Два триллиона в год: экономисты оценили "распил" госзакупок

На модерации Отложенный

Госзакупки на деньги налогоплательщиков остаются главной "кормовой базой" для российских коррупционеров.

Почти две трети сделок по закупке товаров и услуг за государственный счет осуществляются с нарушениями, подсчитали экономисты Института Гайдара.

Ежегодно восьмая часть денег, выделенных на госзаказ из бюджетов всех уровней, уходит в сомнительные контракты, общий объем которых достигает 2 триллионов рублей в год, говорит старший эксперт института Сергей Жаворонков.

Это почти половина годовых нефтегазовых доходов правительства (5 трлн рублей в бюджете-2017), втрое больше, чем федеральный бюджет выделяет на образование (617 млрд рублей), в 4,5 раза больше расходов на здравоохранение (438 млрд рублей) и в 26 раз больше ассигнований на охрану окружающей среды.

Сумма госзакупок с нарушениями практически равна годовым расходам бюджета на национальную безопасность и правоохоранительную деятельность (1,945 трлн рублей), следует из данных Минфина.

Самой популярной коррупционной схемой называется проведение конкурсов с такими условиями, которые заведомо может выполнить лишь одна компания - при этом контракт достается заранее определенному поставщику, и цена может быть установлена на любом, завышенном уровне.

Среди государственных закупок по неконкурентности лидирует федеральный уровень (32,9%), на втором месте муниципальный уровень - 19,6% закупок, на третьем - региональный: 8%.

Причем даже в случае, если конкуренты номинально есть, их количество чрезвычайно низкое - в среднем около трех заявок на один лот в 2016 году.

По данным ФАС, в режиме картельного сговора с существенным завышение цен на госторгах проходят закупки на 1 триллион рублей в год.

"Цена при закупках с участием картелей обычно выше на 20-30%. А это означает 200-300 млрд руб. убытков на одних госторгах", - рассказывал в феврале замглавы ведомства Андрей Цариковский.

Чтобы решить проблему, нужно установить исчерпывающий перечень дозволенных способов госзакупок и жестко закрепить порядок всех процедур, призывало МЭР в письме премьеру Дмитрию Медведеву, которое было направлено в июле прошлого года.

 

Соответствующие документы были внесены на рассмотрение Госдумы полтора года назад.

В первом чтении законопроект был принят в сентябре 2015 года, после чего к нему были подготовлены поправки.

По данным автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы, второе чтение законопроекта в декабре прошлого года было перенесено на неопределенный срок.