Опиум для народа или наука?
На модерации
Отложенный
Уже не первый год не утихают в обществе споры о том, есть ли необходимость вводить в школьное образование религиозную составляющую. Защитники преподавания курса ОПК видят в этом предмете единственную возможность привить детям нравственные и моральные принципы.
В свое время в Советском Союзе место религии в обществе и образовании было определено очень четко: «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Законы Советского Союза категорически запрещают какую бы то ни было дискриминацию верующих. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных учебных заведениях не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии только частным образом». (http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/107/014.htm)
Тем не менее, в тогдашнем обществе не было такого, как сейчас, разгула безнравственности, цинизма, презрения к нормам поведения.
Во времена существования Советского Союза молодежь, конечно, была разная: городская и сельская, с высшим образованием и без него, с различным уровнем воспитания… Но тем не менее применительно к людям определенной возрастной категории можно было употреблять выражение «проблемы молодежи».
Наверное, не стоит отрицать, что все-таки существовало единое социальное пространство, в котором эта молодежь находилась: она училась в единой школе по одним и тем же учебникам, находилась в едином пространстве СМИ…
Поколение «детей перестройки» появилось тогда, когда «некогда наилучшая страна стала наихудшей». Когда все менялось и рушилось, не было времени думать о будущем. Социальная катастрофа, которую по своей разрушительной силе можно сопоставить с гражданской войной, заживо похоронила все достижения советского периода - в современной России старая система ценностей практически не сохранилась.
После развала СССР, когда цензура, судя по всему, капитально сдала свои позиции, немаловажную роль в формировании облика современной молодежи сыграло телевидение. Лет тридцать назад не было такого обилия программ и передач, как сейчас. Но не было и уродливого и бездумного копирования западных низкопробных сериалов и шоу, не было «художественных» фильмов, пропагандирующих жестокость и насилие. Кроме того, не следует забывать, что в современной России молодые люди находятся в несопоставимых стартовых условиях, в условиях классового расслоения.
Социальное неравенство, бедность, нищета порождены действиями власти. И решить эту проблему наша власть не в состоянии – да, наверное, и собирается ее решать. Поскольку именно представители власти и есть те люди, которые извлекают прибыль из социального неравенства, бедности и нищеты части общества.
Однако те, кто находится у власти, видимо понимают, что проблему решать надо, хотя бы в целях собственной безопасности и во избежание социального взрыва. Но «поступаться принципами» - принципами обогащения и выгоды не хочется. И вот здесь существенную помощь государству способна оказать Церковь. Как сделать так, чтобы «и овцы были целы, и волки сыты»?
Ответ напрашивается сам собой – воспитать поколение рабов, готовых безропотно обслуживать власть. Здесь у Церкви и властных структур взаимный интерес: Церковь увеличивает поголовье своего стада – «рабов божьих»; государство получает послушных исполнителей, потому что «власть от бога». Главное – начать воспитание как можно раньше. Не случайно уже в течение довольно длительного времени обсуждается вопрос о повсеместном введении в школьное образование предмета «Основы православной культуры». В некоторых регионах этот предмет уже преподается, что никак не нарушает светскость образования, благодаря современным размытым законам.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями и дополнениями
«Статья 4. Государство и религиозные объединения
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
- не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
- не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
- обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». (http://www.garant.ru/law/71640-001.htm)
Смысловая неоднозначность законов позволяет священнослужителям трактовать их в свою пользу:
«Во-первых, в конституции нет четкого определения того, что необходимо понимать под «светским характером государства», и, во-вторых, обратить внимание на то, что в конституции нет принципа отделения церкви от системы государственного образования».- 18 декабря 2007 г. Кирьянов Димитрий, священник (http://www.bogoslov.ru/text/255946.html#_ftnref1)
«Закон об образовании гласит, что образование в нашей стране должно иметь “светский характер”. Вся наша образовательная система, подчиненная инерции предшествовавших семидесяти лет, воспринимает этот закон как утверждение необходимо-атеистического образования в государственных школах. Между тем такое толкование закона совершенно произвольно. “Светский” не значит атеистический, а значит – неклерикальный….Сегодня Православие – главная надежда, духовная и нравственная опора очень большой части русского населения нашей страны. Наибольшая часть налогоплательщиков Российской Федерации, финансирующих государственную систему образования, принадлежит к той или иной традиционной для России культурообразующей религии. Спрашивается, почему их дети против их желания в государственной школе должны в обязательном порядке получать атеистическое образование и воспитание?» – Протоиерей Владимир Воробьев (Актовая речь на ежегодном празднике Свято-Тихоновского Богословского института).
Священнослужители не одиноки в своем мнении. Вот цитата из высказывания Метлика И.В., доктора педагогических наук, заведующего лабораторией гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи ГосНИИ семьи и воспитания РАО:
«Светскость – качественная характеристика государства, выражающая наличие установленного в правовой системе и осуществляемого на практике разделения полномочий и функций органов государственной власти и местного самоуправления с управленческими структурами религиозных организаций.
Соответственно, светский характер образования в государственной и муниципальной школе предусматривает не запрещение взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием с религиозными организациями по вопросам, представляющим взаимный интерес, а недопущение подмены одних структур другими – органов государственной власти и местного самоуправления управленческими структурами религиозных объединений.
