ОЛЕГ БАСИЛАШВИЛИ: Совок

На модерации Отложенный

Совок совершил ужасное дело: за время своей истории он истребил почти всех, кто мог воспринять свободу. Последний всплеск сопротивления — Новочеркасский бунт при Хрущёве. Когда потом появился шанс на свободу, воспользоваться им было уже некому. 


Воля к свободе осталась в Украине, в Прибалтике, в Грузии. Но не у русских. У нас качество населения низведено ниже плинтуса. Оно готово к рабству без палки. Страшен совок в ватнике. Но страшнее совок на иномарке, в импортных шмотках, отдыхающий в Европе и притом ненавидящий Запад. При совке власть обязывала хозяев личных домов вывешивать по праздникам красный флаг. Не вывесишь — будут неприятности. Сейчас никто не принуждает цеплять «колорадскую» ленточку на свой личный автомобиль — но цепляют все, не замечая, как двусмысленно и даже комично этот «символ победы» выглядит на «мерседесе» или «фольксвагене».


Этот нынешний добровольный неосталинизм, добровольный отказ от возможности быть свободным — гораздо страшнее атмосферы 30-х годов. Он знаменует полную деградацию, возможно, уже необратимую. Это вырождение как следствие мощнейшей антиселекции. 
В великом русском языке есть слово «люди» и слово «ублюдки». Как видите, они вроде бы созвучны, похожи друг на друга. Однако значение этих слов совсем разное. И корни разные — «люд» и «блуд». Между этими двумя словами дистанция огромного размера. Такая же, как между русскими 30-х годов и нынешними русскими. 


Начало перестройки было ознаменовано появлением фильма «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Перестроечная критика сталинизма началась с него. Главный смысл этого фильма не был воспринят, он показался слишком радикальным. Сын выкапывает из могилы труп отца-тирана и выбрасывает его с горы куда-то в мир — на ветер, на вечный позор. В пору выхода фильма многие клеймили эту яркую сцену, оскорблялись ею! 


Фильм стал проверкой готовности общества к переменам, к перерождению. Он нёс в себе послание, которое не было услышано: нас может спасти только радикальное отречение от скверны. Подобное тому, что совершила Восточная Европа.

Этого не произошло. Покаяние — а именно в этом состояло послание фильма — не состоялось. Само это слово — покаяние — стало вызывать раздражение и озлобление, и чем дальше, тем сильнее. 
Призывы к покаянию стали восприниматься как оскорбление национального и личного достоинства: «Кому, НАМ каяться?! Перед кем?? Мы всех спасли от фашизма!!». 
Сегодня тема покаяния, звучавшая в годы перестройки, перечёркнута великой темой «вставания с колен». Её венец — «Крымнаш». Закончен исторический цикл: от фильма «Покаяние» к фильму «Путь на родину». 
 Кто-то, вспоминая картин

у Абуладзе, сказал, что зловонный труп тирана теперь подобран и водружён на старый пьедестал. Этот полуразложившийся труп наши современники притащили к себе домой и усадили за семейный стол. В его обществе пьют чай. С ним подобострастно беседуют, с ним советуются. И если у трупа вдруг отваливается голова, её с извинениями прилаживают на место.
Мы не люди, а некий продукт системы расчеловечивания. Покаяние могло пробудить в нас человеческое, но мы отвергли этот шанс. У людей 30-х такого шанса не было. Единственное, что мы от них унаследовали: готовность стучать, трамвайное хамство и слабость к халяве. Путин смекнул, что можно купить эти души. 


«Наш Крым» - хит сезона «русской весны». Путин подражает Воланду. Интересно, кто выступает в роли Геллы? Вероятно, блядские российские СМИ с трупными пятнами на руках. Народ активно и упоительно примеряет на себя Крым, приговаривая: «Шикарно! Качественно! Патриотично! А как оперативно провернули! Глазом не успели моргнуть!». 


На что надеется Путин? На то, что иллюзия, морок станет вечной реальностью? Даже мессир на это не посягал. Морок развеется, оставив срам и массовый визг. 
Путину податься некуда: он не вольный художник, он директор-хозяин этого, блин, «Варьете». Он обречён метаться по рушащемуся зданию, среди разочарованной, озлобленной, взбешённой публики, теряющей человеческие признаки.
Вот такой театр. «Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!!».