Появилась петиция с требованием уволить пропагандистов «искусства» Яна Фабра из Эрмитажа!

На модерации Отложенный  

Молодежный образовательный центр и Отдел современного искусства Эрмитажа на государственные деньги провели в музее скандальную выставку и планировали показ видеозаписи «гомоэротического» спектакля в рамках молодежной образовательной программы.

 

Несколько месяцев назад в Государственном Эрмитаже завершился выставочный проект бельгийского автора Яна Фабра «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния – воин красоты». Эта шокирующая экспозиция была организована Отделом Современного искусства и Молодежным образовательным центром Эрмитажа. В качестве экспонатов в ней были использованы чучела животных, в том числе развешанные на крюках и прибитые к стенам, что вызвало возмущение и критику со стороны многих посетителей Эрмитажа и других граждан России.

Для многих было очевидно, что под видом обличения плохого отношения к животным эти работы, фактически, пропагандируют жестокость и насилие. Людей возмущало и то, что работы Фабра были выставлены рядом с признанными шедеврами мировой живописи – в результате с ними, помимо своей воли, сталкивались и семьи, приходившие в Эрмитаж, чтобы показать действительно великие произведения искусства своим детям.

В ответ на обоснованную критику представители Эрмитажа обвинили недовольную общественность в «необразованности» и непонимании «современного искусства». В своем заявлении относительно выставки Министерство культуры РФ сообщило, что скандальная выставка не была с ним согласована и указала, что Эрмитаж принимает собственные независимые решения, но «все формы публичного представления – это не только высокая миссия, но и определенная зона ответственности музея, за которую можно и нужно уметь держать ответ».

На этом, однако, эта история не закончилась. В связи с выставкой Молодежный образовательный центр Эрмитажа также подготовил «образовательную программу» под названием «Оммаж Яну Фабру. Интеллектуальный марафон». В ходе этой программы планировался показ фрагментов видеозаписи спектакля-перформанса Яна Фабра «Гора Олимп».

Об этих планах музея узнали журналисты и рассказали общественности, что вызвало серьезный скандал.

Из соображений сдержанности мы не очень хотим пересказывать здесь непристойные подробности этого спектакля. Достаточно сказать, что он включает ряд откровенно неприличных сцен гомоэротического характера. Фотография одного из кадров, запечатлевшего такую сцену, была представлена на интернет-сайте музея на странице, посвященной планируемому мероприятию.

Если Вы все же хотите познакомиться с подробностями, вы можете (предупреждаем – визуальные материалы довольно откровенны, поэтому нужно удалить от экранов детей) познакомиться с ними, прочитав, например, эту заметку или посмотрев этот видеоролик (за их содержание мы ответственности не несем).

Неудивительно, что информация о подобных планах Эрмитажа вызвала возмущенную реакцию представителей общественности.

Представители музея, как обычно в таких случаях, намекнули на необразованность и некультурность тех, кто считает подобное «искусство» неприемлемой мерзостью. На официальном сайте музея объявлено, что показа спектакля «Гора Олимп» в Эрмитаже не было. «Мы не первый раз встречаемся с приписыванием Эрмитажу действий, которые музей не производил», - сообщает администрация.

Однако такой показ был запланирован и отменен в результате возмущения общественности.

Это следует из других комментариев на официальном сайте Эрмитажа, опубликованных днем раньше:

«Выставка "Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты" вызвала не только большой интерес со стороны публики, но и нездоровый ажиотаж к отдельным экспонатам, вызванный их намеренно неверной трактовкой. В связи с этим запланированная образовательная программа к выставке Яна Фабра была откорректирована для снятия неверных трактовок. В связи с этим в рамках образовательной программы к выставке Яна Фабра было решено отказаться как от демонстрации перформанса "Гора Олимп", так и от всего мероприятия "Арт-Марафон". Вместо этого работа Молодёжного Центра была сосредоточена на разъяснении работ, вызвавших неоднозначную реакцию».

Как видим, используется привычное «лекарство» - намеки на то, что критики подобной деятельности музея просто безграмотны и не разбираются в «современном искусстве».