Нарушением светского характера образования будет передача органом управления образованием или школой своих прав РПЦ так, чтобы ее структуры занимались организацией изучения православной культуры в государственной или муниципальной школе». – (http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=120)
Что же предлагают существующие на данный момент учебники по предмету, призванному воспитать морально-нравственных граждан современной России?
Из учебника «Религиозной культуры» А.В.Бородиной:
«Грехопадение Адама и Евы
Согласно Библии, человек был создан как мудрый хозяин природы, владеющий речью, способный постигать суть предметов явлений и имеющий право давать названия каждой твари (от слова “творить”, т. е. сотворенные существа). Для человека были созданы необыкновенно благоприятные условия: он жил в раю, где всё было в изобилии для него и его жены. Однако первым людям была дана заповедь: не есть плодов дерева познания добра и зла. Третья глава книги “Бытие” рассказывает, что, имея всё полезное для жизни, первые люди соблазнились запретными плодами, в результате чего стали доступны греху и смерти. Имея по-прежнему свободную волю в любом выборе, люди стали склоняться ко злу, что наполняло их жизнь и жизни других людей страданиями и несчастиями. После грехопадения люди от рождения имеют способность распознавать добро и зло, но духовная незрелость не позволяет им правильно сделать выбор, склоняя их к сиюминутной выгоде или удовольствию и делая их пленниками греха, зла. О том, как произошло грехопадение первого человека и его жены, рассказывает третья глава книги “Бытие”» (http://hram-brateevo.narod.ru/uchebnik.htm).
Из учебника «Православная культура» Л.Л.Шевченко:
« Дорогие дети!
Мы продолжаем знакомство с миром православной культуры. Из Священной истории вы узнали о том, что Бог дал непростое правило для жизни – послушание. Но дал и помощь его выполнить: чудесные крылья веры в Бога и надежды на Него. Опираясь на эти крылья, подобно сказочной птице, поднимался человек на небеса Божественной любви. И становилась радостной жизнь его. Непростая это была радость. Называлась она радостью о Господе.
Задание. Запиши слова песнопения
«Радуйся, Пречестный и Животворящий Крест Господень. Сохрани меня от всякого зла!»(http://marquis-the-cat.livejournal.com/96355.html)
Это православная культура? Неужели на подобном материале собираются поднимать нравственность граждан России?! И собираются ли? Ключевые слова: послушание, вера и надежда (почти как в известной песне «Надейся и жди – вся жизнь впереди!»).
Все-таки жестко сформулированные законы разрушенного государства ограждали и защищали детей от подобного бреда. Но сейчас, очевидно, поставлены другие цели - думающие, умные люди не нужны ЭТОМУ государству. Еще раз повторюсь – необходимы тупые, воспитанные в духе послушания «рабы», обслуживающие «элиту». Я полагаю, дети «элиты» изучать эту с позволения сказать науку «Православная культура» не будут.
Если начать разбираться, чем культура отличается от религиозной культура (в данном случае – православия), то получается следующее:
«Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:
- отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;
- воплощенная в предметных, материальных носителях; и
- передаваемая последующим поколениям».
Религиозная культура - часть духовной культуры человечества,
- порожденная религиозными запросами людей и
- призванная удовлетворять эти запросы».
Как следует из приведенных определений:
1) Собственно культура касается всего общества, опирается на историю этого общества и определяет принятые в этом обществе нормы и ценности.
2) Религиозная культура касается только одной конфессии (вероисповедания, церкви) и определяет формы поведения, связанные с отправления культа в рамках этой конфессии.
3) Обучение основам религиозной культуры есть ни что иное, как внушение обучаемым принципов определенного религиозного культа».
(http://community.livejournal.com/carians/125929.html)
То есть религиозная культура, порожденная религиозными запросами некоторой части граждан будет насаждаться среди тех, у кого подобных запросов нет?
Напоследок хочу привести «перлы» участников олимпиады по ОПК, состоявшейся в марте 2009 года. (По сообщению портала Интерфакс-Религия).
«Некоторые участники Олимпиады продемонстрировали максимально нестандартные подходы при интерпретации строки из 150 псалма "Всякое дыхание да хвалит Господа". "Когда Давид писал псалмы, ему мешали жабы. Он приказал их выгнать, но после этого все равно одна жаба осталась и сказала, что тоже хочет славить Бога. И тогда Давид произнес: "Всякое дыхание да хвалит Господа!" - написал один.
"Феопоп Авокумский", "Протопок Оввакум", "Протанов Авакур", "Протокот Авокун" - под такими наименованиями для некоторых участников скрывается протопоп Аввакум, инициатор "раскола стареобразцев".
В сознании других на Куликовскую битву Димитрия Донского благословляли преподобный Сергий и Губей радостен (игумен Радонежский), он же - "монарх московской церкви", который "молился за Русь и даже послал двух монахов", пытаясь "освободить Русь из-под натяга ига татарского"». (http://news.pravmir.ru/article_3094.html)
Если принять во внимание колоссальную безграмотность населения, в частности в области русского языка (насколько я могу судить об этом из Интернет-ресурсов), которая смешивается с религиозным бредом, какое будущее ждет нашу страну?
Комментарии