановлены лишь спустя четверть века, при кардинальной смене власти в СССР и после значительных инициатив со стороны Израиля. Ясно, что победу Израиля СССР считал своим унижением. Это его ощущение лишь усилилось после победы Израиля в 1973, в войне Судного дня. Так может вести себя лишь подстрекатель, а не «удерживатель» воинственных арабов.
В связи с темой роли СССР в Шестидневной войне сошлюсь на статью В. Боронца в газете «Комсомольская правда» от 27 мая 2007 под заголовком «40 лет назад СССР хотел бомбить Израиль«. В статье содержалось на этот счет много свидетельств израильских, американских и российских авторов. Приведу пару из них. Вот сообщение генерал-полковника в отставке В. Решетникова: «Летом 67-го я командовал корпусом дальних бомбардировщиков на Украине. Из Генштаба поступил приказ, чтобы три эскадрильи Ту-16 мы перекрасили в цвета египетских ВВС. На секретных рабочих картах по приказу из ГШ были нанесены «объекты на поле боя» — территория была израильской…». А вот сообщение старшего лейтенанта запаса Ю. Хрипунов: «В июне 1967 я служил на противолодочном корабле, который находился в Средиземке, милях в 20 — 30 от Хайфы. 5 июня командир корабля капитан 3 ранга Дядюн приказал мне подобрать три десятка добровольцев и подготовить их к десантной операции на берегу. Цель была — проникнуть в порт Хайфы на главную военно-морскую базу Израиля, где располагалось армейское командование. Но вскоре поступила команда «отбой»».
В своём интервью 22.05.2017 бывший посол Израиля в США Михаэль Орен, специально изучавший историю Шестидневной войны, да и писавший об этом довольно много, говорит об устойчивых опасениях вмешательства СССР в Шестидневную войну со стороны руководства Израиля. На фоне того, что он сам пишет, на фоне мнения других авторов и известных фактов пятидесятилетней давности, несколько неожиданно и странно звучит, однако, его вывод: «Не думаю, что СССР хотел войны, но он подлил масла в огонь, распространяя слухи о концентрации ЦАХАЛа на сирийской границе». Не ограничивался СССР подливанием масла и слухами, а был важнейшим организатором и дирижёром той войны. Не надо принижать его роль.
***
От ряда знакомых слышал, что они фактически стали евреями, ощутили гордость своей принадлежностью к еврейскому народу, обрели готовность бороться за свои национальные права, включая право на выезд в Израиль, лишь под влиянием шестидневной войны. Что касается меня, то победа Израиля в этой войне была очень важной, потому, что не дала мировому Злу победить. Но я не стал евреем под влиянием победы в шестидневной войне 1967 — я её встретил евреем. Меня во многом им сделали дикие антиеврейские кампании в СССР конца 40х-начала 50х годов прошлого века, которые, чтоб психологически пережить, не проникнувшись навсегда унижающим чувством собственной неполноценности, заставляли всюду искать великих евреев — среди артистов, учёных, военных, государственных деятелей, инженеров и т.д., как в прошлом, так и настоящем.
Это имена просто необходимо было знать, чтобы устоять в потоке газетных и радио фельетонов с их неизменными героями — евреями-жуликами, устоять против «народной молвы» про евреев — «героев ташкентского фронта». Надо было знать и прошлое, и настоящее своего народа. И изучение показывало, что евреи — народ, принадлежностью к которому можно законно гордиться. В поисках литературных данных ведущим был мой, уже очень давно покойный, приятель Женя Гарбер, чьи удивительные способности к изучению, запоминанию и знанию проявились очень рано.
Мы искали отблески своего национального прошлого и в рассказах старших, и в библиотеках, шаря по энциклопедиям и справочникам, где часто попадались нам еврейские фамилии. Мы с родителями, чтобы нас не понимали соседи, говорили на идише. Это стало привычкой, раз и навсегда позволив спокойно и уверенно пользоваться своим языком, да и словом «еврей», которое тогда было совсем не в моде.
Успехи в 1967 были в моих глазах теснейшим образом связаны и с победой Израиля в 1956, часто незаслуженно принижаемой. И с воистину героической эпопеей войны за независимость 1948-49, когда папа и я прирастали к приёмнику, и каждое действие евреев, включая не только фронтовые победы, но и убийство в 1948 Бернадота, посредника генерального секретаря ООН между евреями и арабами, встречалось нами с пониманием и одобрением.
Война в Израиле явно контрастировала с тем, какой была реакция евреев на их массовое истребление нацистами в годы войны. Напомню, что довольно долго было известно лишь два очага сопротивления нацистам — восстание еврейского гетто в Варшаве, в 1943, и те героизм тех, кто бежали из минского гетто. О них рассказывала вышедшая в 1947 г. книга Г. Смоляра «Мстители гетто». Многое внушало тогда стыд, и только позднее выяснилось, что очагов сопротивления нацистам было вовсе не два. А тогда те герои, что взрывали отель «Король Давид», бились с англичанами, прямо помогали мне в обретении самоуважения. И сейчас, по пути с работы домой, когда мой путь идёт мимо остановки «Дрезнер», по улице Олей ха Гардом («Взошедшие на эшафот»), где я выхожу у остановки «Дов Грунер», нередко вспоминаю героев своей давно ушедшей юности, и благодарю их за важнейшую моральную поддержку.
Возвращаясь к Шестидневной войне, отмечу её важнейший урок — самый надёжный гарант Израиля — это он сам. Нужно и можно рассчитывать в тяжёлую минуту в основном на себя. Это понимание, вместе с готовностью дать противнику сокрушительный отпор — залог мира и безопасности для страны.
Комментарии
Иногда простота хуже воровства.