Быть может, Вы подумаете, что это случайная ошибка сотрудников музея? Нет. Это не случайность. Именно в сторону подобного «современного искусства», по их мнению и должно идти наше общество.

Комментируя скандал в связи с выставкой Фабра ее куратор, заведующий Отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков заявил:

«Я, может, скажу страшную вещь, но музей не должен ориентироваться на общество.

Если пойдем за обществом, то мы перейдем к тому, что будем сидеть в каком-нибудь унылом помещении и листать свои телефоны. Общество должно идти за нами. Мы показываем что-то, что на шаг впереди, чего нет в России. И если люди хотят вникать, слушать, то пускай идут за нами; если не хотят — мы не имеем права навязывать. Но можем предложить».

Это действительно страшная вещь. Ужасно представить себе общество, пошедшее «за ними». И, увы, «предлагая» это обществу на наши с Вами, государственные бюджетные деньги, они, фактически именно навязывают нашей молодежи подобное «современное искусство» как образец, достойный восхищения и подражания.

Да, искусство всегда вызывает много споров. Оно бывает провокативным. Особенно остро спорят и специалисты, и простые люди по поводу современного искусства. Мы с вами считаем, что некоторые явления в мире «современного искусства» - это не культурные достижения, а мерзость. Дмитрий Озерков и его единомышленники могут считать иначе.

Однако речь идет совсем не о том, кто разбирается в современном искусстве, а о том, какое искусство вправе пропагандировать государственный музей среди нашей молодежи на наши, народные деньги!

В 2014 году Президентом Российской Федерации утверждены «Основы государственной культурной политики».  Концепция относит к наиболее опасным для будущего России проявлениям современного гуманитарного кризиса «девальвацию общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров». Согласно документу, государственная культурная политика должна быть направлена на «формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей». В числе целей государственной культурной политики заявлена «передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения». Одним из условий формирования приоритета культуры и достижения общих целей развития общества названо «формирование нравственной … личности». Среди задач государственной культурной политики документ называет «утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей».

Деятельность Эрмитажа по пропаганде скандальных, вызывающих законное возмущение со стороны общества произведений Яна Фабра (и некоторых других «современных художников») противоречит всем этим началам государственной культурной политики. Вместо того, чтобы знакомить молодежь с общепризнанным многовековым мировым культурным наследием, с подлинными вершинами мировой культуры, ей, в качестве образца «современного искусства» преподносят спорные произведения, во многом построенные на «ценностях», противоречащих традиционной системе ценностей нашего общества и народа, на антиценностях.

Причем это делается на наши деньги, на средства бюджета, принадлежащего российскому народу!

Как граждане России мы имеем право голоса в том, на что тратятся народные деньги, предназначенные для поддержки культуры. И мы выступаем категорически против растраты бюджетных средств на пропаганду подобных образцов «современного искусства»!

Средства государства должны расходоваться только на поддержку такой культурной деятельности, которая отвечает традиционным, общепринятым ценностям российского общества, нашим ценностям. Они не должны использоваться на пропаганду тех форм «искусства», которые большинство граждан России однозначно сочтут не искусством, а скандальной мерзостью и распущенностью! 

Если кто-то считает эти произведения «искусством» и считает нужным представлять их публике, то пусть он это делает сам, за свой собственный счет, а не за народные бюджетные деньги в стенах государственного музея.  Деятельность, противоречащая основам государственной культурной политики не должна допускаться в стенах Государственного Эрмитажа и других государственных музеев!

Людям, которые занимаются за наш счет подобной «работой» - не место в государственном музее!

Подпишите обращение к Министру культуры РФ В. Р. Мединскому, требующему обеспечить увольнение из Государственного Эрмитажа заведующего Отделом современного искусства Д. Ю. Озеркова, руководителя Молодежного образовательного центра Эрмитажа С. В. Кудрявцевой, а также всех других ответственных сотрудников музея, принявших решение о проведении этой скандальной экспозиции.

Мы также требуем обеспечить соответствие всей деятельности в области культуры, осуществляемой на средства государственного бюджета, принципам государственной культурной политики и традиционным, принятым в нашем обществе нравственным и культурным ценностям.